Воейково Ленинград. глава третья

        Воейково \ Ленинград : от ноября 1975 года до января 1976 года

                Повесть

                Глава третья


В назначенные день и время я был в массивном высоком здании,
на одном из этажей которого собрались молодые люди примерно равных возрастов.
Назвать всех желающих стать слушателями дневного подготовительного отделения
после прохождения минимально трудного тестирования можно и по другому, точнее :
обозначить молодыми мужчинами и молодыми женщинами, поскольку все мы
в разные годы завершили обычное среднее школьное образование, -
а те, кому в большей степени улыбнулась удача, получили и нормальное семейно-школьное воспитание.

Большинство мужского пола явно прошло ещё и воинскую службу ;
кто в пределах обычных двух лет, в сухопутных войсках ; 
а кто-то « получил возможность » целых три года побыть моряком
в советском Военно-морском флоте.
Женская часть, « абитуриентки », скорее всего имели трудовой опыт,
будучи в штате предприятий связи или иных отраслей народного хозяйства СССР.

Для получения рекомендации/направления для обучения по дневной форме
на подготовительных отделениях вузов был необходим минимальный трудовой стаж
равный одному году и соответствующее решение трудовых коллективов ;
а для успешно проходящих службу в рядах Советской Армии и Военно-морского флота требовалось получение в своих подразделениях аналогичного одобрения в виде официального документа установленной формы.

В моём случае на одном из комсомольских( или на одном из общих,
с участием наших офицеров и прапорщиков) собраний нашего отдела,
ближе к его завершению, под рубрикой « разное » был рассмотрен вопрос
о моей просьбе дать рекомендацию для поступления на « рабфак » :
так ещё с тридцатых годов двадцатого века назывались
подготовительные отделения( они же « нулевые, начальные курсы » ) при институтах, - тем из среды  рабочих, крестьян, гражданских служащих и демобилизованных военных, кто пожелал далее учиться в высших профильных учебных заведениях,
эти многомесячные курсы помогали восстановить школьные и дать новые знания,
а так же создавали понятие о предстоящих студенческих годах.

Вероятно и то, что в ходе « восстановительного » дневного обучения
часть слушателей, узнав о реальных своих способностях и умениях,
принимала решение о не поступлении в высшие учебные заведения. ---
Мало ли что могло произойти в личной жизни, в самом обществе ;
да и надо было уметь прожить на стипендию, на подработки.

Название « рабочий факультет » означало методическую помощь перед поступлением ;
и, само собою, показывало стремление "учеников" к систематическим знаниям.

На основании решения того сентябрьского собрания я получил заверенное печатью
нашей воинской части направление для обучения на « рабфаке »\на подготовительном
отделении конкретного института.
Насколько я знаю, с этим же направлением я мог бы обратиться
в течение ближайшего года в любой вуз Советского Союза ;
« даже » в университеты Ленинграда и Москвы.

((( Показал бы мне тогда, армейской осенью 1975 года, « кто-нибудь »,
отдельные фрагменты или эпизоды моей дальнейшей жизни, я бы сознательно выбрал филологический факультет Ленинградского государственного университета !!! )))

Даже я сам не смею отрицать « упущенную возможность ...»


                *

Только что вспомнил ту реальность : в ответ на моё письмо-запрос я получил
от деканата дневного подготовительного отделения  ЛЭИС фирменный чистый бланк,
отпечатанный типографским способом.
Дальнейшее вам известно : решение общего собрания нашего отдела стало основанием
для оформления направления на учёбу ;
указание на бланке штабным писарем моих фамилии, имени,отчества, даты рождения ; заверение подписи командира части печатью ;
последующее отправление заказным письмом в Ленинград.

Вспомнил и про обязательность служебной и комсомольской характеристик, 
без которых не был бы полным комплект документов.

Для гражданских лиц тоже были обязательны две характеристики : производственная
и комсомольская ; при участии в КПСС требовалась партийная характеристика.


