Школа в моей жизни

  Цирк

Нет, наверное,  ни одного человека на просторах необъятной, который бы ни разу в жизни ни писал школьное сочинение на тему - «Как я провёл лето». Как же она не любила эту тему! Одно дело описывать впечатления от поездок на море или к родственникам, о чём писали одноклассники , есть , что вспомнить и чем поделиться.  Но совсем другое дело описывать своё сиротское однообразное прозябание и блеклую повседневность – встала, помогла бабушке полить огород, купить хлеб, побелить потолок или собрать созревшую смородину, почитала книгу, погуляла с подружками возле двора на улице. Впечатлений море, ни в сказке сказать, ни пером описать! Поэтому, в начале каждого учебного года она испытывала огромное желание «заболеть» и не пойти на тот урок литературы, когда надо будет писать сочинение по такой традиционной, и ненавистной ей, теме. Но так, как учителя народ скрытный и не анонсировали дату такого урока, то шла на урок, писала сочинение с какими-то фантазиями, получала нормальную оценку и забывала на год этот акт моральной экзекуции.
 В начале седьмого класса она шла на уроки спокойно. Она не боялась сочинения о событиях прошедшего лета. Потому, что в её однообразной жизни произошло событие! Яркое, эмоциональное, неординарное, запоминающееся. Она побывала в настоящем цирке! В цирке шапито, где выступали не просто артисты цирка. Там выступала труппа лилипутов!
 Жили рядом с ней соседи. У них было две маленькие дочки. Когда соседям надо было куда-нибудь отлучиться, они просили её присмотреть за малышками. Она очень любила детей и это было не в тягость, а в радость, как говорится. 
В соседний город приехал Цирк Лилипутов, и соседи решили повезти на представление дочек. Было решено за компанию взять с собой их малолетнюю соседку няню. Сборы были возбуждёнными – в цирк, как в театр, нужно надевать вечернее платье? Можно ли пить воду перед представлением, и есть ли там туалет (лето, жара, тема актуальная)? Успеем ли мы на последнюю электричку, чтобы вернуться домой после представления? Для неё эта поездка в цирк была настолько необычной, что волнение от неизвестности и от знакомства с ЦИРКОМ зашкаливало.
 Нет надобности, наверное, описывать представление в цирке. Это праздник света, веселья, музыки, мастерства маленьких артистов и их помощников – собак, голубей и обезьян. Рыжий клоун от которого постоянно убегала, такая же рыжая, маленькая, пушистая собачка, которая пряталась от него под креслами зрителей, а он горестно звал её – «Лю-ю-юся… Люська, вернись!». Потом садился грустный на манеже, а беглянка ползком (!) возвращалась, садилась чуть сзади и опускала голову так же печально, как и клоун. Вся детвора кричали клоуну, что Люська вернулась и происходило счастливое воссоединение творческого дуэта под радостные аплодисменты публики. Обезьянки воровавшие мороженное у зрителей. Голуби, появляющиеся из шляпы маленького артиста. И музыка, музыка, музыка, музыка…..
 Возвращение домой последней электричкой, обсуждение представления и капризы меньшей дочки, 3-х летней Аллочки, - «купите мне такие тухильки на кублуцьке как у маленькой тёти».
 Всё это она и описывала в сочинении на тему- «Как я провела лето». Строчила без остановки все сорок пять минут, боясь не уложиться во-время, и не имея возможности проверить грамматику. Прозвенел звонок, пробежалась быстренько глазами по тексту, исправила описки, проставила пропущенные знаки препинания, сдала тетрадь учительнице и с чувством выполненного долга побежала в столовую обедать (была большая перемена). Больше её не тяготило ожидание ненавистного сочинения и она, вообще, забыла о нём на неделю.
