Женщина в любви. Марина Влади
Родилась Марина Полякова-Байдарова (полное имя актрисы) 10 мая 1938 года в семье русских эмигрантов Владимира и Милицы Поляковых-Байдаровых.
Отец, Владимир Васильевич в царской России учился в консерватории, в 1914 году в начале Первой мировой война решил записаться добровольцем в царскую армию, но его прошение было отклонено, так как его отец уже умер, а по закону того времени было запрещало забирать единственного кормильца на войну. Но Поляков-Байдаров был настойчив и отправился во Францию, где стал летчиком.
На войне Поляков-Байдаров был ранен и награжден военным крестом. Когда в 1918 году кончилась Первая мировая, а в России шла Гражданская война он остался во Франции. К счастью у него было музыкальное образование и красивый тембр голоса, благодаря таланту его приняли в Парижский оперный театр.
Мама - Милица Евгеньевна, окончила Смольный институт благородных девиц. После революции вся её семья переехала в Югославское Королевство и поселилась в Белграде. Милица поступила на службу в оперный театр в качестве балерины. В театре познакомилась с гастролировавшим певцом Владимиром Поляковым-Байдаровым, уехала с ним в Париж, где вышла за замуж и родила четырех дочек.
О своем детстве Марина вспоминала: «Меня воспитывала бабушка. Она не говорила по-французски, учила меня русским песням, сказкам, стихам, водила в православную церковь. Верующей я не стала, но русское начало во мне углубилось. Русские песни люблю петь и сегодня. Вместе с сестрами мы выпустили даже три пластинки с русскими песнями. Есть у меня и пластинка «Песни мира», где я исполняю русские колыбельные; одной из них меня выучила бабушка.
Актерскую профессию Марина выбрала вслед за старшими сестрами. Поначалу она занималась хореографией, но балериной так и не стала. Зато в десять лет уже дебютировала в роли Мари-Темпет в драме «Летняя гроза». В этой картине также снимались ее старшие сестры Ольга и Таня. Когда Марине исполнилось тринадцать, внезапно умер любимый отец. Потрясенная его смертью, девочка решила взять псевдоним в его память – Влади.
Первой серьезной ролью Марины стала Джемма Вьянелло из итальянской военной драмы «Черные перья» (1952), в которой она снялась вместе с Марчелло Мастроянни. Против чар обаятельной юной актрисы (тогда Марине было 15 лет) 27-летний Марчелло Мастроянни не устоял. Как написала Влади позже в мемуарах, он преподал ей первые уроки флирта. Мастроянни был так очарован юной француженкой, что открыл ей дорогу в мир большого кино, познакомив со многими известными артистами и режиссерами. Но полноценного романа у них не получилось, так как пятнадцатилетняя Марина была влюблена в неподражаемого Марлона Брандо, но хладнокровный красавец остался равнодушным к чарам юной искусительницы. Марина строила планы и не хотела мириться с тем, что совершенно не нужна мужчине. И тогда у нее случился первый приступ депрессии. Марина закрывалась в комнате, плакала, била посуду... Один раз пришлось выламывать дверь. А потом прибегнуть к услугам знакомого врача, который вывел юное создание из депрессии.
Марина была талантлива и её часто приглашали на главные роли. В 1954 году за воплощение образа Лилиан Нобле в фильме «Перед потопом» актриса была удостоена премии Сюзаны Бьянчетти, и о Марине заговорили, как о серьезной драматической актрисе, не смотря на юный возраст.
В 1954 году Марина сыграла роль главной героини в фильме французского режиссера Андре Мишеля «Колдунья». Сценарий к этой картине написан по рассказу Куприна «Олеся». Влади вспоминала гораздо позже о съемках в фильме: «Мне тогда не было и шестнадцати лет, и хотя я, как все девчонки моего поколения, много читала, в том числе и Куприна, но я не так много занималась психологией. Мне давали текст, и я его играла. Мне кажется, что до сих пор я так и играю – больше как человек, а не как актриса».