                *

Первое « испытание » для желающих учиться было простейшим : обычный диктант.
Сданы ученические листы в линейку, - указаны дата и ф.и.о.

Второй и, так полагаю, решающий тест был в виде выполнения заданий по математике.
На двух досках в каждой аудитории нарисованы белым мелом задания. ---
Нас, абитуриентов, было достаточно много, не меньше ста человек ;
и никого, абсолютно никого я не помню : ни одного лица из числа тех,
кто затем стал слушателем или слушательницей ДПО ЛЭИС.

Вся людская масса распределилась по нескольким аудиториям,
похожим на двойного размера школьные классы.
А может я и обманываюсь через столько-то лет : обычные аудитории для группы численностью примерно в двадцать-тридцать человек.

Нам были розданы проштампованные двойные листы к клетку, были даны разъяснения
по двум вариантам. --- Распределение решающих задачи и уравнения произошло
по принципу « первый-второй ».
При необходимости можно было взять дополнительные тетрадные листы.
Перед началом проявления наших математических способностей все указали
в верхнем левом углу первого листа свои данные.

При входе в аудиторию я занял место поближе к выходу, в первом ряду. 
Ближе к доске с одним из вариантов заданий по математике. -
Освещение было слабым, скорее сумеречным.
Да и за окнами типичная для Ленинграда неопределённость дневного времени.

Мои самостоятельные занятия прежде всего по математике происходили в основном
во время несения суточной службы в составе караула, посты которого контролировали
всё небольшое пространство, занимаемое нашей воинской частью.
Я регулярно назначался начальником караула от нашего отдела\от нашей « роты »
и когда был в звании младшего сержанта и когда было присвоено присущее
командиру отделения максимальное звание сержант.

То есть я имел много свободного времени в вечернее и особенно в ночное время ;
по правилам несения караульной службы начальник караула имел всего четыре часа
для отдыха в виде сна, - в нашей воинской части это был промежуток
от десяти часов утра до двух часов дня.

( После возвращения в свою казарму состав караула имел право сразу после ужина
лечь спать, - добирать часы отдыха.
Режим дня в казарме был таков : утренний подъём в семь часов ;
« отбой »\отход к ночному отдыху\ происходил в одиннадцать часов вечера.
А мы, после службы в карауле, да и кухонный наряд плюс дежурный по роте и дневальные могли, при нашем желании, лечь спать примерно в половине восьмого часа вечера.)

Смена караулов происходила после ежесуточного развода : в диапазоне времени
от половины шестого вечера до шести часов вечера.
Занятия математикой, по привезённым знакомыми офицерами школьным учебникам,
чередовались с чтением художественных книг и производством писем домой, друзьям,
одноклассницам и просто знакомым девушкам.
( Любимо любимой девушки у меня не было.)

Эти постоянные труды, - решение множества задач, примеров, систем уравнений,
построение графиков и решения с их помощью, алгебраические преобразования,
труд памяти по воспроизведению всяческих формул, - дали хороший результат.

Решаемый мною вариант был средней степени трудности, и я достаточно быстро
с ним справился ; затем два раза перепроверил мои решения.
Но времени оставалось так много, что я решил « перестраховаться »
« очень оригинальным способом » : полноценным решением второго варианта.

Попросив у преподавателя ещё пару двойных листов, я принялся неторопливо решать
примерно такой же по трудности вариант.

((( Но я вновь не рассчитал своих сил )) и достаточно быстро решил все задания
из второго варианта.
Вновь тщательная проверка, вновь моё внутреннее удивление верности решений. -
Может и были несущественные ошибки, но я о них не узнал, ибо оценок нам
не сообщили.

