Не суди

          Когда-то  случайно посмотрела очень короткий иностранный фильм,  длившийся  около четырёх минут. Этот фильм был награждён премией «Оскар»!  И не зря. Короткая история одной бедной семьи, положенная в основу фильма,  такая трогательная и поучительная, не могла оставить зрителей равнодушными. Запал его сюжет и мне в душу,  да так, что уже больше года я помню его и часто думаю о судьбе главного героя – маленького мальчика. Фильм на иностранном языке, без перевода, впрочем и так всё предельно ясно.
      На экране повторяется одно и то же действие: мальчик ежедневно опаздывает в школу и каждый раз его наказывает учитель, больно ударяя линейкой по пальцам руки… Ясно, за что наказание, но почему это происходит ежедневно?  В конце этого короткого фильма становится понятно и это, но додумать, как вообще сложилась такая ситуация, предлагается зрителю. Итак, предлагаю вам, дорогие читатели, свою версию.
      Где всё происходило, точно не знаю, поскольку об этом в фильме не сообщается. Может, случилось это в Чили или на Кубе, а может, даже в Мексике.  Жила там, как мне представляется, одна бедная семья. Как их занесло в это место, далеко от их родных, никто из соседей не слышал, да и были ли у них где-то родственники, кто знает? Однако, хоть еле «концы с концами» сводили, но радостно жили, растили сыночка, обували и одевали его, как могли, и даже учили.  Родители, по-видимому, работали в очень незавидном месте, получая какие-то гроши за свою работу.  Денег хватало только на самую дешёвую одежду и  еду, но и её было недостаточно.  Да, что делать, все вокруг жили не лучше их.

        Маленькие лачужки лепились друг к другу, подобно сотам в улье, стена к стене, поэтому в некоторых из них не было даже окон, только тонкие дощатые двери.  Заканчивалось жаркое  лето, дети ещё догуливали свои   каникулы. Сынок, хотя имел обязанности по дому, успевал сделать домашние дела и поиграть со сверстниками на улице, времени хватало. И тут неожиданно на семью, как и на ещё несколько семей этого бедного посёлка, обрушилась большая беда. Автобус с рабочими предприятия, где трудились родители мальчика, скатился с обрыва в  горное ущелье. Выжило всего несколько человек. Среди них мама этого мальчика. Отец же погиб сразу.
      Мама осталась жива, если это можно было назвать жизнью. Она ничего не понимала, не узнавала своего ребёнка, ни на что не реагировала и совершенно не двигалась самостоятельно.  Мама на глазах превратилась в «овощ», и девятилетний ребёнок остался со своей бедой один на один. Рядом не было родных людей. Только соседи со своими заботами и проблемами. Пришлось ребёнку приспосабливаться к взрослой жизни с безнадёжно больной мамой на руках.
       На скудное пособие по утере одного из родителей с помощью соседей удалось  приобрести подержанную инвалидную коляску для мамы. Играть со сверстниками теперь совсем стало некогда.
Между тем подошла пора начала занятий.  Школа находилась здесь же в посёлке, но мальчику приходилось много трудиться, чтобы заработать несколько монет на еду, одежду, оплату учёбы в школе и пригляд за матерью, пока он находится на уроках и на работе.  Он вставал затемно, стирал бельё, развешивал его, затем готовил еду себе и маме, одевал и кормил её и вёз в маленький приют, который открывался как раз за несколько минут до начала занятий в школе. Инвалидную коляску он толкал по неровной земляной поверхности, аккуратно объезжая выбоины и камни на дороге, узловатые корни деревьев, мешающие проезжать на другой конец поселения, где и располагался дневной приют.
      От приюта до школы, он всегда бежал, что было сил, задыхаясь на бегу, но всякий раз опаздывал. Наскоро пригладив волосы и отряхнувшись, он стучал в дверь класса и слышал голос учителя: «Войди!»  «Подойди,– требовал тот, укоризненно глядя на опоздавшего. Мальчик поднимал на учителя глаза, почти полные слёз.
«Я не виноват, я не могу успеть. Приют открывается поздно, и мне ни за что не успеть к началу урока», – говорил его взгляд.
      Но учитель, с досадой смотрел на ученика и больно бил длинной линейкой, по пальцам ладони вытянутой руки мальчика, в наказание. Затем он брезгливо толкал его к парте.
Понуро брёл ребёнок к своему месту, едва сдерживая слёзы обиды, а на следующий день всё повторялось сначала.
      «Ужасный ребёнок! – думал учитель, – Безнадёжный лентяй, засоня, каких свет не видел! Ничего не добьётся в жизни! И куда смотрят его родители?»
Он вспоминал, как сам он с детства рос без родителей.  Они скончались от лихорадки в одно лето, когда ему исполнилось 11 лет.  Жил с бабушкой, было очень трудно, но он старался учиться и никогда не опаздывал на занятия.
Благодаря своему старанию и упорству, выучился и сам стал учителем. Он определённо гордился собой. Теперь у него семья, двое детей, а сам он уважаемый человек.
      Но однажды утром, направляясь на велосипеде в школу, учитель издалека увидел своего ученика толкающего впереди себя коляску, с сидящей в ней, безучастной ко всему женщиной.
«Это его мама! – догадался он, – Куда он везёт её? Этой дорогой можно попасть только в дневной приют... Так вот почему он опаздывает, приют - то открывается почти одновременно с началом уроков в школе… – запоздало сжалось сердце, – при всём желании нельзя успеть».
      Приехав в школу, он расспросил детей, почему мальчик возит маму в приют сам?
Дети охотно всё объяснили учителю, что у этого мальчика никого не осталось, кроме его больной мамы. Что теперь он сам заботится о ней и ещё работает, чтобы как-то содержать свою маму и платить за всё, включая учёбу. Позднее раскаяние затопило душу учителя: как он мог, не зная ничего, так относится к своему ученику и осуждать его?
      Раздался стук в дверь. В класс вошёл уставший, понурый мальчик и, молча, протянул учителю свою ладонь для удара линейкой по пальцам.
Учитель встал на колени перед своим учеником и положил линейку в его ладонь, он обнял мальчика и заплакал, чувствуя свою вину. В классе стояла могильная тишина.

      Вот такая история была показана в коротком фильме, получившем  награду «Оскар», за лучший короткометражный фильм. И я согласна, что он её достоин.
Как часто мы с лёгкостью осуждаем других, ничего о них не зная. И как часто ошибаемся в своих оценках.  «Не суди…» одна из заповедей Божьих, не спеши судить, ибо всё знать сразу, нам не дано.


Рецензии
Очень трогательно, Мила. У сожалению, не видела этот фильм.
Но нравственная проблема, заложенная в нём, очень важна:
Почему так черствы наши души?
Почему мы других осуждаем?
Почему сердобольность нам чужда?
Почему лишь себя оправдаем?
С теплом,

Татьяна Василььева   14.04.2024 12:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Таня!
Точно помню, что писала ответ, но вероятно не сохранила.
открываю, а его нет.
Таня фильм "Не суди" очень короткий, меньше 4-х минут, так что много времени у Вас не отнимет. Просто в Яндексе наберите: короткометражный фильм "Не суди" и всё.
Спасибо ВАМ. С уважением,

Мила Стояновская   16.04.2024 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.