Блок. Из ничего фонтаном синим... Прочтение

«Из ничего – фонтаном синим…»


 
                Из ничего – фонтаном синим
                Вдруг брызнул свет.
                Мы головы наверх закинем –
                Его уж нет,
                Рассыпался над черной далью
                Златым пучком,
                А здесь – опять, – дугой, спиралью,
                Шаро;м, волчком,
                Зеленый, желтый, синий, красный –
                Вся ночь в лучах…
                И, всполошив ее напрасно,
                Зачах.
                Октябрь 1913


А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
              Заглавие           Фейерверк
     »

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     В стихотворении, вероятно, отразились впечатления от праздничных фейерверков, виденных Блоком и Л.Д. Блок на юге Франции летом 1913 г. 13 июля (н.ст.) 1913 г.
     Блок писал матери: "Завтра – национальный праздник (14 июля), в Биаррице виден фейерверк", 5 августа (н. ст.) – ей же: "Третьего дня по случаю воскресенья на пляже был фейерверк" ср. запись Блока от 3 августа (н. ст.) 1913 г.: "Вечером – великолепный фейерверк на пляже" (ЗК. С. 195).
     Возможно, сказались и литературные ассоциации: со стих. А.А. Фета "Ракета" (1888), в котором образ фейерверка также связан с мотивом смерти: "Лечу на смерть вослед мечте. // Знать, мой удел – лелеять грезы // И там со вздохом в высоте // Рассыпать огненные слезы" (Фет А.А. Стихотворения и поэмы. (Б-ка поэта, большая серия). Л., 1986. С. 300); с романом Ф.М. Достоевского "Бесы" (1872), где фейерверк противопоставляется "настоящему" огню – пожару (Ч. 111. Гл. 2. IV):
     "Большой огонь по ночам всегда производит впечатление раздражающее и веселящее; на этом основаны фейерверки; но там огни располагаются по изящным, правильным очертаниям и, при полной своей безопасности, производят впечатление игривое и легкое, как после бокала шампанского.
      Другое дело настоящий пожар ( ... )"(Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Л., 1974. Т. 10. С. 394).
     »

     Я думаю, что в этом стихотворении этого цикла, где он считает себя старым и погасшим, Блок перекидывает мостик к другому эпизоду – из своей молодости, из 1902 года, к другому стихотворению – «Зарево белое, желтое, красное…», про которое потом упомянет в дневнике 1918 года: «К ноябрю началось явное мое КОЛДОВСТВО, ибо я вызвал ДВОЙНИКОВ («Зарево белое…», «Ты – другая, немая…»).» (Выделения Блока).
     Блок. Из статьи «О современном состоянии русского символизма»:
     «…Теперь, на фоне оглушительного вопля всего оркестра, громче всего раздается восторженное рыдание: «Мир прекрасен, мир волшебен, ты свободен».
     Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых «ДВОЙНИКАМИ»)[Выделения Блока], из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…». 
     И для начала эти “многие демоны” показали юному поэту прекрасную Елену Троянскую, наблюдающую за высадкой со своих “кораблей” ахейцев.
     И теперь он в этой Франции, на городском пляже уездного городка с грустной улыбкой глядит на огонь “Зеленый, желтый, синий, красный…”, косится глазом на свою «жену» и вспоминает когда-то явленное, вспоминает зарю над древней Троей, над вечным морем – вспоминает “Зарево белое, желтое, красное…”


Рецензии