Мракобесие на фоне ожидания святынь

Церковь отделена от государства. Но связь друг с другом они не скрывают.
А иногда случаются  такие события, когда кажется,  будто церковь и государство – это единый организм.
В последние годы и дни   тема  религии и церкви очень оживилась.
Не до такой степени,  будто церковь и государство вот-вот объявят о соединении. Но  больше, чем, в знак почтения по великим праздникам.
Понятно, когда кого-то из служителей запрещают в служении или прогоняют в дальние приходы по причине их политических взглядов: и Христа прогоняли. Сняли с московского прихода протоирея, который против войны,  поставили на его место другого, бывшего замполита  – обычное дело. И не таких снимали и ставили.
Понятно, когда  одни служители в чём-то не согласны со своим  начальством, а другие  смиренно или в страхе молчат… - Это всегда было.
          
Причащения воинов в землянке на фронте СВО, икона  А.Рублёва на Рождественской службе  в главном храме страны, всенощная  с президентом в подмосковной  деревне Усово  - тема  православия может показаться даже навязчивой.
Традиционными стали  репортажи о купании в прорубях по случаю Крещения, хотя нет никаких рекомендаций церкви к «моржеванию».
Власти, идя навстречу народу,  взяли на себя подготовку «иорданей», анализы воды, приготовление чаю и дежурства врачей у места ночного купания…
Голосом в пустыне прозвучало сообщение ответственного врача о том, что в ночь и день крещения резко возрастает количество случаев инфарктов и инсультов.
Примерно с той же интонацией представители МЧС предупреждали, что в дни и ночи Нового года резко возрастает число пожаров и травм от китайской «пиротехники».
                Показ  участников  «голой» вечеринки имел нравоучительный характер, но стараниями ТВ превратился в  смакование безобразных сцен. Полуголыми людьми на экране россиян уже трудно удивить. Они видели голым даже человека, похожего со спины на генерального прокурора.
Законы не ограничивают пределы раздевания на частных мероприятиях. Неужели подглядывание с последующим обнародованием записи становится таким же законным, как видеокамера на дороге?
     А вот дарение  мощей св.Николая  владельцем  клуба, который  прославился «голой вечерей» в канун Рождества, удивило.
Святые мощи в подарок от частного лица – это впервые.
Смущает и повод для дарения, и «сертификат качества» мощей. А  прецедент признания допустимости купли и продажи святых мощей может оскорбить больше, чем подглядывание с кинокамерой за полуголыми людьми.
                Первая большая кампания взывания к помощи святых состоялась в год  тысячелетия Крещения Руси в 1988 г.  Тогда канонизировали  многих   лиц российской истории, можно сказать, списком.
Через два года состоялась канонизация Иоанна Кронштадского.
Ещё через год – обретение мощей Серафима Саровского…
Даже те, кто думал, что государство и церковь существуют  в параллельных мирах, стали замечать, что эти «миры» всё чаще пересекаются.
Никогда раньше РПЦ не канонизировала праведников так часто и много.
           Серафим Саровский письменных сочинений после себя не оставил. Документально засвидетельствовано, что ожидания его «нетленных мощей» не оправдались.
Интересно, что обер-прокурор К.Победоносцев возражал против его канонизации. Не нравилось ему и чрезмерная, по его мнению, слава И.Кронштадского. Он понимал, что разоблачение «святой лжи» может быть опаснее, чем подозрения об отсутствии святости.
В случае с  С.Саровским  церковь была вынуждена пояснить, что нетленные мощи не являются обязательным признаком  святости.
            
Разоблачения   ложных  исцелений и плачущих икон известны с давних веков.
Естественно  возникали подозрения и  о том, что «прославление» некоторых святых могут «организовать»  некоторые  ревностные служители церкви. Причём, может быть,  не ради корысти, а из желания оживить веру и подать мысль, что приход новой власти знаменуется явлением святых.
Как в театрах бывают подставные зрители для изображения радостного восхищения, так, может быть, и в церкви, иногда, поощряется религиозный экстаз?
       