  Урок литературы. Входит учительница, женщина 50 лет, интеллигентна от природы, уравновешена, объективна, сдержана в эмоциях и оценках.  К тому же, классный руководитель.  Перед ней надо было не ударить в грязь лицом. Из уважения. Она начинает раздавать тетради с сочинениями, комментируя, кратко, оценки. Раздаёт всем, кроме той, кто больше всех ждала.  Начинается паника, щёки начинают гореть, а в голове скачут мысли – что не так?! Где моё сочинение? Ка-ра-ул! Опозорилась!
 Учительница поворачивает голову в её сторону – «не переживай…»
-  Ребята, я хочу прочитать вам одно сочинение. Послушайте и попробуйте дать на него рецензию, устную. Потом мы с вами это всё обсудим.
И учительница начинает читать её сочинение. С выражением, делая паузы и ударения на нужных словах, замолкая на абзацах. Девочка, написавшая это, слушала и не верила, что звучит её сочинение, её торопливая работа. Закончив читать, учительница положила открытую тетрадь на стол, помолчала.
- Кто может высказать своё мнение об этой работе?- Тишина. С задней парты раздаётся голос местного хулигана и двоечника.
- А шо там высказываться? Подумаешь, и я в этом лилипутячем цирке был.
- Так, что - твоя одноклассница не правдиво описала?
- Правдиво. Там эта Люська у меня под креслом пряталась. Чудная такая, язык высунула, как дразнится вроде, а в руки не даётся!
- Тебе понравилось, но  почему же ты с нами не поделился? – Улыбается учительница.
- Та… Не… Я так, как она, не смогу написать. Она написала всё тютя в тютю.
- Так  тебе понравилось сочинение?
- Ну да, понравилось.
- Ребята, может кто-то ещё ходил на представление?
 Как оказалось, почти полкласса смотрели выступление лилипутов. И началось жаркое обсуждение представления, смех и бесконечное – «а ты видел как…?», «а ты слышал как…?». Учительница сидела за столом слушала и улыбалась. Потом встала и подвела итог обсуждения.
- Ребята, из вашего эмоционального обсуждения я поняла, что сочинение вам понравилось. Удивлена, что никто из вас больше не описал поход в цирк. Можно подумать, что вы видели раньше лилипутов артистов цирка и для вас это не событие. Я возила внучку на представление, мне очень понравилось, и я была восхищена мастерством маленьких людей. Поэтому, когда прочитала сочинение вашей одноклассницы, была поражена -  насколько точно передана атмосфера праздника. И понравилось оно вам, как и мне, по одной простой причине – оно написано сердцем, душой, передаёт настоящие, не выдуманные, чувства и эмоции, подкупает искренностью. Никогда не бойтесь быть искренними. Даже если кто-то и осудит.
- Оценка за сочинение 5 по литературе, и… 5 по языку. Хотя, было несколько грамматических ошибок. Но объём написанного текста и временные рамки позволяют мне завысить оценку по языку на балл. Спасибо вам за такое живое обсуждение. Следующий материал вам предстоит учить дома самостоятельно так, как урок мы с вами потратили на обсуждение цирка лилипутов. Перепишите тему домашнего задания с доски.  Прозвенел звонок с урока.
 Так она написала своё первое произведение и получила свою первую рецензию. А ещё она запомнила наставление учительницы - быть искренним в своём творчестве, и с благодарностью следует ему до сих пор.

