Блок. О чем поет ветер. Вступление
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Вариант публикации в РМ [РМ – «Русская мысль» (журнал).]
Посвящение Посвящается моей жене.
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
О ЧЕМ ПОЕТ ВЕТЕР
Впервые: РМ. 1915. №2. 1-я паг.С. 1-б. [РМ – «Русская мысль» (журнал)]
О настроениях, отразившихся в цикле, можно судить по воспоминаниям Н.А. Павлович, передающей один из раз говоров с Блоком (вероятно, в 1920 г.):
«Однажды он пришел ко мне хмурый, постаревший. Взял свой III том и открыл "О чем поет ветер".
– А это Вам нравится?
– Совсем не нравится, т.е. стихи прекрасные, но это последняя усталость, и борьбы уже нет.
– Да! – ответил он даже с некоторым удовлетворением: – Мне было очень скверно, когда я писал эти стихи.» (Павлович Н.А. Воспоминания об Александре Блоке // БС-1. С. 484.
Стихотворения цикла дорабатывались 26 августа 1914 г. (ср. запись Блока в этот день: "Много стихов" – ЗК. С. 238).
Настроения, в них отраженные, не были для Блока мимолетными и случайными, они сказывались также в ряде стихотворений, написанных после оформления цикла: см., например, "Та жизнь прошла ... " (31 августа 1914 г.), "Пусть я и жил, не любя ... " (8 октября 1915 г.), "Протекли за годами года ... " (30 сентября 1915 г.), а также цикл "Жизнь моего приятеля".
6 марта 1915 г. Блок послал цикл жене – по всей вероятности, в виде журнального оттиска из РМ (см.: ЛН. Т. 89. С. 355).
Образно-тематическая основа цикла восходит к одному из основных мотивов драматической поэмы "Песня Судьбы" (1908), отраженном в словах Германа его жене Елене: "Слышишь, как поет ветер? Точно – песня моей судьбы ... веселая песня. Слышишь?" (СС-8(4) . С. 113). См.: Крук И.Т. "Сокрытый двигатель его ... " Проблемы эволюции творчества А. Блока. Киев, 1980. С. 137-138.
Развиваемая в цикле тема "тихого дома" и одиночества вдвоем автобиографична: с сентября 1913 г. Блок и Л.Д. Блок, после длительных разъездов, совместно и порознь, обосновались в своей петербургской квартире, где вели относительно уединенный образ жизни; в августе 1913 г. исполнилось десять лет их супружества, что побуждало Блока к осмыслению былого и к сопоставлению юношеских чувств и переживаний с тем внутренним мироощущением, какое сформировалось в нем за прожитые совместно годы. См.: Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1978. с. 497-499.
Цикл, "построенный с преобладанием минорной тональности, овеянный лиризмом забвения" (Максимов 11. С. 141), несет в себе особую семантическую нагрузку как заключительная часть композиции "третьего тома" и поэтической трилогии в целом. В структуре "третьего тома" завершающий цикл во многом связан с циклом, его открывающим, – "Страшным миром": «...тревожный, щемящий и лихорадочный уют этого цикла есть прямое следствие действия "страшного мира", сбивающего душу с пути. В свете этих мыслей возникает догадка о тяготении третьего тома к кольцевому построению с затаенным в этой форме намеком на "вечное возвращение"» (Там же. С. 142; см. также: Минц, 4. С. 164).
Аналогичным образом "О чем поет ветер" может рассматриваться как заключительная часть кольцеобразной композиции всей поэтической трилогии, в соотношении с циклом юношеских стихотворений "Ante Lucem". Между этими двумя циклами имеются определенные идейно-образные переклички (мотив замкнутости в сфере индивидуальных переживаний, темы уединенности, отрешенности, молчания) и композиционные соответствия: если "Ante Lucem" знаменует рождение творческой индивидуальности и начало поэтической судьбы, то цикл "О чем поет ветер", с явственно звучащей в ней темой смерти, с вариациями возвращающихся мотивов юношеской любви, предстает как завершение индивидуального мифопоэтического пути, запечатленного "трилогией вочеловечения".
