627 Бледненький слабак 21. 10. 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

627. Бледненький слабак. 21.10.1973 г.

Завершая субботний трудовой день и вечер, я записал в своём дневнике-ежедневнике:

20 октября 1973 сб.
Суббота. Вчера устал. В библиотеке женщины пожалели – «бледный». Чёрт возьми! Надо взять себя в руки, а то других учишь, а сам тюфяк-тюфяком!

«Бледный»! Ничего себе, бледный. Я посмотрел на себя в зеркало и ничего такого не увидел, но всё равно, сказанное слово начало обрастать всякими домыслами, образами, эпитетами. Интересно, какие ещё синонимы есть к слову «бледный»?

Я не поленился, нашёл в библиотеке Словарь синонимов русского языка издательства «Наука», в 2-х томах, 1970-1971 годов издания и прочитал там:

Бледный: 
неяркий, неясный, блёклый, тусклый;
белый, бескровный, серый, землистый;
лица нет, лица не было, ни кровинки в лице,
мерклый, бесцветный, анемичный,
пастозный, зелёный, мутный,
белый как стена, безжизненный,
кровь отлила от лица,
слабый, помертвелый, подслеповатый, посинелый,
фосфорический, пребледный, невыразительный,
без кровинки в лице, бледный как бумага,
краше в гроб кладут, бледный как мертвец,
бледный как мел, мертвенно-бледный,
восковой, светлый, бледный как смерть,
маловыразительный,
белый как бумага, неинтересный,
синеватобледный, белый как мел, белее бумаги,
с лица взбледнул, лица нету,
не стало ни кровинки в лице,
белый как полотно,
сумеречный, матовый.

После этого прочтения я действительно взбледнул в лице, побледнел, изменился в лице, а потом ещё еле-еле уснул, ворочаясь от кошмаров. Мне снились бледные мертвецы,  среди которых я был синевато-бело-зелёного цвета, а то и вовсе без лица. Видеть это, хотя бы и во сне, было жутко…

Утром в воскресенье 21 октября 1973 года, попытавшись привычно сделать в промозгло холодной ленкаюте бодрую физзарядку, я постоянно натыкался на банки (лавки), столы, столешницы, моё рабочее кресло, прилавок библиотеки, стеллажи и сейфы, прикреплённые к переборкам, цеплял висевшие на крючках фотоаппараты, противогаз и одежду и всё время чувствовал себя бледно, то есть никчёмно.

Лучше бы я ничего не читал в этих научных словарях! «Меньше знаешь – лучше спишь», а «Во многие знания многие печали». Где-то я это уже слышал…

Вчера в субботу 20 октября 1973 года в Балтийске было ночью и рано утром всего 1.0°С тепла, в полдень 6.0°С тепла и в среднем весь день всего 2.7°С тепла. Движение ветра было всего 3 м/с и осадков дождя на 7 мм. Эффективная температура воздуха, то есть ощущаемая человеком, была минус 0.6°С. Сегодня в воскресенье 21 октября 1973 года ночью и рано утром температура воздуха была 1.0°С, а в ленкаюте всего 2.8°С тепла. Так что не удивительно, что я был синюшно бледный от холода. Хорошо только, что ветер «на улице» (так мы называли верхнюю палубу БПК «Свирепы») стих до 1 м/с и дождик сменился мерзопакостной моросью (1 мм осадков). По термометру температура воздуха днём была 5°С, но эффективная температура воздуха воспринималась как «бледная» - всего 0.9°С. В сыром бушлате, берете на голове и в штанах матросской робы было очень холодно.

Воскресенье 21 октября 1973 года на корабле разворачивалось ни шатко, ни валко: вяло звенели звонки, вяло делалась утренняя приборка, вяло, без жадного стука ложек и без традиционных шуточек поглощалась пища за завтраком, вяло собиралась дежурная команда на хозработы, вяло морки-свиреповцы шли на свои боевые посты, чтобы заняться ППО и ППР, а на самом деле, «зашхериться» и «базарить» на всякие разные темы. Некоторые «ховались» по «шхерам», чтобы всласть почитать книжки, взятые у меня в корабельной библиотеке. Другие (новоявленные годки) откровенно ленились, слонялись друг другу в гости, пытались получить разрешение у дежурного офицера по кораблю смотреть телевизор в «аппендиксе» столовой личного состава.