Французский фильм показали в СССР и Марина Влади сразу полюбили советские зрители, она привлекала не только талантливой игрой, но и прекрасными внешними данными – среднего роста, стройная, длинные белые волосы, широко поставленные глаза, что встречается крайне редко на нашей территории. Когда в 1959 году Влади впервые приехала в СССР на Неделю французского кино, актриса была поражена горячим приемом – к ней кинулись толпы девушек, с распущенными волосами и челками как у нее – обнимали, целовали, Марина была вся в помаде.
Первым мужем Марины стал актер Робер Оссейн (настоящее имя – Абрахам Гуссейнов, сын эмигрантов из России, азербайджанца и еврейки).
Впервые Робер Осейн увидел Марину, когда ей было 11 лет, а второй раз они встретились в 1954 году и он влюбился. Марина смеялась над его чувствами: «Ты не в моём вкусе. Чтобы я стала твоей женой, вычерпай ложкой океан».
Осейн вспоминал о своих чувствах: «Марине было тогда шестнадцать лет, и я так в нее влюбился! Скупил в городе журналы с ее фотографиями, размышлял, чем бы ее покорить. И придумал! Пригласил ее сыграть в моем фильме. Это было абсолютное нахальство, потому что Марина была звездой, а я только начинал. Тем не менее, она согласилась».
В своих ухаживаниях двадцативосьмилетний Робер Оссейн был настойчив, и Марина дала своё согласие на брак. Для Марины это замужество больше напоминало побег от любви к Марлону Брандо. В 1955 году Оссейн и Влади поженились, ей было семнадцать лет. Через год родился их первенец Игорь, а еще через два года – второй мальчик, которого назвали Петром.
Осейн снимал жену в своих фильмах. Одной из знаковых ролей Влади стала Ева в приключенческой драме супруга «Негодяи попадут в ад». С ним же, а также с Жаном Габеном и Лино Вентурой. Марина снялась во французской версии экранизации романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», сыграв главную роль Лили Марселин. Позже супруг снял ее в своих картинах «Ночь шпионов» (Элли) и «Ты – яд» (Эва).
Несмотря на плодотворный творческий союз, Семьи у них не сложилось. По словам Робера, ему казалось, что он женат сразу на четырех сестрах, поскольку Марина не желала жить отдельно от семьи. В 1959 году пара развелась из-за постоянных ссор и скандалов. После развода актеры не общались, Влади даже отказалась от роли Анжелики (которую сыграла Мишель Марсье), лишь бы не встречаться с бывшим супругом, который играл Жофрея де Пейрака.
Известность актрисы росла, ежегодно на экраны выходило по нескольку фильмов с ее участием.
В начале шестидесятых Влади стала сниматься у самых именитых режиссеров. Жан-Люк Годар, Мишель Девиль и другие. Но наиболее яркой стала роль Реджины в комедийной драме Марко Феррери «Королева пчел». Как лучшая актриса, Влади была удостоена приза Каннского фестиваля в 1963 году и её номинировали на «Золотой глобус».
Длительное время Марина не выходила замуж и говорила, что с нее достаточно первого замужества, но в 1963 году познакомилась с владельцем крупного бизнеса и летчиком-испытателем Жаном-Клодом Бруйе. Мужчина ухаживал за актрисой красиво и настойчиво, и Влади согласилась стать его женой. В 1964 году она родила от Бруйе сына, которого назвала в честь своего отца Владимиром, а еще через два года развелась, не желая терпеть ревность супруга и его бесконечные выяснения отношений.
В 1965 году актриса попала в жюри Московского кинофестиваля . Но из-за обязательств как члена жюри у нее не хватило времени погрузиться в культурную жизнь столицы. Поэтому когда два года спустя в 1967 году она посетила ММКФ как гость, то посвящала все свободное время экскурсиям по московским театрам. Заглянула и в Театр на Таганке, на спектакль «Пугачёв», где блистал Владимир Высоцкий. Это была их первая встреча. Марина была наслышана о талантливом актере Владимире Высоцком. Впечатлённая спектаклем, француженка осталась на банкет, где ей представили Высоцкого. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы…» Поначалу Влади разочаровалась, увидев актера и поэта вблизи, но как только он взял гитару, смотрела уже только на него.
В 1969 году Марина впервые дебютировала в советской картине «Сюжет для небольшого рассказа» режиссера Сергея Юткевича.
