Блок. Мы забыты, одни на земле... Прочтение

 «Мы забыты, одни на земле…»



 
                Мы забыты, одни на земле.
                Посидим же тихонько в тепле.
 
                В этом комнатном, теплом углу
                Поглядим на октябрьскую мглу.
 
                За окном, как тогда, огоньки.
                Милый друг, мы с тобой старики.
 
                Всё, что было и бурь и невзгод,
                Позади. Что ж ты смотришь вперед?
 
                Смотришь, точно ты хочешь прочесть
                Там какую-то новую весть?
 
                Точно ангела бурного ждешь?
                Всё прошло. Ничего не вернешь.
 
                Только стены, да книги, да дни.
                Милый друг мой, привычны они.
 
                Ничего я не жду, не ропщу,
                Ни о чем, что прошло, не грущу.
 
                Только, вот, принялась ты опять
                Светлый бисер на нитки низать,
 
                Как когда-то, ты помнишь тогда…
                О, какие то были года!
 
                Но, когда ты моложе была,
                И шелка ты поярче брала,
 
                И ходила рука побыстрей…
                Так возьми ж и теперь попестрей,
 
                Чтобы шелк, что вдеваешь в иглу,
                Побеждал пестротой эту мглу.
                19 октября 1913



Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Стихотворение имеет непосредственный автобиографический подтекст: обращено к Л.Д. Блок и заключает в себе раздумья Блока об итогах совместной жизни с нею.

     – «Точно ангела бурного ждешь?» – Этот образ проясняется в третьем стихотворении цикла: "Ангел бури – Азраил!".

    – «…Светлый бисер на нитки низать ...» – Автореминисценция из стих. "Сторожим у входа в терем ... " (1904): "Бисер нижет, в нити вяжет – // Вечная Весна" (т. 1 наст. изд.). Ср.: Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. С. 97-98 .

     – «... И шелка ты поярче брала ...» – Намек на увлечение Л.Д. Блок вышиванием (об этом упоминает Т.Н. Гиппиус в письме к Андрею Белому от 26 января 1906 г. -ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 237).
     »

     Мне это стихотворение  своей интонцией напомнило другое, из «тома I»– «Царица смотрела заставки…»:

                «Царица смотрела заставки —
                Буквы из красной позолоты.
                Зажигала красные лампадки,
                Молилась богородице кроткой.
                Протекали над книгой Глубинной
                Синие ночи царицы.
                А к Царевне с вышки голубиной
                Прилетали белые птицы…
                14 декабря 1902»

     Оно – из мира Северных королевств, подробно описанных Андреем Белым в его «Первой симфонии». И Царица из нее… Она в замок, где “смотрела заставки”, сбежала, испугавшись жизни в родном царстве своего короля, заставив и его бросить свой дом, свой долг. Счастья они на чужбине не найдут, и только Царевна обретет его… А если не его, то – покоя, хотя бы уже после смерти. (Она станет героиней стихотворения «Мы встречались с тобой на закате…», она та, кто “веслом рассекала залив”.)
     Вот и в исходном стихотворении – то, что им осталось, сонное доживание никому не нужной жизни: “Мы забыты, одни на земле …”

      – «Как когда-то, ты помнишь тогда… // О, какие то были года! – а здесь мне отчетливо слышится Тютчев:

                «Я знал её ещё тогда,
                В те баснословные года,
                Как перед утренним лучом
                Первоначальных дней звезда
                Уж тонет в небе голубом…
                И всё еще была она
                Той свежей прелести полна,
                Той дорассветной темноты,
                Когда, незрима, неслышна,
                Роса ложится на цветы…
                Вся жизнь ее тогда была
                Так совершенна, так цела,
                И так среде земной чужда,
                Что, мнится, и она ушла
                И скрылась в небе, как звезда.»

     Да, такой была Л.Д. – когда была "невинна и горда"  и полна “привычной суровостью”.


Рецензии