  Мой добрый учитель

Опубликовав свой рассказ Цирк, я упомнила о своей учительнице русского языка и литературы Зое Владимировне Олейник. И в памяти выстроились чередой эпизоды моего взаимоотношения с этим прекрасным человеком.
Я упомянула уже, что на тот момент ей было около пятидесяти лет. Она была очень сдержана по темпераменту, немногословна, справедлива. О её такте, интеллигентности можно писать много, но я опишу только несколько эпизодов её отношения ко мне.
Меня воспитывала бабушка, родители разошлись, когда я была совсем маленькой и стала им ненужной. Но они не были лишены родительских прав, и у меня не было статуса сироты. А сиротам, в то время, выдавалась помощь для покупки тёплой одежды. Так, как я скрывала своё семейное положение всеми силами, мне такой помощи не оказали. Зоя Владимировна вызывает меня с урока в коридор.
- Галя, ты почему не сказала, что ты сирота и живёшь не с родителями, а с бабушкой?
- Я не сирота…
- Да, официально ты не сирота, но фактически – она самая. Ты считаешь, что бабушке материально легко тебя одеть в зиму?
Я, виновато, молчу.
- Значит так, как имя отчество бабушки? Я напишу заявление от её имени о предоставлении помощи, двое учителей распишутся, как свидетели, что в вашей семье именно такая ситуация и получишь помощь. А ещё бесплатное питание. И запомни – быть скромной хорошо, но скрытничать в таких вопросах не стоит. Ты всегда можешь рассказать мне наедине о проблемах и получишь помощь. Ребята в классе знать не будут.
Постояв немного в коридоре, чтобы высохли слёзы, я пошла на урок.
…..
К празднику рождения СССР в школе проходил концерт. Каждый класс представлял определённую республику. Нам досталась Грузия.  Зоя Владимировна попросила нас принести белые простыни, белые блузки и кружевные накидки на подушки, чтобы из всего этого соорудить национальный женский грузинский костюм. Класс, суматоха, творческий процесс костюмирования в разгаре. Ко мне подходит классный руководитель и тихонько, молча протягивает мне белоснежную простынь и накидку. Как она могла знать, что лежащая в портфеле моя простынь сероватая, так, как стиралась руками бабушки в жёсткой колодезной воде? Каким тактом надо обладать, чтобы не просто принести для меня простынь, а и вручить её незаметно, не привлекая внимания, не оскорбив меня?
…..
Заканчиваю восьмой класс, ухожу учиться в техникум. Свидетельство об окончании должно быть с одними пятёрками, значит поступлю без экзаменов. На перемене подходит Зоя Владимировна, отводит в сторонку .
- Ты знаешь, что по немецкому тебе светит тройка?   - Я знала, и надеялась на «авось».
Немецкий язык  нам преподавала этническая немка. Требовательная и принципиальная. А мои способности к изучению иностранного языка были слабыми, очень слабыми. Вот и возник «конфликт интересов» - в отличном свидетельстве будет красоваться трояк!
- Значит так, скоро весенний бал, а Валерия,  немка,  пишет прекрасные стихи. Иди к ней, попроси написать для нашего класса стихотворение о весне. И, между делом, попроси пересдать немецкий язык на оценку выше. Ты всё поняла?
Да, я всё поняла и всё сделала именно так. И запомнила на всю жизнь зардевшиеся щёки преподавателя немецкого языка, при упоминании о её поэтическом таланте. И её ответ на просьбу о пересдаче, я тоже запомнила на всю жизнь.
- Пересдать? Да ты же немецкий знаешь на двойку, а я повысила оценку до тройки. На сколько ты сможешь её повысить, пересдав?  И мне надо будет снова выслушивать твоё издевательство над великим немецким языком? Нет, уволь. Уж лучше я пойду на сделку с совестью и поставлю тебе пятёрку за красивые глаза. А стихотворение вам написать на русском языке или на немецком? – Улыбнулась немка.
Я не знаю, говорила ли классная о моей оценке с Валерией, но мне она преподнесла прекрасный урок дипломатии.
….
Давно ушла в мир иной моя  учительница. Я продолжаю делать кучу грамматических ошибок. Но она дала мне намного больше, чем знания по русскому. Она дала мне веру в то, что рядом всегда найдётся человек, которому твоя судьба не будет безразлична.

