Пушкин народный самозабвенно о народе

Пушкин народный откровенно до само-забвения о народе

Procul este, profani. 1)
Эпиграф — восклицание жреца из 6-й песни «Энеиды» Вергилия

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?

Напечатано под названием «Чернь» в «Московском вестнике», 1829 г., ч. I. Настоящее название стихотворению дано Пушкиным в 1836 г. при подготовке нового издания стихотворений, не вышедшего в свет.

Это о ком же так безжалостно Наш понимаете-ли ли  любимейший светлейший аристократнейший Весь во Всём и Навсегда?
Да это о нас с тобой, фра, «твою налева»!
Ведь к иным – избранным и одаренным -  то мы не относимся… кажется… бредится:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

В то время грамотных в Империи было 1% от всего зонального контингента крепости огромного малонаселенного холодного и часто голодного пространства
А читающих книги …  процент от процента
А читающих художественные книги - процент  от процента от процента
А читающих поэтические сборники и увлекающихся поэзией … пара десятков
 А понимающих написанное и знающих Поэтику Аристотеля …  – с гулькин пенис.
Тогда, ныне и присно и во веки веков

Прим. Вульгарный вариант известного оборота с гулькин нос. в Большом словаре русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
 Гулька - это вообще-то голубь! У голубя в надклювье есть восковица, так вот, её имеют ввиду, когда говорят: " С гулькин нос"
Penis columbus или в простонародье Гулькин хрен! https://stranovb.livejournal.com/3030.html : Слово ГУЛЬКИН в словосочетании С ГУЛЬКИН НОС ("очень маленький", "малюсенький", "маленького размера") является притяжательным прилагательным от существительного ГУЛЬКА ("голубь"), в свою очередь образованного с помощью суффикса -К(А) от ГУЛЯ того же значения. Слово же ГУЛЯ как название голубя возникло на базе звукоподражательного подзывания ГУЛЬ-ГУЛЬ. Иначе говоря, С ГУЛЬКИН НОС означало первоначально "размером с голубиный клювик" (по Н.М. Шанскому). Но для этого (понимания гули-гули лули-лули стояло)  надо разбираться в Мочеполовых органах голубя: У птиц (и у самцов, и у самок) есть клоака, в которую выводятся и мочевыводящие протоки, и кишечник, и семенные протоки (или яичники у самок). При спаривании птицы просто соприкасаются клоаками, обмениваясь клоакальными жидкостями, так и происходит оплодотворение. Предварительный вывод – единица измерения “с гулькин хрен” не превышает длину клоаки Сизого голубя (Columba livia) и составляет её не значительную часть.
Народ в представлении Пушкина — это глупость, злоба, бесчестие, душевная окаменелость, но прежде всего — рабство.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
("Свободы сеятель пустынный...", ноябрь 1823 г.)

[Эпштейн М. НАРОД У ПУШКИНА/ mikhail_epstein https://mikhail-epstein.livejournal.com/198537.html

И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

"Откуда вдруг этот глупец?", — удивлялся В. Вересаев, наивно веровавший в "любовь Пушкина к народу". — "Загадочная, волнующая своею непонятностью строфа, совершенно не увязывающаяся со всем строем предыдущих строф". 
М.О. Гершензон отвечает на это недоумение, проясняя свою трактовку прямой речью от лица Пушкина. "Пушкин говорит: "Знаю, что мое имя переживет меня; мои писания надолго обеспечивают мне славу. Но что будет гласить эта слава? Увы! Она будет трубным гласом разглашать в мире клевету о моем творчестве и о поэзии вообще. Потомство будет чтить память обо мне не за то подлинно-ценное, что есть в моих писаниях, и что я один знаю в них, а за их мнимую и жалкую полезность для обиходных нужд, для грубых потребностей толпы."