 В 90-е годы  у политиков России мог появиться интерес к тому, чтобы народ поверил в богоугодность и спасительность происходящих перемен.
Возрождение церкви стало необходимым условием налаживания добрых отношение с США.
Долгая история исследования останков царской семьи напомнила  всему миру  о том,  на какие преступления была способна советская власть, и  как хорошо, что новая власть «не такая».

В 1989 году даже на фоне судьбоносных событий стали  сенсацией сообщения о чудесах доктора  А.Кашпировского. Для сеансов массовых исцелений телевидение  предоставляло лучшее время эфира.
Любопытно, что привёл доктора на телевидение В.Листьев, который лично вёл передачу для школьников о правилах пользования презервативами.
Казалось, до аналогии с чудесами исцелений по молитвам святых оставался один шаг. Технология создания славы целителя явилась во всей наглядности.
Склонность к мракобесию некоторой части народа тоже явила себя во всей неприглядности.
Обнаружился большой социальный запрос на чудеса. Всякого рода экстрасенсы и колдуны откликнулись так живо, что в 1993г  появился закон о запрещении «сеансов массового целительства».
«Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается» - говорилось в законе. Было много споров о терминах. Юридическую  слабость закона признали. Последовало несколько изменений и попыток отделить религиозные практики от медицинских.
Слова о запрете на массовые целительства  из закона исчезли…
Священники предупреждали, что исцеления могут происходить «бесовской силой». Но это могло показаться защитой монополии на исцеления.
В Екатеринбурге на Кашпировского подали заявление с просьбой проверить его сеансы на предмет мошенничества. Состава преступления не обнаружили.
               
 В 1990 году РПЦ канонизирует И.Кронштадского. 
           Прижизненная слава И.Кронштадского вызывала много вопросов уже у его современников.
В  иерейский чин он вступил  с сознательным обманом церковного начальства: священник должен быть женат;  Иоанн,  вступив в брак, принудил жену к «подвигу девства».
Если намерения к «подвигу» не было, то зачем было имитировать брак? Вызывает отвращение  даже не обман церковного начальства, а преднамеренный обман девушки, желавшей быть женой и матерью своих детей.
По каким причинам он не захотел быть монахом?
Перечисление версий может оскорбить чувства верующих.
Известно, что батюшка Иоанн любил сладко поесть, выпить вина и, даже, покурить сигару. Представление о том, как он  боролся с соблазнами, дают его дневники: «Согрешил: вечером лишний раз попил чаю и поел булочки рыхлой на сахаре. Не надо было…».
В другом месте он сокрушается, что на ночь съел простоквашу.
Никаких откровений Святого Духа в дневниках не обнаружено. Есть мнения его современников, что «никаких оригинальных мыслей у него нет». Философ К.Леонтьев, например, писал, что «проповеди его из рук вон слабы и рутинны».
Особую нелюбовь вызвал он резкими высказываниями в адрес Л.Толстого.
В дневниках найдено несколько пожеланий смерти ему, например, с такой формулировкой: «…Возьми его с земли — этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь».
Вольно или невольно И.Кронштадский считался совестью России. Интересно, что в царском окружении его приветствовали те же дамы, которые восторгались  Г.Распутиным.
Люди спрашивали у него совета  даже в том, какой политической партии можно верить.
Из текстов Ветхого Завета он с лёгкостью делал вывод о необходимости и позволительности уничтожения «каждого революционера».
              Проблемы определения признаков «святости» для канонизации остро заявили о себе ещё при первой попытке прославления С.Саровского.
Полемика проходила так остро, что, по сути, речь шла не о конкретном кандидате в святые,  а о  достоверности  свидетельств святости.
То есть, церковь заподозрили в преднамеренной фальсификации биографий и событий с целью поддержания ореола святости всей «симфонии» власти и церкви.
         