Марина стала часто приезжать Советский Союз на съемки и к Владимиру Высоцкому.
Стихотворение Высоцкого, посвященное Марине Влади:
Я верю в нашу общую звезду,
Хотя давно за нею не следим мы, -
Наш поезд с рельс сходил на всем ходу -
Мы все же оставались невредимы.
Бил самосвал машину нашу в лоб,
Но знали мы, что ищем и обрящем,
И мы ни разу не сходили в гроб,
Где нет надежды всем в него сходящим.
Катастрофы, паденья, - но между -
Мы взлетали туда, где тепло,
Просто ты не теряла надежду,
Мне же - с верою очень везло.
Да и теперь, когда вдвоем летим,
Пускай на ненадежных самолетах, -
Нам гасят свет и создают интим,
Нам и мотор поет на низких нотах.
В один из приездов Марина буквально спасла жизнь Высоцкому. Он чуть не захлебнулся своей кровью, хлынувшей из горла. Марина Влади вызвала скорую помощь, но доктора только развели руками и хотели уехать. Тогда женщина стала у двери и сказала, что если ему не помогут, она устроит дипломатический скандал. Высоцкого по скорой доставили в больницу и прооперировали. Операция длилась 18 часов.
Высоцкий развелся с женой Людмилой Абрамовой и 13 января 1970 года повел Марину в Грибоедовский загс, где они и расписались. Для каждого это был третий брак. Скульптор Зураб Церетели организовал для них свадебное путешествие в Грузию и подарил романтический круиз на теплоходе. Благодаря супруге (и то – спустя 6 лет брака). Высоцкий получил возможность бывать за рубежом, но оставаться там жить он не хотел. Марина называла его патриотом своей страны, несмотря на то, что в ней он был опальным поэтом. Постоянные встречи и разлуки, по ее словам, сохраняли свежесть чувств, по телефону супруги разговаривали ежедневно, рассказывая друг другу обо всем.
В 1977 году венгерский режиссер Марта Месарош в фильме «Их двое», в котором главную роль исполняла Марина Влади, ввела для Владимира Высоцкого эпизодическую роль специально, чтобы порадовать супругов. Это единственный фильм, где Влади и Высокий снимались вместе. Однако постоянная разлука пагубно влияла на Владимира: алкогольная и наркотическая зависимости, выгорание, угасание чувств. До Марины начали доходить слухи об изменах, она страдала от ревности. Но тем не менее, по первому звонку мчалась, чтобы вытаскивать мужа из запоев, привозила таблетки от запоев из Франции.
25 июля 1979 года Высоцкий перенес сердечный приступ. До его смерти оставался ровно год, в течение которого он пытался наладить отношения с женой. Он писал ей длинные письма, в которых признавался, что только она может вернуть его к жизни.
Стихотворение Высоцкого, написанное в 1979 году.
Бывали "ТУ" и "ИЛы", "ЯКи", "АН", -
Я верил, что в Париже, в Барнауле -
Мы сядем, - если ж рухнем в океан -
Двоих не съесть и голубой акуле!
Все мы смертны - и люди смеются:
Не дождутся и вас города!
Я же знал: все кругом разобьются,
Мы ж с тобой - ни за что никогда!
Мне кажется такое по плечу -
Что смертным не под силу столько прыти:
Что на лету тебя я подхвачу -
И вместе мы спланируем в Таити.
И если заболеет кто из нас
Какой-нибудь болезнею смертельной -
Она уйдет, - хоть искрами из глаз,
Хоть стонами и рвотою похмельной.
Пусть в районе Мэзона-Лаффита
Упадет злополучный "Скайлаб"
И судьба всех обманет - финита, -
Нас она обмануть не смогла б!
Незадолго до смерти Владимира Марина посетила Москву, но, возвращаясь домой 11 июля 1980 года, осознавала, что пропасть между ними уже вряд ли удастся преодолеть, так как у него был роман с Оксаной Астафьевой, молоденькой студенткой, дочери писателя, младше Высоцкого на двадцать лет.
23 июля они в последний раз разговаривали по телефону, а в ночь на 25 июля Влади внезапно проснулась среди ночи и вскоре услышала телефонный звонок, сообщивший о смерти Высоцкого.
