Самолет А. Ф. Можайского

Не претендую на объективные исторические изыскания, а всего лишь излагаю услышанное мною в далекие годы.  Те, кто в теме, пускай или опровергнут или уточнят.  Только аргументировано.

Согласно советской истории, первый в мире самолет был поднят в небо в 1883 году. Создатель самолета – генерал Александр Федорович Можайский.  В то же время, я читал во многих источниках, что не существует ни одного фрагмента, оставшегося от сего самолета, ни одного независимого свидетельского показания – самолет ведь не в Антарктиде будто бы летел, и не в бескрайних прериях. Кто-то из обывателей мог бы этот самолет увидеть, удивиться и засвидетельствовать.  Но проект самолета сохранился – не знаю, насколько подробный: эскизный проект, технический проект или даже рабочий проект.  Поскольку я в авиации дилетант, мне такие подробности не важны.  Те, кто в теме, пускай уточнят.

Один мой знакомый, выпускник МАИ, рассказал такую версию.

У А.Ф.Можайского был полигон, государственный.  На полигоне были: производственный участок, участок железнодорожного полотна, скоростной (по тем временам) паровоз и ведомая паровозом тележка.  А.Ф.Можайский изготавливал вариант крыла самолета, устанавливал крыло на тележку, разгонял паровоз до наибольшей возможной скорости и замерял подъемную силу.  По результатам очередных испытаний А.Ф.Можайский дорабатывал крыло и гонял по новой.  Однажды, в 1883 году, ему удалось достичь такой подъемной силы, что тележку оторвало от рельс.  После чего, естественно, вся конструкция разрушилась.

А.Ф.Можайский отправился по инстанциям просить денег на ремонт и на продолжение своих изысканий.  Но следует учесть, что это был 1883 год, когда государь император Александр III наводил в стране порядок после известных событий 1881 года.  Все чиновники, которые могли бы выделить деньги, тряслись, в деньгах отказывали и обвиняли генерала в порче государева имущества.  Не добившись правды, А.Ф.Можайский загрустил и запил.

Продолжение и косвенное подтверждение – где-то примерно в 1980 году образовалась инициативная группа авиационных инженеров.  Инженеры выступили с предложением построить по сохранившимся чертежам А.Ф.Можайского самолет и испытать его – очевидно, к 100-летию предполагаемого первого полета.  Но новое поколение чиновников, уже советских, инициативу не поддержало.  Очевидно, боялись неудачи и последующей ответственности.

Как я уже упоминал, я писал только то, про что сам слышал. Есть на сайте автор Владимир Врубель http://proza.ru/avtor/vvrubel, написавший серию произведений о А.Ф.Можайском. В первую очередь, он писал о Можайском - морском офицере. Но есть и упоминания о пресловутом самолете:
http://proza.ru/2011/03/28/30
http://proza.ru/2011/03/28/34
http://proza.ru/2011/03/28/671

Также присутствует автор Сергей Кувалда http://proza.ru/avtor/kuvalda55. Он тоже что-то знает, и даже посещал дом-музей Можайского под Винницей. Но произведений о Можайском у Сергея Кувалды нет. Я просил его написать, но Сергей Кувалда ответил, что все, что он мог бы написать, и так уже опубликовано в сети. Жаль.

То, что знают Врубель и Кувалда, отличается от того, что я писал. Сходимся мы в одном: самолет не летал. Если кто-то что-то еще знает, пишите.


Рецензии
Добрый день, Пётр Станиславович.
Тоже не разбираюсь в авиации.
Мне ближе сухопутное.
Имя Можайского где-то слышала, как и Уточкина.
Но, интересная публикация.
Всколыхнули.
Неужели, это был мифический самолёт, или просто тележка.
История дама капризная и не тем даёт первенство первооткрывателя.
Но, всё-таки хорошо он оставил в истории свой след.
А у наших изобретателей одна дорога-запой.
Очень обидно.
Спасибо за интересную публикацию.
С искренним уважением.

Варвара Сотникова   08.09.2024 10:19     Заявить о нарушении
Доброе утро, Варвара. Благодарю Вас за прочтение и за отзыв. Удивительно, что Вы про Можайского слышали только где-то между прочим. Впрочем, то же самое и с Алёной Сеткевич, и, наверное, со многими представителями молодого поколения. А в наше время первенство Можайского как основателя авиации было аксиомой.
Даже если бы на самом деле этот самолет летал (вероятность практически нулевая, но все же). Тут можно привести пример с Америкой. Вроде бы и викинги бывали в Америке за несколько столетий до Колумба. И, кажется, кто-то еще раньше Колумба там побывал, в более поздние времена. Но освоение Америки европейцами началось именно с Колумба.
И с братьями Райт тоже не все однозначно. Бразильцы утверждают, что их первый самолет более самолет, чем у братьев Райт. Не помню точно, в чем разница.
В обсуждении приняли участие Сергей Кувалда и Владимир Врубель. Сергей Кувалда даже бывал в усадьбе Можайского, а Владимир Врубель написал серию рассказов о Можайском, как морском офицере. Наверное, история с самолетом только ложится пятном на память достойного морского офицера.
Кстати, я подумал: братья Райт сделали свой самолет в 1903 года. А через какие-то 11 лет Игорь Сикорский создал первый в мире бомбардировщик и он же - первый в мире пассажирский самолет. Какой прогресс за какие-то жалкие одиннадцать лет! Получается, в начале XX века технический прогресс был не менее стремителен, чем в последние годы. Вот Сикорского и надо бы возвеличивать. Но он большую часть жизни прожил в США, где основал авиационную фирму. Только несколько лет назад Локхид Мартин купил эту фирму.

Шильников   08.09.2024 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.