А будет ли наводнение в Санкт-Петербурге в 2024 го

Летом 1968 года судьба привела меня к ступеням Ленинградского горного института. Это был единственный вуз в городе, в котором готовили обогатителей.

Трамвай номер 26 всего за полчаса довёз меня сюда буквально от моего дома на Петроградской стороне.  От остановки «Кинотеатр Великан», через мост Строителей, по стрелке Васильевского острова мимо Ростральных колонн, через Дворцовый мост мимо Эрмитажа и Дворцовой площади, мимо здания Адмиралтейства, через мост Лейтенанта Шмидта, и по одноименной набережной мимо парусника «Крузенштерн».

- Остановка «Горный институт» - объявил вагоновожатый.

Я вышел из трамвая прямо ко ступеням величественного здания.

- А было бы здорово каждый день ездить по такому достопримечательному маршруту, - отметил внутренний голос.

Я перешел трамвайную линию и спустился по гранитным ступеням к Неве. Справа был виден корпус ремонтируемого крейсера.

- А это что такое? - К гранитной стенке парапета была прикреплена мерная рейка. У некоторых делений стояли цифры. Как сейчас помню: 1724, 1774, 1824, 1924… 

Я вспомнил, что видел нечто похожее на дверном косяке у своего друга- одноклассника. Его отец отмечал рост сына в день рождения горизонтальной чертой, а рядом писал год измерения. А здесь мерная планка показывала уровень подъёма воды в Неве во время наводнений разных лет. Некоторые отметины были гораздо выше моего роста. Я содрогнулся и присмотрелся к цифрам дат. Получалось, что Нева выходила из берегов как по расписанию, буквально каждые 50 лет.

- Интересно, а в 1974 году тоже будет наводнение?  - До этой даты оставалось 6 лет.

- Вот и проверим, - с оптимизмом отозвался мой внутренний голос.

Я снова пересек трамвайные пути, поднялся по мраморным ступеням к зданию с античными колоннами и скульптурами, и вошёл внутрь.


P.S. Да, через 6 лет, в 1974 году действительно случилось сильное наводнение. Вода покрыла рельсы, и трамваи ходили мимо здания буквально по воде. Нева затопила подвальные помещения института, и мы довольно долго очищали подвалы от последствий наводнения. Во дворе института высились целые кучи промокших книг. Мне попадались старые монографии с посвящениями и автографами авторов. Интересная подробность: у моего научного руководителя в подвальном помещении Химического корпуса была кладовая с целой коллекцией веществ для синтеза флотационных реагентов.  Буквально за пару недель до наводнения я привел его к той самой мерной планке на берегу Невы, и предложил перенести на какое-то время его коллекцию реагентов из подвала в помещение повыше. Он потом поблагодарил меня за спасение ценной коллекции. Я рассказывал о мерной планке и о возможном наводнении и другим преподавателям, но они отнеслись с недоверием к словам тогдашнего молодого специалиста.

Для справки. В ноябре 1824 года уровень воды в Неве поднялся больше, чем на 4.20 метра. Были разрушены 462 дома, повреждены 3681. До 600 человек утонуло и пропало без вести.

Наводнение 23 сентября 1924 года. Уровень воды на 380 сантиметров выше ординара. Фото из коллекции братьев Булла. Последствия наводнения были катастрофическими, на восстановление города ушло несколько месяцев.

P.S.S. Кто бы мог подумать, но вот наступил 2024 год - год очередного 50-ти летнего цикла, когда Нева с заметной регулярностью проявляет свой нрав. Ураганные потоки ветра, ориентированные прямо навстречу течению реки начинают играть роль своеобразной плотины, не дающей Неве спокойно стекать в Финский залив. Вот вода и поднимается выше уровня набережных, попутно заливая подвалы. Будем надеяться, что с очередным наводнением справится защитная дамба. Но если у вас или ваших знакомых есть подвальные помещения в Санкт-Петербурге, то посмотрите фото 1924 года, и покажите им ссылку на мою историю. Время на подготовку еще есть.


Рецензии