Тайна трех медвежат -3

НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА…

***
Удивительная история
в 3-х частях,
навеянная  хрестоматийным   полотном
Ивана Ивановича 
ШИШКИНА   –
«Утро в сосновом лесу»
(1889 г.).
***

Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/02/01/1358
http://proza.ru/2024/02/02/1264

Часть 2. «ВЫНЕСЕТ  ВСЕ, -
      и  широкую,ясную…».

Итак, «Утро в сосновом лесу» - первое и единственное,
пусть и не признанное официально, совместное полотно
художников  Ивана Шишкина и Константина  Савицкого.
Дальше они пошли каждый своим путем – Шишкин  в залы
Третьяковской галереи, а Савицкий – в ее запасники…
Но не только!

Своя судьба складывалась и у персонажей
их совместного «Утра…».

Если пейзажи, портреты Шишкина из Третьяковской галереи,
широко издаваемые в СССР, шагнули к нам из репродукций
в  школьных учебниках и со стен квартир и учреждений,
то «Мишки» Савицкого стали обертками шоколадных конфет
и памятными скульптурами (о чем речь еще впереди!»).
А сам  Савицкий заслужил пусть и неофициальное,
но вполне народное признание,
как «Некрасов живописи»…

И вот почему.

Он писал сюжеты из жизни народа и его тяжелой доли.
А известное полотно Савицкого от 1874 года «Ремонтные работы
на железной дороге» (на снимке), дошедшее к нам репродукцией
в школьных учебниках, было создано им как иллюстрация к
стихотворению его современника поэта Николая Некрасова
«Железная дорога» (1864 г.).

Поэт и художник, как бы объединив здесь усилия, отобразили
в своем творчестве знаменательное событие  их времени и всей
России – строительство Николаевской железной дороги Петербург -
Москва протяженностью 604 версты (645 км), когда строительство
ее ( с 1843 по 1851 годы) велось  одновременно с двух сторон –
от Петербурга и от Москвы.   При каторжных условиях труда
согнанных на строительство крепостных крестьян, в руках
которых были всего лишь лопата, кирка и тачка. 

Не случайно Некрасов подчеркивал, что выстроена дорога 
на косточках народа российского:

«Благослови же  работу народную
и научись мужика уважать!» - призывал поэт,
добавляя:

«Да не робей за отчизну любезную,
Вынес достаточно русский народ, -
Вынес и эту дорогу железную, -
Вынесет все, что господь
ни пошлет!».

И возвышенно-убедительно завершает свои стихи
о железной дороге:

«Вынесет все, и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только, жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе…».

Художник Савицкий, иллюстрируя стихи Некрасова, наглядно
показывает тяжелейшие условия труда крепостных крестьян
того времени и на той дороге…

Руководство строительством Николаевской железной дороги   
(по ней, кстати, проносимся  сегодня и мы от Москвы до
северной столицы всего за два с небольшим часа на быстроходном
«Сапсане »!) осуществлял  граф П.А. Клейнмихель, который,
не задумываясь, сотнями губил на строительстве, не считая,
бесплатные для него человеческие жизни и души!

Строительство этой дороги застал и Николай Васильевич Гоголь.
Сюжет  его романа «Мертвые души» (начат в 1835 г.),как считается,
автору подсказал А.С.Пушкин.  Но почему бы не предположить,что
бесплатные «мертвые души» русских крестьян как образ всея Руси
того времени, не представились ему впервые зримо и убедительно,
как подтверждение правоты избранной им темы романа, именно на
этой железной дороге, которая, несомненно, привлекала и его
внимание тоже?

Первые главы своего нового романа Гоголь прочитал Пушкину,
ожидая его насмешек. Но Пушкин лишь помрачнел и  произнес
сдержанно: "Боже, какая грустная наша Россия…».

Это восклицание заставило Гоголя по иному взглянуть на свой
роман и пересмотреть его, чередуя в сюжете  смешные явления
с грустными… А после гибели Пушкина (1837 г.),явившейся для
Гоголя  тяжелейшей утратой, работу над «Мертвыми душами» он
считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта!

И еще параллель.
 
Не так ли нагло и безответно, как и сатрап от самодержавия
граф Клейнмихель во времена Пушкина, Некрасова и Савицкого, 
губит сегодня на Украине жизни россиян и  своих сограждан в
войне Европы и США против России их бандеровский ставленник
мини-фюрер  Зеленский?

Вот ведь куда уводят нас три медвежонка
с картины Шишкина!

И то ли еще будет…

03.02.2024 г.

  (Продолжение следует).

На снимке: портрет поэта Н.А.Некрасова на фоне иллюстрации
его стиха «Железная дорога» упомянутой выше картиной
художника К.А. Савицкого.

Фото из интернета.


Рецензии
Добрый день, Владимир! Каждый раз, насладившись прочтением очередного Вашего рассказа, удивляюсь - сколько же надо проштудировать литературных и художественных источников, чтобы составить такой полноценный образ великого мастера, творца, художника. Показать не только предмет его творчества и дать оценку ему. Вы непременно делитесь историей создания произведения, жизнью картины до и после её написания. А главное - рассказываете об истоках создания картины, окружении автора, взаимно связывающей дружбе художников и писателей, поэтов. И глубинную связь творчества тех былых времён с сегодняшним днём. С удовольствием заглядываю на Вашу страничку. Спасибо! С пожеланием мира, добра и благополучия!

Раиса Лунева   14.02.2024 16:22     Заявить о нарушении
Благодарю , Раиса, ща теплое прочтение и дружеское на
общение - рад им !

А статья о художниках - из
открытых источников, плюс из
души тоже - мы ведь такие, журналисты! И работа с фактами - это наш
хлеб...

С теплом и добром -
Володя

Владимир Федулов   14.02.2024 17:01   Заявить о нарушении
Источники, источники... Мы всю жизнь на них опираемся, иначе, как бы мы познали историю. У Вас, Володя, на первой ступеньке стоит умение анализировать. Вы хорошо ориентируетесь во времени. Хорошо знакомы с художественными пристрастиями той или иной поры. И это, не считая биографических данных художников. Потому Ваши рассказы завораживают и дарят нам истинное наслаждение.

Раиса Лунева   14.02.2024 17:18   Заявить о нарушении