Блок. Мы забыты, одни на земле... Прочтение
Мы забыты, одни на земле.
Посидим же тихонько в тепле.
В этом комнатном, теплом углу
Поглядим на октябрьскую мглу.
За окном, как тогда, огоньки.
Милый друг, мы с тобой старики.
Всё, что было и бурь и невзгод,
Позади. Что ж ты смотришь вперед?
Смотришь, точно ты хочешь прочесть
Там какую-то новую весть?
Точно ангела бурного ждешь?
Всё прошло. Ничего не вернешь.
Только стены, да книги, да дни.
Милый друг мой, привычны они.
Ничего я не жду, не ропщу,
Ни о чем, что прошло, не грущу.
Только, вот, принялась ты опять
Светлый бисер на нитки низать,
Как когда-то, ты помнишь тогда…
О, какие то были года!
Но, когда ты моложе была,
И шелка ты поярче брала,
И ходила рука побыстрей…
Так возьми ж и теперь попестрей,
Чтобы шелк, что вдеваешь в иглу,
Побеждал пестротой эту мглу.
19 октября 1913
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Стихотворение имеет непосредственный автобиографический подтекст: обращено к Л.Д. Блок и заключает в себе раздумья Блока об итогах совместной жизни с нею.
– «Точно ангела бурного ждешь?» – Этот образ проясняется в третьем стихотворении цикла: "Ангел бури – Азраил!".
– «…Светлый бисер на нитки низать ...» – Автореминисценция из стих. "Сторожим у входа в терем ... " (1904): "Бисер нижет, в нити вяжет – // Вечная Весна" (т. 1 наст. изд.). Ср.: Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. С. 97-98 .
– «... И шелка ты поярче брала ...» – Намек на увлечение Л.Д. Блок вышиванием (об этом упоминает Т.Н. Гиппиус в письме к Андрею Белому от 26 января 1906 г. -ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 237).
»
Мне это стихотворение своей интонцией напомнило другое, из «тома I»– «Царица смотрела заставки…»:
«Царица смотрела заставки —
Буквы из красной позолоты.
Зажигала красные лампадки,
Молилась богородице кроткой.
Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к Царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы…
14 декабря 1902»
Оно – из мира Северных королевств, подробно описанных Андреем Белым в его «Первой симфонии». И Царица из нее… Она в замок, где “смотрела заставки”, сбежала, испугавшись жизни в родном царстве своего короля, заставив и его бросить свой дом, свой долг. Счастья они на чужбине не найдут, и только Царевна обретет его… А если не его, то – покоя, хотя бы уже после смерти. (Она станет героиней стихотворения «Мы встречались с тобой на закате…», она та, кто “веслом рассекала залив”.)
Вот и в исходном стихотворении – то, что им осталось, сонное доживание никому не нужной жизни: “Мы забыты, одни на земле …”
– «Как когда-то, ты помнишь тогда… // О, какие то были года! – а здесь мне отчетливо слышится Тютчев:
«Я знал её ещё тогда,
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом…
И всё еще была она
Той свежей прелести полна,
Той дорассветной темноты,
Когда, незрима, неслышна,
Роса ложится на цветы…
Вся жизнь ее тогда была
Так совершенна, так цела,
И так среде земной чужда,
Что, мнится, и она ушла
И скрылась в небе, как звезда.»
Да, такой была Л.Д. – когда была "невинна и горда" и полна “привычной суровостью”.
Свидетельство о публикации №224010800952