»
Ветер для Блока всегда был дыханием извне. Вот первое его появление в «Стихах о прекрасной даме»:
«Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок…
29 января 1901»
Вот через год, в чреде нескончаемых кошмаров лета 1902 года:
«Ужасен холод вечеров,
Их ветер, бьющийся в тревоге,
Несуществующих шагов
Тревожный шорох на дороге.
Июль 1902»
где ветер – предвещает очередной ужас торжества двойников.
А вот, следующая книга «Распутья». Он и Она – вместе. Они идут – рядом! Они идут – в нигде, которое на самом деле – всё. А навстречу им, противостоит им – из ниоткуда! – ветер:
«Мы всюду. Мы нигде. Идем,
И зимний ветер нам навстречу.
5 декабря 1902»
После «Распутий» ветер приведет его туда, где мороки Ночной фиалки будут плести сказки:
«…Будто дальний прибой,
Будто голос из родины новой,
Будто чайки кричат,
Или стонут глухие сирены,
Или гонит играющий ветер
Корабли из веселой страны…
18 ноября 1905 - 6 мая 1906»
Потом ветер станет верным спутником змеиной женщины «Снежной маски», «Фаины» и «Заклятия огнем и мраком и пляской метелей»:
«И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
29 декабря 1906»
которая и останется в памяти вместе с неуютом ветра, причем, ветер запомнится больше. Обратите внимание, как стерлись, как стали не отличимы друг от друга все женские лица в «Вольных мыслях»:
«Хочу,
… женщин целовать,
И песни петь! И слушать в мире ветер!
Июнь - июль 1907»
В “томе III”, в его предыдущих главах, ветер останется гостем из дальних стран – из очень дальних, и останется спутником тех стран обитательниц – все тех же, со змеиными повадками страшного мира:
«Из хрустального тумана,
Из невиданного сна...
…Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных зеркал.
…Узкий твой бокал и вьюга
За глухим стеклом окна –
Жизни только половина!
Но за вьюгой – солнцем юга
Опаленная страна.
Разрешенье всех мучений,
Всех хулений и похвал,
Всех змеящихся улыбок…
6 октября 1909»
А потом ветер перестал брезговать и обывателями:
«Там ветер над тобой на сквозняках простонет
До бледного утра;
Городовой, чтоб не заснуть, отгонит
Бродягу от костра…
11 февраля 1914»
Но с каким облегчением он (ветер) вернулся в свои палестины:
«Холодный ветер от лагуны.
Гондол безмолвные гроба.
…В тени дворцовой галлереи,
Чуть озаренная луной,
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.
Август 1909»
А, вернувшись, станет вестником и спутником смерти:
« А голос юный
Нам пел и плакал о весне,
Как будто ветер тронул струны
Там, в незнакомой вышине,
…Но было тихо в нашем склепе,
И полюс – в хладном серебре.
Ушла.
Февраль 1910»
И только через несколько лет – к 1913 году снова станет антуражем страсти:
«Есть времена, есть дни, когда
Ворвется в сердце ветер снежный,
И не спасет ни голос нежный,
Ни безмятежный час труда…
…Испуганной и дикой птицей
Летишь ты, но заря – в крови…
Тоскою, страстью, огневицей
Идет безумие любви…
22 ноября 1913»
«На небе – празелень, и месяца осколок
Омыт, в лазури спит, и ветер, чуть дыша,
Проходит, и весна, и лед последний колок,
И в сонный входит вихрь смятенная душа…
24 марта 1914»
Но в следующей книге «Родина» ветер станет предвестником катастрофы, как в прошлом «На поле Куликовом»:
«Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
31 июля 1908»
… так и в его (Блока) настоящем:
«Вот он – ветер,
Звенящий тоскою острожной,
Над бескрайною топью
Огонь невозможный,
Распростершийся призрак
Ветлы придорожной…
Вот – что ты мне сулила:
Могила.
4 ноября 1908»
«Дикий ветер
Стекла гнет,
Ставни с петель
Буйно рвет.
…Как не бросить всё на свете,
Не отчаяться во всем,
Если в гости ходит ветер,
Только дикий черный ветер,
Сотрясающий мой дом?
22 марта 1916»
А о чем будет петь ветер в последней книге последнего тома Александра Блока?
Свидетельство о публикации №224010701021