Чуть-чуть о логике, часть 1. Критерий

    
               
     – А как стать Вашим последователем, Учитель? – спросил один юноша Спасителя.
     – Очень просто, – мягко отвечал  Иисус Христос, – кто не против нас, тот с нами.

     – А посмотрите, какой суровый лозунг у этих большевиков: кто не с нами, тот против нас! – говорили и писали враги большевизма.

     – Красный бантик не приколол, "Интернационал" не поёшь, значит, против нас  –  пожалуйте  к стеночке.

     И на первый взгляд, действительно, христианско-библейское:

           «кто не против нас, тот с  нами»

кажется значительно мягче  строгого большевистского –

           «кто не с нами, тот против нас».

     Однако в действительности эти два предложения означают одно и то же.

     Дело в том, что два высказывания:

                "если A, то B" 
и

                "если  не B, то не A" 

логически равносильны, т.е. они истинны или ложны одновременно.
    
     Тождественно истинное высказывание называется   з а к о н о м   л о г и к и. Формула

                (A –> B) <=> (не B –> не A)

тождественно истинна, ее называют законом  к о н т р а п о з и ц и и. Этот логический закон был открыт еще Аристотелем*.

     Предложение

          "не B –> не A"

можно прочитать так:

         "если нет B, то нет и  A",

т.е. условие B  не  обойти,  у B нет обхода; B -  н е о б х о д и м о е   условие для A.

     Если А - необходимое и достаточное условие для В, то говорят, что "А - критерий В"**.
Благодаря закону контрапозиции "А - критерий В", если 

                A –> B
и               
                B –> A.
    
     Поэтому критерий имеет вид:

                A <–> B, 

т.е. «для A необходимо и достаточно B»   или, другими словами,  «A тогда и только тогда, когда B».

     По закону контрапозиции приём в адепты человеконенавистнического  христианского учения (согласно которому всё лучшее ожидает человека лишь после смерти, и даже знаком принадлежности к учению является символ мучительной и позорной казни) и большевистского (всё лучшее для человека должно быть построено на Земле при жизни человека) производится по одному и тому же критерию.
 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~
               
                Примечания
 
       
        * Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) — древнегреческий философ, с 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.

       ** Термин  «критерий» встречается и в философских сочинениях, но смысл его там другой. В философской среде под словом «критерий» подразумевается лишь достаточное условие. Например, знаменитое изречение К.Г.Маркса  «Практика – критерий истины» означает, что для истинности некоторого утверждения (или множества утверждений, например, какой-то теории) достаточно лишь его практической применимости.
Согласно такому «критерию» система мира Коперника, первоначально неточная (орбиты планет на самом деле эллипсы, а не окружности, как предположил Коперник), не имела права на существование, так как система Птолемея  с движением планет по эпициклам вокруг Земли гораздо точнее отвечала запросам практики.


Продолжение в http://proza.ru/2024/04/23/11
    
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фото из Интернета: Аристотель


Рецензии
Уважаемый Петр!
А если ввести группу "С", т.е. "воздержавшиеся"?
Тогда можно увидеть отличие "христианско-библейского" от "большевистского".
"Кто не против нас, тот с нами" = А + С = В (1)
И: "Кто не с нами, тот против нас" = А - С = В (2).
В(1) не равно В(2).
В результате - христиане помягче. Погуманнее.
Всего Вам доброго!

Виктор Трофимов 2   23.04.2024 19:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!

Спасибо за внимание к моей миниатюре и дополнительную информацию по теме.
Замечу, однако, что с информацией Вы не совсем правы.

Поясню на простом числовом примере. Действительные числа бывают иррациональные, но не трансцендентные (назовём их "сомневающимися"), но критерий трансцендентности, несмотря на наличие "сомневающихся" остаётся неизменным.

Вы - не первый читатель этой заметки, пытающийся объяснить слово "критерий" по-своему. Конечно, логику можно предположить и трехзначной, и нечеткой (кроме истинных большевиков, бывают и "редиски" типа Троцкого - снаружи красный, а внутри белый), ввести время (сегодня он коммунист, а завтра - капиталист или сегодня он священник, а завтра - расстрига и атеист) и т.п. Но в миниатюре речь о классической логике и классическом понятии критерия, поэтому там и упоминается Аристотель.

А у меня, похоже, недостаток в оформлении текста - я не учёл, что в гуманитарной среде термин "критерий" может восприниматься по Марксу ("Практика - критерий истины"), т. е. как всего лишь достаточное условие.

Ваше неудоумение подсказывает, что мне надо ввести дополнительные поправки в заметку.
С уважением,

Петр Савватеев   23.04.2024 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.