Душа с точки зрения объективного идеализма

Есть лишь одна идеальная снежинка, и, в то же время, бесчисленное множество ее материальных воплощений, каждая из которых уникальна (зачеркнуто) единична. Аналогично человек – есть лишь один идеальный человек, но множество единичных (индивидуальных) земных воплощений. Но человек также носит в себе нечто нематериальное в отличие от полностью материальной снежинки – содержание своей нейросети. И хотя она также материальна, но суть нейросети не в нейронах, а в ее уникальном, опять же, содержании. Можно сказать, что суть снежинки в ее форме. Но эта форма в физическом пространстве. Нейросеть же у каждого человека физически одинакова, но ее уникальное содержание идеально. Этим человек существенно отличается от любой снежинки. Душа человека априори идеальна, а значит подчиняется законам, которым подчиняются идеальные сущности. Какие это законы мы толком не знаем, можем только делать предположения. Философы идеалисты говорят о вечности сущностей. Богословы – о вечной душе. Отдельные представители рода человеческого прямо делятся знанием (а не предположением) о вечности души. И если уникальность (правильно: единичность) снежинки временна, то уникальность человеческой души имеет много оснований, что быть вечной.

Но для каждого человека особую важность имеет вопрос о том, в каком виде происходит такая вечность души, что она означает конкретно для каждого? Если брать ту же снежинку, то вряд ли кто-то готов гарантировать уникальность снежинок за большой период времени. И так как ее уникальность материальна, то мы скорее ожидаем, что существует или появится другая снежинка, абсолютно похожая на первую. А как с душой? Почему бы ей не воплотиться в материи повторно, так же как снежинке? Но это не будет другая душа, а та же самая. Содержание нейросети, которая накапливает некоторый объем информации отличается своей целостностью независимо от объема этого содержания. Скажем, человек в младенчестве – тот же самый человек, что и в старости. То есть суть не в содержании или памяти, не в ее объеме. А значит новое материальное воплощение возможно с нуля. И тут возникает вопрос – а что же тогда такое: вечная сущность конкретного человека? Комплекс направлений? Импульсов, энергий? Почему один человек явно склоняется в одному, а другой к другому. И это направление не сиюминутное (как у снежинки – ее формирование), а складывается из множества моментов. Сиюминутное сталкивается с направлением.

Показательна цитата из Павла Флоренского: "Однако, уже много лет спустя, я пережил ту же встречу перекрестными взорами и ощущение, что меня взор проникает насквозь, до самых сокровенных тайников моего существа. И это был взор приблизительно двухмесячного ребенка, моего сына Васи. Я взял его ранним утром побаюкать полусонного. Он открыл глаза и смотрел некоторое время прямо мне в глаза сознательно, как ни он, ни кто другой никогда не смотрел в моей памяти, правильнее сказать, то был взгляд сверхсознательный, ибо Васиными глазами смотрело на меня не его маленькое, несформировавшееся сознание, а какое-то высшее сознание, больше меня, и его самого, и всех нас, из неведомых глубин бытия".

Кажется, объяснить душу несформировавшимся сознанием, пустой нейросетью не слишком получается. Нейросеть пуста, а сверхсознательный взгляд уже здесь...

Так это буду я? Или не я? Что мне толку от какого-то направления, которое я и понять, и осознать толком не могу? Что мне от потерянного содержания предыдущих воплощений? Есть ли развитие в вечном? Онтология определенности в целом утверждает, что да – мироздание изначально имело запрос на развитие, в том числе развитие идеального мира. Тогда вполне возможно спиральное общее движение и такое движение в идеальном должно иметь «следы» предыдущих вариантов. И тогда уникальная душа что-то накапливает и воплощается уже с неким идеальным багажом. Этот вариант возможен только в одном случае - если «душа» есть сложная сущность, а не простая. То есть она представляет собой не простое «Я», но это «Я» склонно идеально обогащаться. Это не вечный мир чистого, неизменного бытия, а именно тот развивающийся, изменяющийся идеальный мир, который испытывает на себе действие упомянутого запроса. Причем обратного хода эти изменения не имеют. Таким образом каждый человеческий поступок может иметь идеальный отпечаток. Нравится это нам или нет, хочется нам этого или нет. Возможно, что такие сущности приводят к некой эволюции, и они расходятся разными дорогами. К чему могут привести эти дороги можно только догадываться. И, кто знает, может быть «битва между добром и злом» будет только усиливаться...
 
