Белые розы для господина Ганса-Христиана Андерсена
Перед тем, как начать читать, непременно проговорите волшебные слова вслух. Это ключ в фантастический мир Андерсена.
Какие белые розы! О них и слыхом не слыхивали. видом не видывали в маленьком домике башмачника по фамилии Андерсен на окраине датского города Одензе. Да и башмачник он был не ахти, а сынок его, по мнению соседских кумушек, слишком умен, поэтому не заживется на этом свете. К тому же он уверен, что его «поцеловал Бог». Он, якобы, встретил на берегу океана мужчину с нимбом на голове, который сказал ему, что он будет великим человеком и его узнают все на земле!
А ведь существует мнение, что талант- это поцелуй Бога. Так что ничего странного.
Жизнь была скудной, единственная гордость дома- вазоны с цветущими тюльпанами. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки. И тем не менее, во всем разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать разные истории. Однажды он с матерью увидел на улице проезжавшие мимо три нарядные фуры. Рядом с кучерами сидели веселые люди, бьющие в барабаны и дующие в дудки. На одной из фур была надпись: «Театр».
«ТЕАТР» из Копенгагена! Люди добрые, приходите на наши представления!- кричали во все горло актеры на передней фуре.
«Мама! Театр – завороженно сказал Ганс-Христиан, не сводя восхищенного взгляда с кавалькады-. Настоящий театр!»
«Не вздумай,- резко откликнулась Анна-Мария, мать мальчика.
«Андерсен велик и бессмертен, как автор сказок».
«Случилось это в зимний предновогодний вечер. Веселый датский сказочник долго рассматривал меня, прищурив один глаз, и посмеивался. Затем достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятым медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки…
Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называют «сном наяву». Просто мне это, должно быть, привиделось»
Так описал свою «первую встречу» с великим сказочником Константин Паустовский.
« В Одензе был свой театр. Там маленький Христиан впервые увидел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен этим спектаклем, и с тех пор стал ярым театралом на всю свою жизнь до самой смерти.
На театр не было денег. Тогда мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми. Он подружился с городским расклейщиком афиш Петером, начал помогать ему, а за это Петер дарил Христиану по одной афише каждого нового спектакля. Под тем же названием, которое стояло на афише, Ганс-Христиан выдумывал свою, захватывающую дух пьесу.
Когда Андерсену исполнилось четырнадцать лет, умер его отец. Всю ночь над умершим пел сверчок. Так под песню запечного сверчка ушел из жизни застенчивый башмачник, ничем не замечательный кроме того, что он подарил миру своего сына- сказочника и поэта».
Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Одензе в столицу страны- Копенгаген- завоевывать счастье. Вся жизнь Андерсена была проникнута безмерной, фанатической любовью к театру. Любовь эта чаще всего оставалась неразделенной, но Андерсен был подобен бабочке, летящей на свет, обжигающей крылья и снова стремящейся к предмету своей погибели.
Основанный еще в 1722 году, Королевский театр в Копенгагене, во времена Андерсена был вполне сформировавшимся организмом со своими национальными традициями и богатым репертуаром.
Великим и бессмертным Андерсен стал как автор своих прелестных сказок. Но, что касается драматургии, его первые попытки безжалостно отвергались, критики «оттачивали» на его произведениях свое мастерство, и только когда блеск всемирного признания великого Андерсена стал резать глаза, они сменили гнев на милость, тем более, что большой успех, например, имела романтическая драма Андерсена «Мулат», утверждающая постоянную тему писателя- внутреннее благородство и силу духа человека. До этого они отказывали Андерсену в постижении законов сцены. «Лирическому импровизатору», как они называли Андерсена, недоставало хладнокровия и рассудительности для того, чтобы писать для театра.
Критики обрушивались на начинающего драматурга вместо того, чтобы помочь, дать совет, как обрести свой путь в этом виде творчества. А ведь уже была поставлена его первая сказка-комедия «Цветок счастья», которая могла стать его путеводной звездой.
Около ста лет Королевский театр сохранял свои привилегии единственного копенгагенского театра. Но к середине девятнадцатого века стали появляться частные театры, более доступные широкой публике. Интересно, что и в России к тому времени отменили монополию Императорских театров, и в крупных городах стали появляться частные театральные антрепризы и народные общедоступные театры. Пример тому Московский Художественный театр в России.
В 1846 году драматургу Томасу Оверскоу удалось получить разрешение на устройство первой в Копенгагене частной сцены, в помощь к нему подключился энергичный антрепренер Ханс-Вильгельм Ланге. Он сочетал в себе качества предпринимателя и режиссера. Ланге набрал сильную труппу- драматическую и балетную, и в 1848 году открыл театр. Относительно низкая цена на билеты, репертуар, включавший в себя пьесы мировой классики-Шекспира и Шиллера, датских драматургов Хольберга, Эвальда и др. Широкая публика, студенты, ремесленники, прислуга с гордостью называли театр своим.
Но правящие круги сделали все возможное, чтобы низвести театр до уровня балагана. В разрешении на открытие театра , подписанное королем, указывалось, что театр имеет право ставить только «народные комедии», водевили, оперетты и пантомимы. Так было наложено вето на драму, трагедию и высокие комедии Мольера.
Не успев родиться, театр уже стоял на краю гибели. Спасителем театра явился Ганс-Христиан Андерсен.