 В наше время поводов для подобных подозрений не меньше, чем было в прошлые века, если не больше.
Мысли о том, что под предлогом попечения о церкви государство  осуществляет монополию на власть, возникала и в прошлые века.
Обер-прокурор Победоносцев открыто говорил, что стране нужны
«Не парламенты и не писаные свободы…, а сильная, честная власть и глубоко верующие люди на всех постах государственного управления».
Сейчас против парламента и свобод возражать никто не осмелится, но есть подозрения, что их деятельность в большой степени является имитацией демократии.
Отделение церкви от государства  придумали не революционеры: Победоносцев настаивал на «освобождении» церкви от политической деятельности. Были попытки «оживления» церкви:
С.Витте отмечал   «отсутствие живого проповеднического слова, общую слабость пастырской деятельности духовенства, ограничивающегося в большинстве случаев только совершением богослужения и требоисправлением», призывал не прятать из библиотек «литературу, отрицательно относящуюся к религии и государству» - прятать, значит обезоруживать.
  Победоносцев  назвал все эти доводы неосновательными.
Консерватизм принимал формы деспотизма. По мнению историков, это и стало одной из главных причин несостоятельности церкви и трагедии России.

 Дефицит доверия и понимания в отношении  народа к власти и церкви  сегодня не менее велик, чем был в прошлом накануне  великих исторических перемен.
Святость трудно измерить, но отсутствие её чувствуется в цифрах  криминальной,  медицинской и  демографической  статистики.
           В практике прославления святых есть элементы технологий, по которым в наше время  «раскручивают» медийных личностей.
В основе их – свойства психологии масс.
Простота веры не означает детскую наивность и безмятежность ума.
          Почитаешь медицинские бесплатные газетки, в которых описаны чудеса исцеления от новейших лекарств и настоек, курс лечении которыми стоит примерно среднюю пенсию за месяц, и удивишься: метод воздействия на читателей тот же, что и при описании  исцелений по молитвам праведников. Не просто разобраться, где реальная сила лекарства, а где простой эффект самовнушения...
Имитация религиозного экстаза и возбуждение его искусственными средствами имели место и в прошлых веках.
В наше время есть много поводов не заимствовать слепо все традиции прошлого.
         … При дарении   мощей Николая чудотворца  директор сети ресторанов и клубов объявил, что «мы против мракобесия». 
Мракобесие не осталось в прошлых веках, а существует  рядом  с нами.
Есть его созидатели, есть соучастники и  жертвы. Всем Бог судья.
                Частица мощей святых есть в каждом освящённом храме. Отличаются ли они святостью? –  Единицы измерения святости ещё не придумали.  Заметить разницу трудно.
А вот  насаждение мистики и недостаток живой проповеди замечали и в прошлые века.
Бывает  впечатление, что избытком  мистики пытаются восполнить недостаток живой проповеди. 
          Мощи  св.Николая уже были в гостях у РПЦ в  2017 г. Тогда сообщили, что  Россия имела честь встречать у себя часть  левого ребра в «хорошем состоянии».
Митрополит Илларион (Алфеев) сказал в тот год, что   "русский народ замер в ожидании святыни".
Похоже, народ  «замер в ожидании» гораздо раньше, и не может выйти из этого состояния. Замер так, что можно подумать: жив ли он?
Иногда кажется, что он не столько живёт, сколько ждёт, подбадривая себя купаниями в прорубях и приложениями  к мощам.


Рецензии
Недавно В.П. заявил,что Россия напрямую управляется Богом.
Неплохо бы узнать,через какую службу он получил такую информацию?
*
Доброго здоровья Вам,Геннадий!

Яков Капустин   12.03.2024 07:59     Заявить о нарушении
ВП повторил фразу, которую приписали фельдмаршалу Миниху.(18 век) На самом деле её сказал его сын в том ироничном смысле, что в России нет разумного управления.

Геннадий Гаврилов   12.03.2024 09:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.