[Вересаев В. Пушкин и польза искусства // Вересаев В. В двух планах. Статьи о Пушкине. М., 1929. 117—118]

Но это еще не всё у Наше Всё Всего совсем…  Плиз добавка из отброшенного при недозавершении п романа Ев.г. Онегин:
О русский глупый наш народ,
Скажи, зачем ты в самом деле …
I
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
V
И чем жирнее, тем тяжеле.
О русский глупый наш народ,
Скажи, зачем ты в самом деле

[А. С. Пушкин. Евгений Онегин  ДЕСЯТАЯ  ГЛАВА]
Андрей Чернов  = опыт реконструкции формы  http://chernov-trezin.narod.ru/Onegin.htm
V
 
И чем жирнее, тем тяжеле.
О русский глупый наш народ,
Скажи, зачем ты в самом деле
И впрямь свободен без свобод?
Где были русские палатки,
Там будут русские порядки, –
Куда ж влачишь ты свой ярем
От бунта к бунту? И зачем?
Ответь, каким еще кумирам
Незнаемым – под плеть и нож
Приплод обильный принесешь?
Что движет православным миром,
Вертя несмазанную ось?
И точно эхо донеслось:

Предполагаемый полный текст десятой главы "Евгения Онегина" у Сунцова:
VI
И чем жирнее, тем тяжеле...
О, русский глупый наш народ,
Скажи, зачем ты в самом деле
Так долго носишь гнет господ?
Зачем в военную годину,
Уже держа в руках дубину,
Еe ты рано отпустил?
Иль ты забыл, иль ты простил,
Что не француз и не татарин,
Нe швед, не немец, не поляк,
А только он твой главный враг -
Рабовладелец, русский барин?
Иль на авось по старине
Ты понадеялся вполне?

Независимо от толкований и реконструкций с манией со-авторства  Пушкин оставил неприкосновенным главное:
= есть русский царь  … часто плешивый и архаичный крепостник и самовластец
= и есть «русский глупый наш народ» = свободный без свобод, чернь тотализированная
***
 Вот крушитель бессовестности и несправедливой справедливости Г. Плотников  негодовал:

«Пушкин владел народом в буквальном смысле. Как собственник, помещик, дворянин. Тогда владел, когда народ был принято называть хамами.
В 1834 году наставлял Пушкин в письмах своего управляющего имением белоруса И.Пеньковского:
«По доверенности отца моего, статского советника Сергея Львовича Пушкина, имею я в своем ведении в Нижегородской губернии в селе Болдине по 8-ой ревизии 536 души, а в сельце Кистеневе Саргачевском уезде 274 души, а сверх того в том же сельце Кистеневе 220 душ, собственно мне принадлежащих».

И что же повелевал наш народный поэт Пушкин и по совместительству помещик делать с этими душами народа?

«При том имеете Вы наблюдать, чтобы казенные повинности и подати в свое время сполна уплачены, положенный же с обычных крестьян оброк получать без недоимок и ко мне высылать, будет окажутся дурного поведения и вредные вотчине крестьяне и дворовые люди, таковых отдавать во всякое время в зачет будущего рекрутства…Словом , прошу Вас в оном имении распоряжаться как бы я сам, высылая доходы на мое имя…»

Итого Пушкин повелевал: налоги брать, заставлять работать на себя, строптивых в солдаты, а доходы все ему регулярно.» 

Пушкин - Вяземскому:
«Ты знаешь, что я не корчу чуствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни, ей Богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждения самолюбия, рассеянности и пр.».

Пушкин писал о проблемах с крепостными из Симбирска:
«…Кстати о хамовом племени: как ты ладишь своим домом ? Боюсь людей у тебя мало, не найдешь ли ты кого ? На женщин надеюсь, но с мужчинами как тебе ладить ?».
http://proza.ru/2022/10/07/1445

От юношеских Сашкиных миражей, фра,  не осталось и теней:

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачиться по браздам
Неумолимого владельца…
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство падшее по манию царя…?

 Мания – это безумие …  Его у нас пруд пруди и карасей разводи…  А свободы…
На на кой хрен она нам … гулям

А сам народ из толп черни стадов пролюдей мнил:

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.

Зачем стадам дары свободы?
недоумевал Пушкин в Сеятеле


Рецензии