Ланге знал, что делал, обращаясь за помощью к Андерсену, автору всемирно известных сказок. Он понимал, каким бесценным сокровищем они будут обладать, если Андерсен согласиться начать сотрудничать с театром.
К тому же он предполагал, что и Андерсену это предложение будет интересным, так как он знал о неудачах Андерсена при попытках сотрудничать с Королевским театром.
Андерсен с восторгом, с полной отдачей всех своих сил, принялся за работу. Наконец-то он стал в театре своим, очень дорогим и нужным человеком! И в городе, с некоторой долей иронии, стали называть новый театр-«театром Андерсена».
На каждом представлении сказочных комедий Андерсена царило праздничное, приподнятое настроение подлинной театральности. В этом была и заслуга Ланге, который помог автору найти приемлемое воплощение его замыслов. Успех у простого люда пьес-сказок был неимоверный. Андерсен вспоминал впоследствии о том, как он вышел из театра после представления, к нему кинулся бедный ремесленник и, со слезами на глазах , пожимая его руку, сказал: «Спасибо, господин писатель Андерсен. Какая это была славная комедия!».
Пьеса «Дороже жемчуга и злата»- первая пьеса- сказка, написанная для театра, оригинальное, истинно андерсеновское произведение, феерическое обозрение, населенное буквально всеми сказочными существами , которых только породила человеческая фантазия: это и Тролли, Феи, Бабки-кошмарихи, Духи. Оказывается, всеми ими тоже владеют вполне мирские страсти и пороки, что двор Царя духов ничем не отличается от любого европейского двора. То же лицемерие, те же интриги.
Феи и тролли сварливо сводят старые счеты,- на манер копенгагенских лавочников и злоязыких кумушек. Бабки-кошмарихи грызутся словно базарные торговки. Андерсен поднимается до уровня острой социальной сатиры, внешне невинными, а, по существу, безотказными, бьющими в цель, средствами. Форма сказки, этакий Эзопов язык, не скрывал истины.
Приключения юноши Элимара, его поиски того, что «дороже жемчуга и злата»-чистой и верной любви,- составляют сюжетный стержень пьесы.
Андерсен-величайший волшебник. Он способен обнаружить и раскрыть перед изумленным взглядом читателя целый мир под кустом лопуха или в капле воды. Ему, в равной степени, подвластны и патетика, и тонкий лиризм, едва заметная усмешка и злой сарказм. Но для воплощения своих сказок на сцене Андерсену пришлось искать новые формы и приемы.
В форме шуточной сказки автор говорит о совсем не шуточных вещах. Сквозь легкие контуры условного сказочного мира постоянно проступает мир действительности. Андерсен страстно пытался отстоять здоровый духовный мир простого человека, спасти его от коварного обаяния золота. Этому посвящена и пьеса-сказка «Оле Лукойе». Малютка Оле Лукойе мудрый шутник, дух сновидений рассуждает: «Просто не верится, какое множество людей жаждет заполучить меня к себе! И особенно жаждут те, которые сделали что-нибудь дурное. «Добренький, миленький Оле,- говорят они мне, -мы просто глаз не можем сомкнуть, лежим без сна всю ночь напролет, и нас окружают наши дурные дела: рассядутся, словно гадкие гномы, по краям кровати и брызжут на нас кипятком. Хоть бы ты пришел и прогнал их, Оле, чтобы мы могли покрепче уснуть; а уж мы бы тебя вознаградили!- добавляют они с глубоким вздохом.- Ну, спокойной ночи , Оле! Деньги на окне!»,- Но я ни к кому не прихожу за деньги!».
К слову- позже и Королевский театр поставил сказку «Оле Лукойе»! Вот так!
В сказке Андерсена реальный мир представляется сквозь волшебную призму фантастического мира. Изумительный андерсеновский юмор, то добродушный, то грустный, а порой злой и беспощадный -истинно народный юмор.
Прелестна еще одна пьеса –сказка Андерсена- «Бузинная матушка» . Бузинная матушка- старая дриада, обитающая в кусте бузины. Ее роль очень велика в своем непосредственном значении. Этот символ светлых человеческих чувств и помыслов нетрудно понять. Она- верность родине и старому саду, где прошло твое детство, это память о пережитых счастливых минутах и мечты о грядущем, это сама поэзия жизни. Бузинная матушка –покровитель и друг честных людей. Она цветет на городских окраинах, с радостью даря прохладную тень в жару, скромный аромат своих цветов, тихий шелест густых ветвей.
У дома меж кустами,
Густая бузина.
Теперь ее цветами
Осыпала весна.
В ее благоуханье,
Врачующем сердца,
Живет напоминанье,
Что нет любви конца.
В пьесах – сказках звучало много музыки, куплетов, комических и драматических хоров. До сих пор жива в народе простая и задушевная песенка «Пускай растет здесь бузина», которую поет один из героев сказочной комедии «Бузинная матушка».
Андерсен, конечно, много взял у современных ему авторов-драматургов в профессиональном смысле. Но и, с другой стороны, несомненно, и влияние андерсеновских комедий-сказок на последующее развитие датской комедиографии.
Умные, веселые сказки Ганса-Христиана Андерсена любят в России. Редкий ребенок не знает сказку «Русалочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» и другие. Пьесы-сказки Андерсена меньше известны, но «Бузинная матушка» «помашет нам цветущей веткой» и, овеянные ароматом ее цветов, мы погрузимся в волшебный сон фантастического мира великого сказочника .
А белые розы всегда были любимыми цветами Андерсена.
Свидетельство о публикации №224020101127