к недавнему юбилею

В конце января отмечалось 80-ти летие со Дня снятия блокады Ленинграда. Выставки и концерты к этой дате в Питере продолжаются. Вчера наткнулась на неординарный вклад к этому событию старого ленинградца Сергея Плетнёва. Он опубликовал мало известное стихотворение Чуковского, думаю особенно ленинградским бабушкам и дедушкам будет приятно с ним ознакомиться :

Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.

  Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.

  И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Татка наденет большие очки
И будет вязать своим внукам носки,

  И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь семьдесят лет,
И все дети, все дети на свете
Будут называть его: дед.

  И до пояса будет тогда
Седая его борода.

  Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками,
И чтоб размять свои старые кости,
Пойдёте куда-нибудь в гости, –
(Ну, скажем, возьмёте внучонка Николку
И поведёте на ёлку),
  Или тогда же, – в две тысячи двадцать
четвертом году; –
На лавочку сядете в Летнем саду.
Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь
маленьком скверике
  В Новой Зеландии или в Америке,
– Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,
везде, одинаково,
Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго
и Кракова –
На вас молчаливо укажут
  И тихо, почтительно скажут:
«Он был в Ленинграде… во время
осады…
В те годы… вы знаете… в годы
… блокады»

  И снимут пред вами шляпы.

на фото Максим из Одессы, прошу прощение за нечёткость


Рецензии
Будет честно сказать - я не так стар и не так молод, чтобы считать себя коренным Петербуржцем.
Родился я в большой коммунальной квартире в Ленинграде среди замечательных героических людей, которые активно отстаивали и возрождали свой город. Среди них были Петербуржцы по возрасту и Ленинградцы по штурму Зимнего Дворца, работники Смольного,
Врачи ВМА
им. С. М.Кирова, фронтовики, члены семьи "врага народа", обрусевшие немцы, поляки, русские, евреи... состав квартиры динамично менялся.
Так что я был наслышан о том как люди выживали в Блокаду. И как они делились жизненным опытом с моими молодыми родителями. Как баловали меня "пирожным" - (бутербродом с шоколадным маслом!)
И плакали при этом...
Как подкладывали мне под подушку мешочки с сухарями (на всякий случай)...
27 января все чтили за коллективный день рождения. С чем Вас и Ваших родных поздравляю.

Рыскин Борис   04.02.2024 20:58     Заявить о нарушении
Я вот подумала, что надо было бы мне написать не "бабушкам, дедушкам", а прабабушкам и прадедушкам. Ведь именно к ним обращался Чуковский. Но вероятность того, чтобы они прочли, очень мала. Я знаю только двоих соответствующего возраста. Одного на "прозе.ру", но он, кажется, не читает уже интенсивно то, что здесь размещают авторы. Он работает ! М.б. поэтому и жив. ( Надо будет у него спросить про жену, вяжет ли она :) )
О в какой огромной коммунальной квартире вы проживали ! Я тоже жила в коммуналках. В первой до третьего класса, сколько там было комнат точно не помню. Помню, что в одной комнате жила семья строителей. У них был патефон, и вся квартира наслаждалась песнями тех лет. Однажды он рассказал, что кто-то на стройке убился (строительные леса не были такими надёжными, как сегодня). Ещё там жил толстяк со своей женой. Он меня однажды защитил от разъярённой мамы. (Я "варила" кашу из пшённой крупы и рассыпала крупинки на пол.) К этому толстяку приходил родственик - морской капитан с сыном моего возраста. У них был "москвич" и однажды этот мальчик угощал меня монпансье в этой машине. В квартире была общая кошка Мурка, которую я пыталась дрессировать. Это ей не понравилось и она меня цапнула. У на там была большая кухня с керосинками. Была и ванная комната, но использовалась она не по назначению. Дом находился на Куйбышевской улице. Это был доходный дом с перадной, лифтом и чёрной лестницей. Чёрная лестница была действительно чёрной. А впарадной когда-то лежали ковровые дорожки (от них остались "ушки". Отопление было печное, топили дровами и углём. Всё это хранилось в сараях во дворе. Но некоторые жильцы соседнего дома держали в сараях кур и даже петуха. И это рядом с Петропавловской крепостью ! К ней мы ходили загорать и купаться. В этой квартире ещё жила одинокая немолодая женщина. Мы с соседской девочкой у неё играли в дочки-матери... Вторая коммуналка была по-меньше. Там было всего три комнаты. В одной жил туберкулёзнак дядя Ваня со своей украинской женой. К ним приезжали украинские родственики, привозили сухофрукты, тётя Валя нас угощала. В другой маленькой комнатке жила одинокая больная женщина. В этой квартире уже было паровое отопление, но горячей воды из крана не шло. Дом был по-проще, без парадной лестницы. Он был расположен напротив стадиона Ленина. Но! В нашем доме некоторое время жил Чернышевский. А рядом в доме проживал Алексей Толстой.
Вот куда завели меня воспоминания о детстве :) Войну в наших квартирах не вспоминали. О блокаде знаю из маминых рассказов и из рассказов одноклассника.
Чуковский в своём стихотворении преукрасил будущее. В том с мысле, что за границей Блокаду не вспоминают, о ней большинство населения и не знает. Слишком давно это было. А знают о судьбе Мариуполя, да и то не все.

Маргарита Школьниксон-Смишко   05.02.2024 10:06   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши воспоминания.
Ждал Вашего отклика, Маргарита и прочитал с интересом.

Рыскин Борис   05.02.2024 17:43   Заявить о нарушении
Лениградец - "прозовец" мне ответил. Поблагодарил за поздравление, но ничего не написал о своей жене (вяжет ли она внукам носки) и как его поздравил город. Человек работает на износ.

Маргарита Школьниксон-Смишко   09.02.2024 11:18   Заявить о нарушении