Реальность как объективная абстракция

Абстракция – это вымысел ума, результат абстрагирования, то  есть отбрасывания лишнего, того, что нас не интересует, мешает, путается под ногами. Скажем, первая сущность Аристотеля, «вот этот человек» как сущность является абстракцией. Он единственный, но не один. Смысл начинает расползаться. Вон рядом еще один человек – другой. И возникает вторая сущность Аристотеля – человек вообще, универсалия, род человеческий. Поэтому «вот этот человек» не является просто сущностью. Для этого нам надо отбросить «первая». А это и есть абстрагирование.

Но есть сущность, для которой не надо ничего отбрасывать, потому что кроме нее ничего более и нет. Это абсолютное целое, в которое все остальное входит как часть. И такое целое, кстати обычно называется подлинной реальностью. Привычка повелась со времен Парменида. Так вот такая абстракция по процессу конечно абстракцией не является, так как мы ничего не отбросили, но зато по результату она ничем не отличается от обычной абстракции. И становится не субъективной, а объективной. То есть такая «абстракция» в кавычках на самом деле является реальностью. Но чем она являет без кавычек – так это просто сущностью. Без всяких добавлений, типа «первая» или «вторая».

Но надо заметить, что такая объективная сущность только одна единственная, потому что для всего остального сущность, уникальный смысл, который соответствует одному единственному «предмету», есть субъективная абстракция, плод воображения. Любая другая первая сущность легко и быстро переходит во вторую сущность. И поэтому всякий раз говоря сущность по идее мы должны уточнять, какую собственно именно сущность мы имели в виду. Поэтому в таком понимании сущности Аристотелем есть большое неудобство, оно фактически нежизнеспособно. Как-то справляемся, конечно.

Но если перевести сущность в мир идеального, где нет родов, то там сущность очень даже жизнеспособное понятие...


Рецензии