Ч. 412 Почётная ссылка

Предыдущая страница http://proza.ru/2024/01/20/873

Лихачёва сняли с командования Тихоокеанской эскадрой, и встал вопрос, кого назначить вместо него.

Управляющий морским министерством Николай Карлович Краббе предложил великому князю Константину кандидатуру контр-адмирала Андрея Александровича Попова, который недавно вернулся с Дальнего Востока и находился в Англии с заданием изучить новейшие достижения в области артиллерии и кораблестроения.

С одной стороны, это было почётное и важное назначение, но с другой, походило на удаление Попова на другой конец империи. Дело в том, что  Николай Карлович Краббе нажил немало врагов, и одним из них был Андрей Александрович Попов.

Попов считал, что флотом командует великий князь Константин, а управляющего Морским министерством контр-адмирала Краббе, который, в основном, служил на берегу, он воспринимал как заведующего канцелярией, занимающегося технической работой по оформлению и передаче указаний и распоряжений великого князя.
 
Андрей Александрович недооценил Николая Карловича, который совершенно иначе видел своё положение в Морском министерстве.

Краббе блестяще учился, прекрасно разбирался в технике, обладал незаурядными дипломатическими способностями, вёл себя иногда как рубаха-парень, запросто общавшийся с подчинёнными, но мог мгновенно поставить на место собеседника, не допуская фамильярного обращения.

Способности Николая Карловича отметил ещё его первый начальник адмирал Александр Сергеевич Меншиков.

Адмирал заметил не только деловые способности, но, и сам обладавший острым язвительным умом, -  находчивость и остроумие своего подчинённого.

Когда Попов вернулся из первой командировки на Дальний Восток, то между ним и Краббе произошла стычка в Константиновском дворце перед докладом Попова великому князю.

Попов потом жаловался Лесовскому, что Краббе его оскорбил. Из четырёх «мушкетёров»: Лесовский, Григорий Бутаков, Шестаков и Попов - только Лесовский сразу понял и оценил Краббе, а остальные трое ненавидели Николая Карловича, как, впрочем, потом и друг друга.

Попова вызвали в Петербург, где объявили о новом назначении и снабдили инструкциями. Какие эмоции испытал при этом контр-адмирал, осталось неизвестно.

В январе 1862 года Андрей Александрович Попов поездом отправился в Варшаву, а оттуда по железной дороге во французский порт Брест. Там в конце января собрались три корвета: «Новик» пришёл в Брест 28 октября, «Рында»  - 25 января и «Богатырь» - 19 января.

Хотя Попов имел разрешение отправиться  на пассажирском пароходе через Суэц в Шанхай, он решил идти с отрядом до Кадиса, чтобы ознакомиться с состоянием корветов и ближе познакомиться с офицерским составом на корветах.

Большая часть его эскадры состояла из кораблей бывшей эскадры Лихачёва и была сосредоточена в Китайском море, а сам Лихачёв вернулся в Россию на пассажирском пароходе.

Андрей Александрович Попов побывал на каждом из корветов.

Отряд перешёл в Кадис, где предстояло пополнить запас продовольствия. А контр-адмирал, отдав последнее приказание отряду идти в Гонконг, 9 февраля 1862 года на почтовом пароходе отправился в Марсель, а оттуда в Суэц и Гонконг.

Каждый командир корвета получил от него инструкцию, в одном из пунктов которой говорилось:

«Я вас особенно прошу, чтобы господа вахтенные начальники были как можно скорее поставлены в самостоятельное положение, принадлежащее им по уставу, т.к. без этого условия невозможно успешное плавание для судна.
 
Сломанная часть рангоута, порванный парус никогда не могут замедлить плавание так много, как непривычка вахтенных начальников действовать самостоятельно, и вследствие того - нерешительность в их поступках».

Но отряд вышел в море 13 февраля из-за улаживания финансовых вопросов с испанскими властями по поводу продовольствия. Ему предстояло следовать вокруг мыса Доброй Надежды.

12 апреля 1862 года Попов прибыл в Гонконг. Там его ожидал клипер «Абрек». На следующий день контр-адмирал на клипере ушёл в Шанхай, где ремонтировался клипер «Разбойник», который потерпел аварию на отмели Вусунга.

Попов снял больного командира клипера «Разбойник» лейтенанта Владимира Дмитриевича Батурина и отправил его курьером в Петербург, выдав курьерский паспорт. У командира клипера до прибытия Попова был конфликт с министром-резидентом в Пекине полковником Львом Фёдоровичем Баллюзаком.

