О Хайдеггере

Хайдеггер заметил то, что никто не мог заметить тысячи лет. Присутствие как бытие. У Парменида сказано: "считай отсутствующее присутствующим". В сущности это определение бытия, но никто этого не замечал долгое время. Присутствие - это философское достижение Хайдеггера.

И в то же время Хайдеггер удивительно непонятлив - он не может ясно осознать казалось бы очевидные вещи. Ничто, пустоту он перекручивает в ужас. Более того, я не уверен, что он даже понял связь присутствия и бытия. Она в том, что только человек с его "Я" может однозначно сказать: "я существую" - не существовал или буду существовать, а именно "Я - существую" - и это будет Истиной. Это и есть присутствие и есть понятое бытие. В этом смысле человек уникален!

Но Хайдеггер замечательно понял пустоту, ничто, как пустоту вмещающую - тут бы остановиться. Но он не понимал, как это много. Ему понадобился ужас!

В этом проявляется философская странная особенность Хайдеггера - увидев, не увидеть! И это передается читателю, потому что все начинают подозревать, что пустота - это не просто нечто вмещающее, но что-то еще, что-то непознанное и таинственное, непонятное. И всё это вместо того, чтобы четко сказать что есть ничто? В результате получается не приближение к пониманию, а наоборот - удаление от него.

Из этого рождаются утверждения типа "Ничтожение Ничто есть бытие" - вот что есть настоящий ужас! Вместо того, чтобы иметь нормальное положительное определение, которое есть как у ничто, так и у бытия, предлагаются жуткие конструкции. Не нужно уничтожать ничто, чтобы иметь бытие! И наоборот - тоже не нужно!

"Человеческое присутствие означает выдвинутость в Ничто" - это не просто кошмар кошмарный, это просто неправда! Всё равно что назвать белое черным, а черное белым. Хотя бы потому, что это не человек выдвинулся, а Ничто его вместило. Потому что человек лишь часть мироздания, а Ничто - субстанциональная прошивка абсолютного целого - всего. Впрочем, возможно, это нюансы, но для человека понимающего - это важные нюансы.

Нюанс в том, что теоретически ничто как пустота возможна без человека, но человек как часть - невозможен без пустоты! Даже теоретически. Надо понимать "кто здесь главный". Ничто, в том числе, человеческое присутствие, никуда не выдвигается и не может выдвигаться. Оно пребывает в бытии, как и дОлжно! Но даже бытие никуда не выдвигается - оно просто есть! Также же как есть ничто. И "есть" они одновременно и очень дружно в виде наполненной пустоты. Если есть выдвинутость Куда, то возникает естественный вопрос - выдвинутость Откуда?! И это приканчивает данную мысль на корню.


Рецензии