  Родительские мысли о школе

Каждый человек имеет отношение к школе. Каждый человек имеет своё мнение о людях, давших нам основы знаний, о школьных учителях. Выскажу своё мнение о них, и я в этом коротком очерке.
 Я не буду вас утомлять воспоминаниями из доисторического времени своей школьной жизни. Тогда был другой строй, другие отношения между людьми. Были твёрдые установки - учитель всегда прав, он умнее, спорить с ним нельзя, его надо уважать. Директор, ветеран ВОВ, строг, но справедлив, на него боялись поднять взгляд. А зря, там на худом лице из-под седых «грозных» бровей лучились добротой, а часто и откровенным весельем, глаза мудрого человека. Никто никогда на моей памяти в школе не нарушал эти неписаные правила. Дети шли учиться. Учителя учили. Родители обычно наблюдали, не особо вмешиваясь в процесс.
 Немного другой расклад сложился в школьной жизни моих детей, учёба в школе которых пришлась на развал Союза, смену общественно-политического строя, падения железного занавеса, формирования воровского капитала, безработицы, безденежья… Лихие 90-е.
 Дети стали иметь своё мнение и не боялись его высказывать на уроках. Но старая гвардия учителей прекрасно справлялась в новых условиях, и отношения наши со школой оставались тёплыми, дружественными. Родители и учителя были единомышленниками в стремлении дать детям хорошее образование, чтобы они могли найти своё место в жизни в такое не простое время.
- Мам, меня посылают на городскую олимпиаду по физике.
- Зря, ты физику знаешь не так уж и хорошо.
- Нелля Сергеевна сказала, что лучшей кандидатуры у неё всё равно нет. Мы с ней усиленно готовимся, решаем задачи повышенной сложности. Она, правда, тоже не сильный учитель. Когда мы не можем разобраться с особо сложной задачей, она звонит своему мужу, он в другой школе физику преподаёт, и в телефонном режиме мы разбираемся.
Ну, и как вам такое отношение учитель-ученик? Честное, без рисовки? Я считаю, нормальные человеческие отношения, вызвавшие у ученика уважение к учителю за честность и открытость. На Олимпиаде он занял то ли пятое, то ли шестое место из 20 школ, участников. Мы посчитали это хорошим результатом! А учительница, пробегая по школе мимо меня, показывала большой палец, выражая своё отношение к моему сыну. Они нашли друг друга.
 В школе не было учителя химии. Приходили выпускницы ВУЗа и уходили, вскорости, в декретный отпуск. Дело молодое, жизнь берёт своё. Руководство школы пригласило пенсионера, кандидата наук, который раньше преподавал в Хим. Техникуме, поработать в школе. Меньший сын в шоке.
- Да, он же чудит! Он каждый урок начинает с пятиминутных самостоятельных работ – написать формулы, реакции, расставить валентности и т.д . А потом ставит за них оценки, представляешь, тройка с двумя плюсами, четвёрка с тремя минусами, двойка и та с минусом! Минусы ставились по количеству ошибок. Ой, та он - идиот!
- Тебе какая разница, как он заставляет вас шевелить мозгами? У него такая система оценок. Когда ты будешь учителем химии, придумаешь свою, более справедливую.
Прошёл год.
- Мам, химик заболел. Вышла из декрета эта курица, которая химию не знает. Так жалко, что не старый чудак остался у нас, он хоть предмет знает…
Через пару месяцев, вернувшись со школы, чуть ни плачет.
- Химик умер…
Да, дети максималисты, для них не существует полутонов. Но школьная жизнь учила их пониманию, что именно количество минусов под самостоятельной работой формирует их знания. И они смогли потом оценить необычную систему оценок старого учителя на фоне слабых молодых учителей.
 Выпускной класс у старшего. Должен быть факультатив по математике, но учитель настолько загружена часами, двумя классными руководствами, что факультатив может проводить только в 7 часов утра. О чём и делает объявление у выпускников.
- Я согласна и на 6 утра приходить. Главное вас подготовить к поступлению в ВУЗы. Есть желающие?
Репетиторство, деньги? Нет, не было тогда ещё такого.
Желающие заниматься на факультативе по математике были. Правда, ранние подъёмы их ряды, через пару недель , хорошо проредили, но самые отчаянные занимались до конца. Сын поступил в ВУЗ на бюджетную форму обучения получив на вступительных экзаменах по математике 58 баллов из 60-ти возможных.
 Кто-то из читающих сейчас думает – да, ладно, прямо всё так прекрасно было у детей в школе. И учителя хорошие, и дети не хамили им, просто райский сад. Может просто привирает? Нет. Не привираю. Мне в жизни крупно повезло. У моих детей были лучшие воспитатели в садике. У моих детей были самые лучшие учителя в школе! Именно они сформировали моих детей наполовину, вторая половина - родителей. Дали им знания, научили думать и оценивать. Слова классного руководителя, математика, Надежды Семёновны обращённые к выпускникам.
- Запомните, при капитализме ваши знания, образование, навыки – пропуск на высоко оплачиваемую работу. Уравниловка ушла в прошлое.
Она, как и все мы в 90-х, была наивной. Но разве ж это недостаток для учителя с 30-летним стажем?
Меняется время. Меняются люди, отношения. Меняется школа. Говорят, не всегда в лучшую сторону.
Но во все времена там будут ученик и учитель. И их не простые отношения.

