Обыкновенный патриотизм

«Ты в своём уме?» - иногда спрашивают нас.
Если не прислушиваться к интонации, а понимать вопрос буквально, то надо признать, что люди, действительно, бывают не в своём уме, а в чужом.
            В рассуждениях о патриотизме иногда встречаются  сравнения родины с родителями, которых надо почитать, даже если они не совсем в своём уме.
Есть  суждения, которые находят в разжигании патриотизма коварство.
Л.Н.Толстой – один из тех, кто осуждал власть за то, что она «возбуждает и поощряет толпы праздных гуляк, которые, расхаживая с портретом царя по улицам, поют, кричат «ура»». («Одумайтесь»).
Он сам был участником Крымской войны, получил несколько боевых наград.
Пошёл на войну добровольцем  ради исправления своих денежных затруднений после крупного проигрыша в карты. 
          В мотивах той войны сегодня услышим до  боли знакомые выражения: право на защиту людей…, своих (христиан) не бросаем…,европейские державы осудили вторжение,   объявили ультиматумы…
Общественное мнение России выражало поддержку  царю. Поэт и дипломат Ф.Тютчев, сравнивал  Запад с  псом, сорвавшимся с цепи в давней «бешеной ненависти» к России. И это терминология сегодня тоже в ходу.
Россия « …старается .. запугать Европу, выдвигая на первом этапе хамские, абсурдные требования, с тем, чтобы на втором этапе "благородно" отступиться от части этих требований …, получив ровно столько, сколько и требовалось» - это написал человек, который в то время был ещё никем, а звали его К.Маркс.

  Бывает, что  понятия юридической лояльности  и православного  почтения к власти ставятся под сомнения, несмотря на крики «ура» и шествия с портретами царя.
         Истории известны  подвиги людей, для которых благо страны стало делом  чести и совести.
Известны ей и люди, которые пережили трагедию разочарования в своих представлениях о благе страны.
       «Теперь мы, русские, потащим мир вперед» — писал М.Горький в  1906 г.
 «Я живу в восторге… — каждый день всё более убеждает меня в близости революции всемирной»
А в 1918 году он пишет в «Несвоевременных мыслях»:
«Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти...
Реформаторам из Смольного нет дела до России, они хладнокровно обрекают её в жертву своей грезе о всемирной или европейской революции».

Можно понять возмущение другого писателя, Л.Андреева, который в конце своей жизни писал о М.Горьком:
«нужно составить целый обвинительный акт, чтобы доказать .. преступность Горького и степень его участия в разрушении и гибели России...»
Сам Л.Андреев  не соблазнялся проповедями революционеров. И даже был патриотом,  накануне революции  активно возражая призывам пацифистов и «пораженцев»:
«Горе побеждённым:  … ядовитого мира из рук «победителя» не примем!»
И после революции он не колебался в оценках:
«надо быть морально искалеченным, чтобы… оставаться бесстрастным к бесчеловечному поведению большевиков и называть его иными словами, чем преступление, убийство, ложь и разбой».
 Л.Андреев обращается с криком о помощи к США и странам Европы:
«И тебя, американец, зову я! …    Приди к нам! …
  ты крикнешь от ужаса и проклянешь обманщиков и лгунов, выдающих свою тиранию за страстное желание свободы русского народа.
… Пусть ваши нерешительные правительства дадут только оружие и деньги…
  … придите на помощь…!».

Через несколько лет лозунг «заграница нам поможет» советские писатели Ильф и Петров вложили в уста комичного и отрицательного героя своего популярного романа.
Всерьёз о помощи заграницы не рисковали говорить вслух вплоть до времён, когда было объявлено, что до построения коммунизма стало уже рукой подать.
                «Господи, благослови Америку…» - большинство россиян и подумать не могли, что такое может сказать президент их страны.  Музей-памятник Ельцину стоит почти рядом с храмом, построенным на месте казни царской семьи.
Через несколько лет преемник Ельцина на посту президента, говоря о неизбежности ответа России на ядерный удар США, сказал об американцах:  «…а они просто сдохнут…».
И кто из них  патриот?

