Благо творящий, Бога благодарящий

Человек копает себе
могилу ложкой и вилкой.
Казахская пословица

Давеча блуждал я по виртуальному пространству, думая о том, о сём и ни о чём. И внезапно наткнулся на быль - эссе, Мастера Гирея под названием «Острое зрение».1 Прочитал с огромным интересом эту быль о достойном человеке - женщине, с благородством и честью прожившей свою жизнь и с достоинством представшей пред Всевышним. Ее, подошедшую к рубежу 90-летия, ощутившую холод подкрадывающейся смерти, молодая внучка, стала пледом укутывать ноги. И бабушка сказала ей: «Разве ты можешь обогреть то, что остудил Аллах?» Какой глубоко религиозно-нравственный смысл и идея о бренности земного бытия заложена в ее словах и образах.

Ее жизнь прошла в трудах, заботах о близких, дальних и в молитвах, прежде всего, не за себя, а других людей. Себе же она просила у Всевышнего «всегда одно и то же: чтобы до последнего вздоха (она) обладала здравым рассудком и хорошим зрением» и Аллах до смертного часа не лишил ее этих даров. Она согревала близких, родичей, односельчан добротой, мудростью, набожностью и щедростью. Она сама тоже была полной мерой обласкана их любовью, почитанием и уважением. С подобным религиозно-нравственным багажом  она с миром и отошла к Господу.

После этих слов почтения к женщине, прожившей жизнь достойно и ушедшей из нее с достоинством, Маэстро слова и образа размышляет о том, почему ж «Наши души стареют раньше, чем тела! А тела мы легко угнетаем и уничтожаем, словно они куплены за копейки на вещевом рынке, а не даны нам Господом на длительное и бережное хранение, с нашей благодарностью Создателю...»

Этот отрывок в какой-то мере «заимстствован» Мастером из Корана и Сунны, т.е. это не его отсебятина, а, изложенная собственным самобытным словом, фундаментальная истина, которую привнес в мир пророк Мухаммад (САС) по воле Всевышнего: «Есть два благословенных качества, которые многие люди утрачивают: (!) (возможности) здравия и (!) (возможности) свободного времени (!) для совершения добра, (дарованные нам Творцом нашим)» (Аль-Бухари).

В словах Мастера о необходимости благодарности Создателю за наши тела, сокрыты «(дарованные нам Творцом нашим благословенные качества», которые, как сказал пророк Мухаммад (САС), Аллах «дарует (!) для совершения добра». Таким образом, сетования Маэстро о нашем небрежном отношении к своему здоровью, исходя из назиданий и предостережений Корана и Сунны означают, что человек добровольно уменьшает либо полностью лишает себя «возможностей здравия для совершения добра». Наряду с этим, он лишает себя «(возможностей) свободного времени», ибо немалая его часть тратится у него на нужды лечения болезней, обретенных им из-за его приверженности вредным привычкам и малоподвижному образу жизни.   

Кроме приведенного хадиса, есть - еще один об обязанности человека блюсти свое тело в здравии. Он, довольно мало упоминаем проповедниками ислама и игнорируем подавляющим большинством мусульман. О нём стоило б говорить в каждой проповеди, так как за пренебрежением, невосприятием истины, заключенной в данном хадисе, т.е. пренебрежении к его назиданию, встают в полный рост причины скорой утраты здоровья, нанесения ему вреда, ущербности жизни, нравственных обид, унижений и страданий семьи, своих близких и друзей.

За данным набором пренебрежения к своему здоровью, наставлениям и предостережениям Аллаха и пророка Мухаммада (САС) маячит откровенная, хотя и мало осознаваемая, как пишет Мастер Гирей, чёрная неблагодарность Творцу. В частности, Маэстро слова и образа дал совершенно точный расклад ее различных проявлений: «Вредные привычки, передозы, автокатастрофы, убийства - всё это - (!) чёрная неблагодарность Творцу».

Великолепно сформулировано. Другими словами, Маэстро причисляет к разряду чёрной неблагоданости Всевышнему вредные привычки - курение, алкоголизм, наркоманию, обжорство, злостное потакание лени тела и души, отказывающейся от активного образа жизни, гонки на перегонки со смертью на дорогах, злодеяния и т.п.

Вот это изречение пророка Мухаммада (САС) об обязанности человека оберегать свое здоровье: «Праведник, который силен духом и телом, более угоден и люб Аллаху, нежели тот, кто слаб и немощен, хотя оба из них несут добро. А потому стремитесь к тому, что идет вам на пользу (и крепит ваши силы), не будьте небрежны и не проявляйте апатии в борьбе» (Муслим).

Ну и напоследок пара соображений по поводу названия эссе, которое дал ему Мастер «Острое зрение». Он в этом названии имеет в виду не остроту зрения, а зоркость сердца и души, которая способна узреть истину, сокрытую за завалами заблуждений, нагромождением сонма грехов, чертовой уймой ошибок и оплошностей, совершенных на жизненных стезях. Ведь, как писал А. де Сент-Экзюпери, «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».2

Хамзат Фаргиев

14 июля 2023,
в редакции от 14 января 2023
https://stihi.ru/2024/01/14/6025

Примечания

1. Мастер Гирей (Магомед-Гирей Сукиев) «Острое зрение». -
https://stihi.ru/2023/05/11/7179
2. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (1943 год).


Рецензии
Верить каким-то мастерам психологом вот этим у которых третий глаз который всё могут ещё знают это всё является ложью грех по религии человек должен жить по религии своей неважно христианин еврей или мусульманин а то что кто-то что-то там говорит ну пускай говорит открыт священник поэтому слушать кого-то что он будет прав 100%, ничего не значит каждый человек ошибается

Тауберт Альбертович Ортабаев   15.01.2024 19:04     Заявить о нарушении