  Родительский подход

Получив квартиру в другом районе, мы перевели сына после окончания начальных классов в новую школу. Для каждого ребёнка смена школы, класса – стресс. Но пережить этот период просто необходимо, если нет возможности избежать его.
Я мама "наседка" и  должна быть в курсе всего происходящего с моими детьми . Подсказать, предостеречь, помочь – это ли ни долг каждой мамы? Но то, что происходит с ними в школе остаётся для нас немного завуалированной жизнью ребёнка – что-то не рассказывают  забыв, что-то утаивают умышленно, а что-то просто считая не важным. И если маму не вызывают в школу, в дневнике нет замечаний и плохих оценок, то считается, что всё нормально.
Так происходило и с сыном – в школу шёл без всяких отговорок, учился хорошо, и мама была спокойна до определённого времени. В один из вечеров  в квартире раздался звонок телефона, и мама одного из одноклассников сообщила мне, что « мой сын избил её сына и будет исключён из школы, т.к. он на голову выше всего класса и представляет для детей физическую опасность, весь класс живёт в страхе (?). А так, как директор школы её лучший друг, то  «выгнать»  моего сына не составит труда». Всю её истерическую тираду  я выслушала спокойно, ответить или что либо уточнить, мне не дали , швырнув трубку телефона.
Другая мама, возможно, и пустила бы всё на самотёк, послав истеричку подальше, но ни я. Я не привыкла загонять проблемы под сукно. Поговорила с сыном и выяснилось, что  Саша , мальчик, которого он ударил, очень любит всех доставать  подколками, кривляниями, дразнилками. И когда он попытался доставать сына, тот, не долго думая, врезал ему. Поговорила с сыном, объяснила, что «маленьких» обижать нельзя, что так можно и со школы вылететь. И убедившись, что сын понял серьёзность ситуации, почти успокоилась. Но фраза « весь класс живёт в страхе» не дала мне уснуть.  Что происходило на самом деле , мне предстояло выяснить, чтобы в дальнейшем спать спокойно.
 На следующее утро, отпросившись с работы, я пришла  на первый урок в класс моего сына. По счастливой случайности это был классный час, который вела классный руководитель, и она разрешила мне поговорить с учениками несколько минут.  Поставив рядом с собой  сына, я обратилась к  классу.
- Вчера в вашем классе  произошёл инцидент .  Мой сын, Артём, ударил Сашу. Я прошу прощения за  то, что так воспитала  сына. Он почему-то решил, что  в шестом классе мальчишки выясняют отношения уже сами, без вмешательства мам. Да, они могут и подраться, и помириться. И при этом не вмешивать взрослых.   Теперь давайте обсудим второй вопрос – ощущаете ли вы страх от того, что в ваш класс пришёл мой сын, который выше вас по росту. Дело в том , что  мама Саши намерена исключить Артёма из школы. Но мы не будем ждать этого и переведём его сами, если вам не комфортно с ним.  Пожалуйста, поднимите руки - кто его боится.
По классу пробежал лёгкий гомон. Но не поднялась ни одна рука.
- Спасибо за то, что выслушали и помогли решить вопрос с переводом. Вы останетесь вместе, в одном классе.  Будете конфликтовать, драться, дружить, соревноваться. Делать всё, что называется «учиться». Цените это золотое время! До свидания.
И , выслушав в коридоре от классного руководителя, кучу комплиментов ,  поспешила на работу.
Почему я вспомнила это? Наткнулась в соц.сетях на дискуссию о том -  нужна ли современному ребёнку «такая» школа или лучше отдать предпочтение репетиторству, домашнему обучению.  И возник у меня вопрос – а сможет ли ребёнок , обучаясь дома, освоить навыки общения со сверстниками, умение уходить от конфликтов или наоборот стремиться к лидерству и «отвоёвывать своё место под солнцем»?  Что лучше для ребёнка – стать затворником,   постигая знания или окунуться в весёлую суматоху школьной атмосферы и  «переболеть» всеми её детскими болезнями?
Для меня ответ очевиден – школа! Со всеми её проблемами. Ну, а каждый прочитавший сам для себя ответит на этот вопрос.
P.S.  Сын стал лидером в классе – отличная учёба, предметные олимпиады,  организация  спортивных соревнований,  КВНов , участие в археологических раскопках и пр. Был период и дружбы с Сашей (тема отдельная и интересная).  И я рада, что всё закончилось именно  так.


Рецензии
Хороший рассказ. Мне понравился. Жму зелёную.

Чернов Владимир   22.04.2024 09:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за прочтение и отзыв.
С уважением

Галина Куриленко   22.04.2024 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.