Из такого подхода следует несколько вещей. Во-первых, учитывая теснейшую связь идеального и материального, и вообще целостность, наверное, можно утверждать, что душа человека не может воплотиться, скажем, в собаку или в птичку. И в инопланетянина не может. Во-вторых, если человеческая эволюция все-таки предполагает разные пути, то Ад и Рай – возможны чисто гипотетически. Реализация предполагает совместное «проживание». Ад для «зверя» – родной дом, так же как Рай для человека. И человек не может попасть в Ад. Вернее может, но для этого потребуется смешение разных по сути противоположных сущностей. Возможно ли такое – точно нет. Добро и зло в одном человеке не соединяются, также как не может быть холода и жары одновременно. Это если в общем. В реальной жизни мы видим встречу разных сущностей, разных душ в облике разных людей. В третьих, на земле воплощаются души с разным объемом идеального багажа. Есть юные души, есть многоопытные. Юные просты и наивны, но не менее важны для Вселенной. Количество душ увеличивается, но не уменьшается. Один раз возникнув, сущность не исчезает более никогда. Каждая новая душа имеет уникальное отличие от всех остальных душ. Вселенная «пробует» разные варианты – в этом и состоит запрос на ее развитие. Это развитие идет не только в материальном мире, но и параллельно в идеальном. Есть ли у такого развития цель? Вопрос открытый.

И наконец такой вопрос: приведет ли гибель всех материальных человеческих тел к невозможности новых воплощений? Видимо, да. Если мы примем за постулат целостность идеально-материального объекта. Для человечества это и будет «Конец света». Теоретически он возможен, и если человек не выйдет за пределы Солнечной системы – неотвратим. Тогда человек навечно «попадет в Рай», а «зверь» в человеческом облике «попадет в Ад». Но как мы выяснили, это не будет «наказанием» за грехи. Это естественное состояние сущностей – являться тем, чем они являются. Есть конечно еще вариант с другой планетой земного типа и земным повтором - этого тоже нельзя исключать. То есть во Вселенной именно человек присутствует не только на Земле. Онтология определенности - только "за". Любая материя имеет склонность повторяться. В таком случае человек может воплотиться в другой солнечной системе, и возможно уже воплощается, причем не на одной такой планете.

Так какое мне дело до общего движения Вселенной, особенно если никакой цели у нее нет? Да даже если и есть? Хотим мы того, или нет, но все мы участники как общего движения, так и нашего частного движения. Как говорится: «неисповедимы пути Господни»! Определенно, что можно двигаться в правильном для вас направлении, а можно отклоняться и даже идти в обратном, неестественном для вас направлении. Вряд ли при этом неверном направлении вы будете чувствовать себя в «своей тарелке». В этом и состоит ответ на вопрос: «какое мне дело»...

Хотя надо заметить, что плыть против течения не всегда означает удаляться от своей цели - бывает, что и наоборот - вы быстрее к ней приближаетесь. Но течение все равно сносит, вопрос только куда - может и туда, куда вам и надо, а может и в обратную сторону. 

Иногда Вселенная явно озвучивает некоторое направление. Например, воплощение Иисуса Христа выглядит именно таким бакеном для тех, кто сомневается "куда же плыть". Единственный ли это "знак свыше"? Думаю, что нет. Таких знаков множество. Как со знаком плюс, так и со знаком минус. (Повторюсь, вопрос о цели общего движения открыт.) Те, кто с трудом заглядывают внутрь себя, могут (да и скорее всего именно так и поступают бессознательно) ориентироваться на эти знаки...

В целом получается так, что каждый человек является со-творцом Вселенной. Свободу воли никто не отменял... Поэтому некоторые люди склонны задаваться вопросом: "а что же я творю?!"... Это еще один вариант ответа на вопрос "какое мне дело".

Хотя справедливости ради, можно предположить, что далеко не у каждого есть свобода воли. Легко себе представить человека, у которого ее нет. К таким у Бога претензий нет, ибо сказано "блаженны нищие духом". Бог не жесток, человек, который не в состоянии выбрать путь - плывет по течению. Здесь самое главное не ошибиться - не может, или не хочет!

Таким образом, именно наличие запроса на развитие и доказывает своим существованием тот факт, что каждое воплощение души вносит свой вклад в его частную идеальную копилку. Душа не умирает с физической смертью человека, она лишь берет некоторый таймаут. Жизнь человека оставляет след, который обязательно проявит себя в будущем именно этой конкретной души...

PS
Еще пример - Сталин. В прошлой жизни он наверняка был вором в законе, человеком, для которого тюрьма - родной дом. При новом перевоплощении из такого человека гуманист не получится. Когда Сталин пришел к власти, он построил тюрьму для всех - идеальный тоталитаризм, где он - главный авторитет - "вор в законе". И неважно, что сам он ничего не украл. Быть "зверем" - его сущность. Он ее еще более "развил". И сталины еще будут. Пока на Земле существуют тюрьмы, в которых сталины чувствуют себя как дома, они не переведутся.


Рецензии