Маленькая жизнь

Маленькая жизнь
***************

Когда я была ребёнком, я очень боялась провиниться. Мне постоянно указывали на то, какая я несуразная, плохая и неблагодарная. Моя жизнь только начиналась, я только начинала расти и крепнуть, и мой путь от появления был коротким, я ещё недалеко ушла от небытия и не боялась умереть, так как я пришла в этот странный мир ни с чем и уходить мне было не страшно, благо, что обратная дорога была короткой, и её можно было быстро проскочить.

Я болела, иногда сильно, и было не известно, выживу я или нет, и каждый раз я покорно ждала, что мне скажут - умереть или жить дальше.

Мы, дети, приходим в этот мир, не имея о нём ни малейшего представления и изо всех сил стараемся понять, куда мы попали и что нам здесь делать.

С момента нашего появления, рядом с нами то появляются, то исчезают какие-то силуэты.

Мы пытаемся различать звуки и запоминать повторяющиеся сочетания.  Так, часто повторялись сочетания звуков - мама, папа, бабушка, дедушка...

Потом выяснилось, что устойчивые сочетания звуков - это слова, что у каждого предмета есть своё название, и что есть ещё много других слов, которые дают возможность понимать происходящее и объяснять свои потребности.

Оказалось, что силуэты - это люди, и что мы, дети, тоже люди, и что мы все вместе находимся в каком-то пространстве.

Потом нам объяснили, что есть главные люди - мама и папа, и менее главные - бабушки и дедушки, и что мы должны их во всём слушаться и делать, то, что они говорят, а они будут нас кормить, одевать, водить к врачу, выводить на прогулки, защищать и заботиться о нас.   

Мы познавали своё тело и учились им пользоваться - ходить, держать ложку, одевать шапку…

Оказалось, что тот тёплый прямоугольник из стен и окон - это только маленькая часть того мира, куда мы попали.

Чуть позже, спустившись по лестице, мы продолжали осматриваться в пространстве, уже без стен и окон.

Поверхность оказалась твёрдой, на неё можно было наступать, не боясь провалиться, она хорошо держала наш вес. По сторонам были разные предметы. Нам объясняли, что это трава, это скамейки, это птицы, это двор, это магазин, это поликлиника, это детский сад, а там дальше школа.

У нас продолжала вырисовываться картина мира: дерево - это толстый ствол торчащий из земли с ветками и листьями наверху, кошка небольшая серая с длинным хвостом и на четырёх лапах, у меня одна мама и один папа, два дедушки и две бабушки, всё правильно и разумно, и так будет всегда.

Наше представление о мире было в одном варианте, всё понятно и неизменно.  Хотя по мере того, как нам поступала информация, мы начинали обнаруживать небольшие несоответствия или расхождения в нашем представлении о том или другом. Чтобы понять что правильно, а что нет, мы начинали задавать уточняющие вопросы.

Кроме того появлялись какие-то новые предметы или явления, которые нам были не известны. Мы пытались выяснить у взрослых, которые, по нашему представлению, знали всё, всё делали правильно и никогда не ошибались, что это за предметы и явления.

Часто взрослые не давали нам ответы, отмахивались от нас, хотя, по нашему убеждению, ответы знали, но не говорили. Это нас обижало и мы пытались найти ответы у других взрослых или "понимали" сами и встраивали новые понятия в нашу картину жизни.

По мере накопления информации и вопросов мы начинали думать всё более и более независимо и приходили к выводу, что мы лишены прав, но у нас много обязанностей, что постепенно начинало вызывать у нас несогласие и возмущение.

Лишение прав компенсировалось заботой о нас, в том виде, как это представлялось правильным взрослым. Зачатую проявления заботы о нас на самом деле шло вразрез с нашими интересами, и, на самом деле, сводилось к проявлению заботы взрослых о самих себе. У нас начинали появляться сомнения и возникали первые конфликты со взрослыми.

В нашем детском мирке тоже начинались неполадки. Здесь мы все были "на равных" в том, как понимать этот мир, хотя, практически, все пользовались ссылками на авторитет взрослых, которые зачастую говорили противоположные вещи. Отстаивание предствления о том, что взгляды наших взрослых правильнее и лучше взглядов ваших взрослых порождали стычки между членами нашего детского сообщества. Мы начинали объедияться в группы единомышленников, некоторые из нас начинали бороться за право лидерства или право независимости, и все искали своё место внутри нашего детского мирка.

За что нас ругали, что нас заставляли делать против нашего желания, что хорошо, что плохо? Кошка ловит всё, что движется и убивает без определённой цели; и мы тоже ловим мух, муравьёв, бабочек, стрекоз - играем и убиваем. Наше право. Мы оказались сильнее - поймали, поиграли и посмотрели как они ползают без крыльев. Можно поймать кошку за хвост, можно бросить камень в собаку. 

Вдруг кто-то сказал, что им больно. Мы пока не понимаем, что такое “им больно” и почему не нужно делать больно. Мы просто догоняем и играем, просто естественно используем данное нам при рождении право сильнейшего и инстинкты унаследованные от предков.

Ещё какое-то непонятное слово жестокость. Получается, что то делать нельзя и это нельзя, а можно делать только то, что скучно, есть то, что невкусно и спать, когда спать не хочется.

А затем взрослые рушат наш мир. Нет больше Деда Мороза, нет Добрых Волшебниц, нет Чудес. И наше представление о том, что нам делать дальше, пропадает, а все договоры рушатся. Папа ушёл, и теперь я его вижу редко. Бабушка тоже ушла и больше не приходит. А как же мой мир: я, мама, папа, две бабушки и два дедушки... ? Это что всё неправда? Мой понятный, стабильный мир оказался иллюзией, меня обманули? А как же защита и забота в обмен на послушание? Мы же, дети, свою сторону договора выполняли? Получается, что нас просто обманывали?

Мы в отчаянии, надо пересматривать всё с самого начала и формировать новый мир. А вдруг опять будет ошибка? Наше детское сообщество нас высмеивает, но кто-то и сочувствует. Появляются первые симпатии.

Мы формируем новое представление о мире и идём дальше, стараясь не сломаться, всё более отдаляясь от точки прихода, обретая ценность и желание отойти от той точки всё дальше и дальше, и чем дальше мы отходим от той точки, тем быстрее идём, хотя потом, значительно позже, мы узнаём, что, гонимые страхом и нетерпением, мы напрасно так быстро бежали. Надо было идти медленно, наслаждаясь тем, что попадалось по пути. Земля ведь круглая.


Рецензии