В 1920 г США, которые ещё только-только разобрались со своими войнами и болезнями роста, по просьбе писателя М.Горького (!?) помогают голодающим детям России. Через несколько лет США вместе со странами Европы создают промышленность СССР,  вносят существенный вклад в победу над немецким фашизмом.   
Сравнение России с медведем, которого надо держать на цепи,  придумали на Западе. А то, что Запад хочет вырвать зубы у медведя, придумали в России.  Кому-то очень нужно, что не исчезали взаимные страхи и вражда.
Совсем не очевидно, что  человек и власть – это части единого общественного организма.
 Даже палец для человека дороже, чем солдат для государства.
Отношения  в стае зверей, где иерархия не предусматривает свободы мнений,  люди взяли  себе за основу.
Но открыто «зверствовать»  уже считается не приличным.
Единоначалие объявили необходимым только в условиях чрезвычайных. Соотношение преимуществ и недостатков единовластия такое, что, например, война всё спишет.
           Удивительно, что революционную теорию К.Маркса отвергли и в его собственной стране,  и в соседних странах. 
Что у Запада есть такое, чего нет у нас для того, чтобы не попадаться на крючок таких философий и не заглатывать такие «наживки»?
Россиян  много веков приучали «не умничать». Про тех, кто всё же пытался это делать, говорили, что они «не в своём уме». 
На Западе тоже были расправы над инакомыслием.
Но там  свобода совести  – достояние страны и залог прогресса, а в  России она  – угроза основам власти.
Европа окрепла после прививки революции. А Россия еле осталась в живых.

Много политических «оборотней» явили себя  за последние годы.
Для них не писан закон, по которому «…горе тому человеку, через которого соблазн приходит».
Люди, не имеющие «царя в голове», издавна вызывали в народе презрение.   
Но толпа, кричащая  «Ура» тому царю, который у неё в голове,  не отличается от той, что кричала «Распни его!».
Заблуждения от помрачения  ума могут быть заразительными.
Истина не рождается в спорах: она ждёт, когда споры закончатся.
А если их из самых благих намерений пресекают на корню, то это не от любви к истине.
          Нобелевский лауреат М.Шолохов с трибуны  партийного съезда призывал судить «оборотней» Даниеля и Синявского «руководствуясь революционным сознанием».
Другой лауреат, А.Сахаров», с той же  трибуны утверждал, что «инакомыслящие нужны обществу».
 М.Горбачёв, ставший лауреатом той же премии много лет спустя, освободил А.Сахарова от ссылки.
Нобелевский лауреат  журналист Д.Муратов  рассказывает о людях, которых в наши дни осудили «за мнения»;  например, на 7 лет осудили женщину, которая на товарных этикетках в магазине писала что-то вроде «нет войне»…
Муратова  ещё не объявляют в розыск,  но уже называют предателем.
Ему не простят его мнение о том, что «Нынешние идеологи продвигают идею смерти за Родину, а не жизни за Родину».
С экрана ТВ слышим серию рассуждений о возможности применения ядерного оружия, звучат призывы патриотов «разобраться» и с другими россиянами, которые что-то публично «не одобряют».
 В том числе и с теми, кто «поуехали».

В России сейчас нет ничего даже близкого к голоду.
Почему же и сейчас так много людей, которые  называют правящую партию  сборищем  «обманщиков и лгунов, выдающих свою тиранию за страстное желание свободы русского народа»?
Уже появился целый список узников, осуждённых за попытку выразить  несогласие с политикой. Строгость наказания  воспринимается как неуверенность власти в своих силах.
        В США в разгар войны во Вьетнаме суд присяжных оправдал обвиняемых в протестах  против войны. Верховный суд несколько раз отменял приговоры судов низших инстанций.
Чемпион мира по боксу американец М.Али отказался идти на  войну по религиозным соображениям.
Чемпион мира Н.Валуев заверил, что пойдёт на передовую, если его позовут. 
Он считает, что
«Мы ... вернулись к корневым духовным истокам…
У нас ... никто здесь никого идеологически не давит.
Свобода …  мысли и всего остального такая, за что за границей просто сажают. У нас – нет». - Обыкновенный «серийный депутат».
В некотором роде  он представляет лицо правящей партии России.
В словах  о свободе «мысли и всего остального» особенно чувствуется
обыкновенный патриотизм…


Рецензии
Прочитал информацию по ссылке: сильный текст. Большую часть тезисов полностью разделяю.
Совершенно не разделяю ностальгию по КПСС. В части тоски по руководящей роли партии автор не снимает розовые очки.

Геннадий Гаврилов   05.01.2024 13:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.