Смерть Высоцкого летом 1980 года стала для актрисы большим ударом. Песни мужа причиняли ей после его смерти не только моральную, но и физическую боль. Она погрузилась в серьезную депрессию. Ей было 42 года.
Справиться с горем ей помог врач-онколог Леон Шварценберг, лечивший сестру Влади. Он влюбился в актрису и в 1981 году предложил Марине выйти за него замуж. Женщина согласилась, несмотря на то, что ее мысли и сердце занимал Высоцкий. Многие в Советском Союзе осудили вдову за поспешное замужество.
«После смерти Володи, который стал иконой, многие, особенно в России, не могли мне простить моего нового брака. Но ведь мне, как и Высоцкому, было всего 42, когда его не стало. И Леон в то время просто спас меня. От жутчайшей депрессии, от одиночества, от невостребованности. Ведь тогда меня, актрису, практически перестали снимать в кино, так как я в любую минуту могла сорваться в СССР в очередной раз спасать Володю...».
Влади посвятила книгу Высоцкому, выпустила пластинку, исполнив песни на стихи Владимира Семеновича «Я несла свою беду», «Марьюшка», «Так дымно…», «Так случилось, мужчины ушли», «Восход».
Супруг не мешал жене заниматься делами, поддерживал ее стремление сохранить наследие великого русского барда. Вместе с Мариной они прожили более двадцати лет. Когда у мужа диагностировали рак, Марина ухаживала за мужем. Шварценберг болел долго и мучительно. В 2003 году он умер, Влади овдовела во второй раз. От горя она начала пить, но сумела остановиться.
Однако это были не все горести и беды, которые свалились на артистку. После ужасной дорожной аварии две внучки погибли, а её сын едва выжил, пробыв несколько месяцев в коме, и остался инвалидом.
В восьмидесятые годы Влади сыграла более двадцати главных ролей в картинах французских, итальянских, израильских, немецких, греческих, советских режиссеров. В российско-японском проекте «Сны о России» Влади воплотила на экране образ Екатерины Великой. Из наиболее интересных проектов с ее участием «Воскресение» (тетушка Нехлюдова), социальная драма «Несколько дней передышки» (Иоланда), драма «Победа или боль женщины» (Наташа), лента «Три женщины в гневе» (Алиса Траян).
В двухтысячных актриса занялась писательством, поставила во Франции спектакль по своей книге «Владимир или Прерванный полет». За неполных полтора часа были показаны сорок пять номеров со стихами и песнями Высоцкого.
В 2012 году Влади удостоилась медали Пушкина и премии Генри Ланглоис за успешную и долгую кинокарьеру. Последняя на сегодняшний день кинороль, сыгранная французской кинозвездой, – Элиза из картины «Ты будешь жить, моя дочь», вышедшей на экраны в 2018 году.
Также Влади написала роман «Мой вишневый сад», являвшийся по факту автобиографической книгой о предках, семье, перипетиях человеческих судеб. Еще одной, очень откровенной книгой стали мемуары «На пляже. Человек в черном».
В 2015 году актриса распродала на аукционе свое имущество, в том числе: посмертная маска поэта была продана за 69 тысяч евро. А стихотворение «И снизу лёд и сверху», которое Высоцкий написал за полтора месяца до своей смерти на бланке парижского туристического агентства было продано за 252 тысячи евро. По словам Влади, его купил русский бизнесмен для Музея Высоцкого в Екатеринбурге. Её так покорил его поступок, что 100 документов она передала в дар музею.
Марина Влади не считает, что продажей вещей Высоцкого предала его память.
Актриса сознавалась в интервью, что ей нужны были деньги, поскольку ее пенсия – одна из самых низких во Франции. Она также продала загородный дом из двадцати комнат, и переехала в трехкомнатную квартиру в центре Парижа.
Влади перенесла операцию на глазах, поскольку стала терять зрение. Живет Марина Владимировна уединенно, часто гуляет, у себя принимает только родных и самых близких друзей. Влади, вообще не боится смерти.
А еще Марина Влади поняла, что самое большое счастье — это просто жить.
Свидетельство о публикации №224012601457
Любовь Кирсанова 04.02.2024 19:09 Заявить о нарушении