Построение и крах социализма в СССР

Построение социализма в СССР стало ответом на несправедливость рыночной экономики, когда владельцы капитала забирали себе львиную долю дохода, выплачивая наемным работникам зачастую настолько мизерную плату, которой едва хватало на существование.

Карл Маркс предложил разделить средства производства между всеми рабочими, пологая, что таким образом можно создать более справедливое общество. Хотя о созидательной экономике речи не шло, но её пришлось создавать, поскольку простое обобществление частной собственности ни к чему не привело и не могло привести. Общественная, как и частная собственность на средства производства – это не стимул, а всего лишь одно, хоть и очень важное средство созидания.

Рассмотрим на простейшем примере как это работало на протяжении всей истории человечества. Крестьянин получал свой надел земли в результате общинного передела или отвоевав у лесов, болот. Земля – это его средство производства, но одной земли для выращивания урожая недостаточно. Нужно ещё зерно. Посеяв зерно, крестьянин по осени собирал урожай, часть из которого шло на потребление, а другая откладывалась для посева следующего урожая. Эта часть зерна – самый что ни на есть инвестиционный капитал. Без него в следующем году не вырастить урожай, сколько бы земли не было. 
 
В промышленном производстве, как и в любом экономическом процессе то же самое, только инвестиционные функции выполняют деньги. По сути деньги – это то самое зерно, которое собирали осенью и направляли на потребление или откладывали на будущий посев. Можно уверенно сказать, что деньги для рабочего и владельца капитала – это результат их труда, но современная экономика оставила для первого в деньгах лишь их потребительскую суть, а для второго ещё и инвестиционный инструмент, который вкладывается в новый производственный цикл.

Как не крути, но деньги не менее важны для экономики чем заводы и фабрики, и именно распределение денег определяет уровень справедливости в обществе. Можно, конечно, предоставить рабочим средства производства в надежде на то, что они смогут более справедливо распределять доходы, но для нового производственного цикла так же, как для выращивания нового урожая, нужны инвестиции.

Именно поэтому крестьяне, получив после Октября помещичье земли, смогли быстро наладить созидательный процесс, а рабочие – нет. У первых веками был выработан инвестиционный механизм: хочешь вырастить урожай, оставь запас зерна.
В производстве за рабочими остался только труд, в то время как заботу об инвестициях берет на себя владелец капитала. Это разделение не могло не сделать первых несчастными на глубинном, если хотите генетическом уровне, отстранив их не только от результата труда, но и, что намного пагубнее, отняв у них созидание, как смысл жизни и подсунув вместо него иной – потребление.  Вторые же заполучили под свой контроль весь созидательный процесс.

Ленину пришлось прибегнуть к НЭПу, потому что рабочие, получив в своё распоряжение фабрики и заводы не имели средств для инвестиций. С точки зрения простейшего созидательного процесса труженикам предоставили землю в безраздельное пользование, но ни дали зерна, лишив не только стимула, но и самой возможности созидания.  И что с этой землей прикажете делать?

Деньги нужны были хотя бы для того, чтобы запустить экономику, но гиперинфляция сжирала их. Деньги обесценивались быстрее, чем их печатали, в результате чего практически везде перешли на выплату зарплаты натурой.  Деньги не обманешь, и они первыми выдают оценку доверия к государству.

Как было вернуть доверие к государству? Или правильнее сказать внушить веру в новый строй, поскольку старого – монархии, держащейся на православии, уже не существовало.  Нужно было, чтобы само государство заняло то место, которое в сознании народа занимала не только монархия, но и церковь.

Отделение церкви от государства – это на самом деле разрастание государства до таких размеров, чтобы кроме исполнительных функций включить в себя идеологические.  И это не блажь или стремление к некой свободе от «вредных» идей. Это насущная необходимость государственных машин печатать всё больше и больше денег.
 
Если монархии могли эмитировать деньги без опаски их обесценивания, то они опирались на веру народа в то, что за всем этим процессом приглядывает Бог. По мере ослабления веры к монархам все равно оставалась вера в золото, которое нельзя просто взять и напечатать, потому что за его количество отвечает Бог или природа (для тех, кто успел сменить веру на атеизм). 

Проблема в том, что бурно растущей экономике уже никак не хватало золота и серебра для продолжения роста. Нужно было как-то отвязаться от этих сковывающих экономику металлов. Молодая советская республика первой справилась с этой задачей, создав новый симбиоз веры и государства.

Если НЭП стимулировал переходный этап экономики, то за это время государство смогло внушить наиболее активному большинству новую идею взамен православия, в центре которой стояло достижение рая, но уже не на небесах, а на земле. При этом сам этот рай был так же недостижим, так же далек, как загробный, что делало строителей социализма альтруистами и приближала их жертвенность к жертвенности первых христиан.   
 
За десятилетие было создано такое доверие к государству, что этого было достаточно для запуска двухконтурной денежной эмиссии с такими темпами экономического роста, каких не знала страна никогда раньше и позже и каким мог бы позавидовать Китай в пору своего экономического чуда.

На протяжении трех десятилетий созидательная экономика в СССР исправно работала благодаря тому, что государство без устали инвестировало в индустриальный рост, а рабочие не только получали приемлемую в их понимании плату в надежде на скорое построение светлого будущего, но и через облигационные механизмы и собственный вклад в экономику  чувствовали свою сопричастность большому делу.

Как разрушался Древний Рим доподлинно никто не знает, но стартом к его развалу послужил лозунг «Хлеба и зрелищ!». Людей во все времена объединяло созидание, а потребление - процесс индивидуальный, для которого нет необходимости в объединении с другими людьми. Любая созидательная  конструкция, в том числе  государственная, начинает разваливаться, когда главной идеей становится «удовлетворение всё возрастающих потребностей народа". СССР – не исключение.

Продолжение: http://proza.ru/2024/02/04/359   


Рецензии