Петра-3 1990 март Бедные овечки

ранее: Курский соловей http://proza.ru/2022/10/15/1496

     Предыстория. Что первая жд в России в 1837 году, что первые масштабные   модели в 1983, появились по инициативе чехов. Франца Герстнера и Карела Прохазки. Когда-то чехи приносили людям пользу.  Информация о том, что в Курске начали с 1983 делать в масштабе НО (1:87) паровоз Ов и пассажирский 14 метровый вагон расползалась медленно. Я, например, об этом узнал лишь в начале 1985.
    Стена стеной, но из ГДР "овцы" перетекали в ФРГ. Вышла на пик мода на русских и из гамбургской фирмы "Ленарц и Мешефел" в Курск в 1988 пожаловали торговый представитель и фотограф.  Подписали контракт на поставку 2 000 наборов. Немцы потребовали убрать из набора рельсы и трансформатор. Упаковка стала формата А4, вместо А3, симпатичной, желто-красной, с надписью «Дружба». За набор, стоивший в ФРГ в розницу 159 марок, в СССР перечислялось 110 дм, 60 из которых осело во Внешторгбанке, 30 в министерстве и только 20 поступило на завод. До сотрудников КБ  и сборщиц дошли лишь устные благодарности, сделанные мимоходом. Немцы заказали еще 1000 наборов при условии, если поручни на паровоз будут сделаны в металле, а не в пластике. Счетмаш это не выполнил, на том и дело закончилось.
    Каталог 1988 года озадачил новинками, которые не выпускались на самом деле. Единственное фото модели - ТЭП-10, остальное - эскизы или чб снимки прототипов. При том, что сам каталог цветной и издан в Германии. Как якобы входящие в набор с Ов с нефтяным тендером - 2 переделки под товарные пассажирских вагонов (?).  Обычно народные умельцы превращали товарные вагоны в жилые для нужд всяких ПМС (путевых машинных станций). Дизельпоезд ДР1А, паровоз АА осевой формулы 2-7-2. И вовсе не ясно для кого - 2 и 3 секционные шведско-норвежские электровозы.
     Фирмы-производители на выставке представляли новинки или в виде первых серийных моделей или ручных образцов. Второе всегда оговаривалось.  Значит -  модели уже "на сносях". Живо пообсуждали это в клубе. У ТЭП-10 в реальности был брат-близнец ТЭ-10, различия в двигателе. А если добавить суфле (закрытую переходную площадку) - получаются двухсекционные ТЭ-12 и 2ТЭ-10, изменить несколько деталей крышевого оборудования -  еще 2 двухсекционных ТЭ-30 и ТЭ-40. Из одного тепловоза - считай целый десяток! Перспектива для меня более, чем радужная - если одни и те же "овцы" я уже 5 лет слал - не переслал. Чтобы добиться производства Ов с 4-осным тендером и ТЭП-10 составил официальное письмо от общества коллекционеров. В.Воронин, предводитель  жд модельного отделения секции масштабных моделей, его обеспечил печатями. Вкратце содержание: страстно желаем приобрести новинки в количестве 100 шт за наличный расчет и просим выпускать набор без рельсов и трансформатора, также интересуют вагоны в комплекте для самостоятельной сборки.
Как я сразу понял у проходной завода, раз в несколько месяцев моделисты его посещали. Жесткой пропускной системы не было, меня записали в журнал посещений и вызвали по телефону сотрудника конструкторского бюро. В КБ показали паровозы с 4-осным тендером почему-то зеленого цвета, без надписей, и серый, с голубой полосой, тепловоз.
    Вообще-то товарные паровозы всегда были черного цвета, зелеными - пассажирские. Курьерские - синие. В отличие от электровозов и тепловозов внешне они различались. У пассажирских ведущие колеса большого диаметра - этим паровозам нужна скорость, а не тяговая сила.
- Впрочем, - говорю сотрудникам КБ -  если они будут разных цветов и надписей, плюс к тому с различием в деталировке - спрос будет в несколько раз больше. А из-за чего не пошел в серию?
- Пресс-форму надо дошлифовать, да и он кривые не проходит.
- Ну так у вас 2 ошибки в одной: 4-осный тендер всегда на 2 тележках, а вы его сделали литым. А на каком радиусе испытывали?
- На наших кривых рельсах.
- А... так это первый радиус, 380 мм, на втором радиусе в 440 мм он уже может и пройдет. А на 3-4-м уже точно.
Разнообразие радиусов для КБ было явно открытием Америки по телевизору.
- А с тепловозом какие проблемы?
- Нужна санкция начальства на доработку формы - слишком толстый облой.
Оставил им письмо для передачи директору, вместо посещения его  настоятельно рекомендовали зайти в бухгалтерию, как сопровождающий добавился Сан Саныч, начальник моделесборочного цеха.


далее: Булгактерия  http://proza.ru/2024/01/28/979


Рецензии
Интересное это дело - моделирование.
Представляю себе большую игрушечную железную дорогу, по которой едут все эти паровозы и вагончики...
Сейчас идёт мощная модернизация всего этого.
Стали появляться новые составы МЦД.
А ещё мне нравится, как переделали трамваи - они стали такими классными, почти бесшумными.
Старые травмаи, конечно, навевают ретро грусть о том, что их эпоха ушла - они по своему были красивы и романтичны...
Спасибо, Друг, мне было интересно почитать!

Анна Мельниченко 2   17.02.2024 10:23     Заявить о нарушении
Новые трамваи очень капризны и ненадежны - как спец говорю...))Спасибо за отзыв, подруг!

Петр Кондратьев   17.02.2024 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.