На следующий день, или через два дня, был я вновь в деканате ДПО.
На Доске Объявлений увидел списки зачисленных на дневное подготовительное отделение ЛЭИС имени Бонч-Бруевича.
( Обозначаю так по причине наличия похожего по названию института :
Ленинградский электротехнический институт имени В.И.Ульянова\Ленина. )

Замирания сердца и прочих вероятных переживаний я не помню, поскольку был стопроцентно уверен в моём зачислении на ДПО. ---
((( Из двух вариантов по математике хотя бы один мог быть решённым верно. )))

За итоги диктанта я не волновался, - разве что мой специфический почерк, выработанный за многие сутки пребывания в карауле, мог всё же вызвать
минимальные претензии : наклон букв в левую сторону ; при таком наклоне
мои письма читались значительно легче.

Что поделать, если в младших классах я так и не научился\не был научен
хорошему почерку.
А при неторопливости диктанта я постарался превзойти самого себя в чёткости
и в размерности букв.

Нашёл свою фамилию в Приказе о зачислении, пообщался с сотрудницами деканата,
получил от них « ордер » на заселение в общежитие, от них же я узнал о маршруте
и о видах транспорта, при помощи которого надо было сначала добраться до окраины
Ленинграда, - Пороховые, а оттуда либо доехать до посёлка Колтуши,
а далее на другом рейсовом автобусе до посёлка Воейково, где располагается геофизическая база, или же, при везении, от Пороховых уехать в Воейково
без пересадки, прямым рейсом.

Далее следовало спросить местных жителей о месте нахождения и о дороге
в студенческий городок ;
или же, имея существенный ориентир в виде громадных специальных антенных полей,
самому дойти до территории лесного городка ЛЭИС, там найти домик коменданта,
отдать ему « ордер » на заселение.
Комендант, по своему усмотрению, определит меня в одну из комнат
мужского общежития.

Поблагодарив девушек-студенток вечернего отделения ЛЭИС я попрощался с ними.

На это раз я не стал « в заветном блаженстве » бродить по центральному району Ленинграда.
Через два или через три дня наступит календарная зима. -
С первого декабря начнётся учёба.

Моё возвращение к родственникам состоялось ещё в дневное время.
Вечером я порадовал и дядю Мишу и тётю Любу хорошей новостью : моим зачислением
и получением места в общежитии.

На следующее утро я вышел из дома вместе с дядей.
Дядю, полковника, командира воинской части ПВО Ленинградского военного округа,
во дворе дома поджидали водитель-солдат и служебный легковой «УАЗик»,
крыша которого теперь была не из плотного брезента защитного цвета,
а металлической.
Внутренняя часть крыши и весь салон автомобиля-вездехода были утеплены
толстым слоем плотного войлока.

( Летом 1972 года командирский "УАЗик" имел вид постарше, а каркас его крыши
был обтянут плотным, защитного цвета, брезентом. )

Дядя пожелал мне успехов и « отдал приказ » : при моём желании хотя бы два раза
в месяц, по воскресным дням, приезжать к ним в гости.
Мы тепло попрощались и дядя уехал в свою воинскую часть, путь до которой занимал
вроде бы не один час.

Я же в это очень раннее ещё ноябрьское утро отбыл в Ленинград, держа в голове известный маршрут моего дальнейшего движения.




                07.01.2024

                "     "     "     "     "


Рецензии
Прекрасного дня Александр.
Воспоминания во мне живут поныне.
Какое прекрасное время, совершенно другие мысли, эмоции.
Вы удивительный человек, с добрым сердцем, открытой душой пишите прекрасные стихи и не только, в них до глубины души моей ваше творчество интересное.
С наилучшими пожеланиями к вам и вашему творчеству)

Марина Зеболова 8   04.02.2024 14:43     Заявить о нарушении
Благодарю, Марина !

молодость, молодость ... заслуживает больших благодарностей и минимальных упрёков
за наше в ней участие.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   06.02.2024 01:27   Заявить о нарушении
Александр здравствуйте.
Удачи вам и благополучия.

Марина Зеболова 8   06.02.2024 02:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.