Что такое взаимность
Этимологические корни слова практически невозможно восстановить, а современные интерпретации и толкования сомнительны. Принимая во внимания конструкты и смыслы славянского языка мы можем лишь предположить, что слово «взаимность», «взаимный» имеет славянские корни, образуется в сочетании слогов «в»-«-заим-»-«-ность»/«-ный», подразумевает обоюдные отношения, обязательства, действия.
В некоторых культурах взаимность может быть формализованной и закрытой, регулируемой правилами и нормами поведения. В таких случаях каждая сторона следит за тем, чтобы обязательно сохранялась своя выгода обмена и исполнения интересов. При этом каждая сторона стремится к неравновесному повышению обязательств другой стороны и снижению своей.
В других культурах взаимность может быть открытой, более неофициальной и основываться на взаимном доверии и поддержке. В таких случаях люди бескорыстно помогают друг другу, не ожидая ничего взамен, предполагая это нормой, основанной на солидарных отношениях, постоянных и неравновесных взаимных обязательствах (больше ресурсов, возможностей и способностей – больше обязательств), балансе в общественных отношениях.
Можно, конечно, интерпретировать взаимность как обмен благом (позитивная) или ущербом (негативная), но это будет упрощённым и субъективным определением. Более точным будет такое определение взаимности, которое исходит из понимания лимбических и неокортикальных оснований, сформированных социальных инстинктов (лимбических/биологических или неокортикальных/метабиологических).
Лимбическая система, включая миндалевидное тело и гиппокамп, связана с эмоциями, памятью и инстинктами выживания. Поэтому «лимбическая взаимность» определяет взаимность, более вызванную непосредственными эмоциональными, инстинктивными реакциями и интересами. Тогда как неокортекс реализует функции мозга более высокого порядка, такие как творчество, познание, пространственное и критическое мышление. Поэтому «неокортикальная взаимность» относится к действиям, которые более продуманы, целостны и целенаправленны.
Неокортикальная взаимность проявляет целостные реципрокные действия (безвозмездная и бескорыстная помощь, поддержка, дар кому-либо или друг другу), которые возникают как из непосредственных эмоциональных реакций лимбической системы, но более благодаря нравственно-интеллектуальной работе неокортекса. При этом неравновесную пользу получают обе стороны отношений.
Лимбическая же взаимность порождает ущербные реципрокные действия (помощь ради использования, причинения вреда, разрушения), которые более связаны с работой лимбической системы, которая направлена на личное всевозможное потребление, размножение и доминирование. Здесь выгоду может получить только одна сторона.
Лимбическая взаимность как правило относится к ответным действиям, вызванными первичными эмоциональными реакциями, биологическими социальными инстинктами. В положительном спектре это может относиться к немедленным полезным реакциям, вызванным инстинктивной игрой. В негативном спектре это может быть проявлением вредных действий, вызванных алчностью, похотью, завистью, гневом или страхом. Особую роль здесь играет биологическая идентификация и деление на «своих» и «чужих».
Неокортикальная взаимность продиктована метабиологическими социальными инстинктами и высшими когнитивными функциями (объективным изучением, разумным мышлением и пониманием социальных норм). Это может включать в себя как стратегическое планирование того, какую пользу акт взаимности принесет в долгосрочной перспективе, так и принятие нравственной и этической ответственности.
Лимбическая система и неокортекс представляют собой сложное взаимодействие областей мозга. И несмотря на то, что их социальная роль и влияние пока недостаточно изучены, исследования дают много пищи для размышлений, позволяя лучше понять мотивацию и поведение людей.
Например, в иудейской культуре существует сильное разделение на «своих» и «чужих». При этом позитивные нормы коммуникации и отношений применяются только к определенной группе людей (своим иудеям), в то же время как по отношению к чужакам и населению завоеванных земель установлены другие правила, в основе которых лежат ограничения, террор и геноцид (Втор. 7: 1-24). Это пример лимбической ретроспективной взаимности, т.к. принимаемые решения и действия здесь строятся на основе биологических социальных инстинктов, религиозных догматов и социокультурных правил, рефлексии на них, отсутствии эмпатии к «чужакам».
Лимбическая взаимность относится к несправедливому обмену или действию, когда одна сторона намеревается получить больше выгоды, чем другая сторона. Это включает в себя попытки получить выгоду за счет других, что приводит к ситуациям, когда в отношениях фактически используется и обязывается только одна сторона. Такой подход включает обман, принуждение, эксплуатацию и насилие, что и свойственно биологическим общественным системам и паразитарным отношениям. Такой подход ныне часто сопровождается обезличенными факторами и решениями, характеризуется установкой на кратковременные и конечные отношения.
В социальном или общинном контексте лимбическая взаимность разрушительная и вредная, поскольку подрывает доверие, возможности сотрудничества и общности, развития и позитивного взаимодействия. Особо сильно лимбическая взаимность обостряется в замкнутых, умирающих системах, в которых ослабевает жизнестойкость и баланс, неизбежно нарастают деструктивные взаимодействия и процессы, усложняются и ускоряются циклы, растет энтропия, напряжения, катастрофы.
Неокортикальная взаимность — это тип взаимодействий и отношений между людьми/группами, основанный на взаимной пользе, справедливом реципрокном обмене и поддержке. Это означает, что когда одна сторона делает что-то положительное или доброе для другой стороны, она предполагает ответное действие или поведение, равенство и взаимное уважение. Однако важно отметить, что настоящая человеческая (неокортикальная) взаимность заключается не в том, чтобы вести счет или ожидать ответной услуги, но в стремлении к развитию общей культуры посильной взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимопонимания и взаимодействия.
Этот тип взаимности играет решающую роль в сохранении социальной гармонии, улучшении сотрудничества между отдельными людьми и группами. Он лежит в основе большей части настоящего человеческого взаимодействия, сотрудничества и отношений, способствуя укреплению доверия и репутации. Такое взаимное поведение можно наблюдать в семьях, дружеских отношениях, сообществах, в совместных делах и в обществе в целом. Таким образом неокортикальная взаимность может привести не только к взаимной пользе, но и взаимному уважению и взаимопониманию, сопричастности и соучастию, укреплению и развитию солидарных отношений, развитию благоприятной общественной и межличностной среды.
Свидетельство о публикации №224012701048