В биографии Баллюзака, опубликованной в интернете, говорится, что он настаивал на политике невмешательства европейских держав в дела Китая, но в архивных документах суть конфликта дипломата и командира клипера изложена иначе.
 
Баллюзак требовал, чтобы Батурин отправил со стоявшего в Вусунге клипера десант, который должен был присоединиться к десанту с англо-французской эскадры.

Далее говорится: «Но молодой и больной командир не мог без особого ущерба для безопасности судна посылать более 25 человек на берег,
 
и не был в состоянии оценить важности и серьёзности момента необходимого вмешательства во внутренние дела Китая, с которым только что успели мирно размежеваться, благодаря тому, что не были в союзе с западноевропейскими морскими державами».

В Шанхае адмирал ознакомился подробно с положением дел в Китае. Восстание тайпинов продолжалось. Европейцы в Шанхае подвергались опасности.

Для успокоения Баллюзака Попов направил офицера и матросов для охраны российского представительства.

Регулярных почтовых сообщений между портами Восточной Сибири и Петербургом не было. Послы и командующие эскадрами западных держав могли по телеграфу связываться со своими правительствами, но у Попова такой возможности не было.
 
Вся эскадра адмирала была разбросана по разным портам Китайского и Японского морей. Поэтому ему предстояло срочно наладить постоянную связь с командирами кораблей.

Кроме того, требовалось спасти клипер «Гайдамак», выброшенный штормом на мель у Сахалина ещё в 1861  году.

Попов также хотел ознакомиться с морскими качествами клипера «Абрек» и корвета «Калевала».

Во исполнение полученной перед отъездом инструкции требовалось наладить связь с командиром Сибирской флотилии, без помощи которого нельзя было обойтись ни в Шанхае, ни на Сахалине.

Для исполнения намеченных задач Попов на клипере «Абрек» 24 апреля отправился в Хакодате. По пути он зашёл в бухту на острове Цусима, где Лихачёв пытался  создать базу.

Обнаружил, что от всех построек на берегу экипажем «Посадника» ничего не осталось.

Японцы постарались убрать все следы пребывания русских на острове, а местные власти попросили Попова немедленно покинуть бухту.
 
1-го мая адмирал прибыл в Хакодате, где застал корвет «Посадник» и клипер «Наездник», которые провели там зиму, и корвет «Калевала», недавно прибывший из плавания в Сан-Франциско, Гонолулу и Петропавловска.
 
Контр-адмирал отправил в Шанхай корвет «Посадник» под командой флигель-адъютанта Бирилёва, подчинив ему клиперы «Разбойник» и «Наездник» на правах начальника отряда.

Сам Андрей Александрович  планировал побывать в Охотском море, посетить Ситху, Ванкувер и Сан-Франциско, но сначала нужно было идти на помощь сидевшему на мели «Гайдамаку».

Он поднял свой флаг на корвете «Калевала» и в сопровождении клипера «Абрек» покинул Хакодате.

Продолжение следует

На фотографии: Андрей Александрович Попов


Рецензии
Духъ того времени так притягателен. Дворянство. Честь офицерская... Неужели всё кануло в Лету? С уважением,

Вадим Вегнер   22.02.2024 10:50     Заявить о нарушении
Кануло безвозвратно, Вадим Громимолния. Причём в Лету. Это речка такая
в Греции. Точнее, под Грецией.

Серж Левен   22.02.2024 09:50   Заявить о нарушении
Спасибо за поправку, Серж. Безграмотный я) Сейчас редактирую.

Вадим Вегнер   22.02.2024 10:47   Заявить о нарушении
Читаю.. Впервые выражения похожее на "Кануло в лету" появилось в Пушкинском «Евгении Онегине» юный поэт Ленский, готовясь к дуэли со своим другом, написал такие стихи:

...быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета.. .

В другом стихотворении Пушкина, в ядовитой эпиграмме, говорится о бездарном поэте, который сначала пишет стихи.

Потом всему терзает свету
Слух,
Потом печатает, и - в Лету
Бух!

И мы сейчас нередко говорим: «Это все давно кануло в Лету» .

Слово «кануть» , подумав, можно понять из выражения «Как в воду канул» . А Летой в греческой мифологии называлась одна из подземных адских рек, отделявших от мира живых мрачное царство усопших. Воды этой темной и медленной реки несли забвение. «Кануть в Лету» значит: исчезнуть из памяти, быть поглощенным вечным забвением. Само наименование «Лета» означает по-гречески «забвение».

Вадим Вегнер   22.02.2024 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.