ВРИО старпома и командира корабля командир БЧ-3 старший лейтенант Олег Анатольевич Белонин, обиженный, что его не отпустили в краткосрочный отпуск, сделал развод корабельного наряда, проверил на камбузе качество приготовленной еды для экипажа и «забурился» к себе в каюту. Матросы и старшины его БЧ-3 были убеждены, что Белонин обижен тем, что его постоянно обходят по службе, по карьерной лестнице, в званиях, наградах и почёте. Начальник РТС и парторг капитан-лейтенант Константин Дмитриевич Васильев тоже сидел в своей каюте и занимался чем-то очень важным и секретным, к нему даже вестовые не могли войти. Все были заняты кто чем, а я просто бездельничал…

Я переживал, забывался, испытывал неудобство и дискомфорт, терпел и претерпевал, переносил и страдал, мучился и болел, содрогался и болел, сочувствовал сам себе, сострадал и сопереживал, терзался, чувствовал, боялся и страшился, робел и тревожился, волновался и злился на самого себя, нервничал, сердился, беспокоиться и психовал, маялся и дрожал, трепетал и колыхался, огорчался и горячился, нервничал и ёрзал на своём стуле-кресле, горел, пылал и плавился от переживаний, засыхал и фонтанировал мыслями и образами, болел душой, испытывал на собственной шкуре угрызения совести, не знал себе места и покоя, пил горькую чашу самокритики, не находил в себе силы перенести свои переживания, ощущал свою тревогу и принимал близко к сердцу свои переживания, сидел как на иголках или как на раскалённых углях, потихоньку сходил тс ума и мыкал своё горе от моей худобы, бессилия, физической немощи и «бледной» слабости…

Да, надо было честно признать, что я по сравнению с некоторыми богатырями среди матросов старшин, мичманов и офицеров экипажа БПК «Свирепый» физически и телесно был слабак, тюфяк, слабосильная команда, рохля, мямля, размазня, хлюпик, слюнтяй, хиляк, задохлик, заморыш, дохляк, замухрышка, мозгляк, селёдка, кисель, студень, дохлятина, цуцик, тряпка, щегол, галстук, недотыка, сморкач, мозгля, слабачка, лепетун, кисляй, михрютка, неумеха, стервятина, охламон, сухофрукт и плюгавец.

Я самокритично и жертвенно читал и перечитывал эти синонимы в Словаре синонимов русского языка, обдумывал и «обсасывал» их как вкусную косточку, но когда дошёл до «неумеха» и «плюгавец», то, наконец-то, восстал против самого себя.

- Ну, какой я «неумеха!? – спросил я самого себя вслух. – Это не так, это неправда. Я кое-что умею.  Никакой я не «плюгавец»! Это  ты, Сашок, слишком загнул. Да, я почти слабак. Да я не справлюсь со многими на корабле в драке или борьбе, но я не плюгавец. Мне моя фамилия не позволяет быть плюгавцем.

Я ещё немного подумал о том, почему женщины в базовой библиотеке меня пожалели и назвали «бледненьким». Для них, вероятно, моя худоба и бледность были знаком того, что я мало кушаю и живу в железном корабле, не видя солнца и воздуха, не занимаясь физкультурой и спортом. Что ж, они были правы, мы действительно на БС (боевой службе) практически все 100% круглосуточного вахтенного времени проводили в «железяке» (так иногда в раздражении мы называли наш корабль), в мощных полях электромагнитных излучений и без активных физических упражнений. В таких бесчеловечных условиях немудрено «взбледнуть в лице»…

ВРИО командира корабля и старпома в одном лице командир БЧ-3 старший лейтенант Олег Анатольевич Белонин объявил по кораблю генеральную приборку, добавив, что «необходимо убрать с корабля накопившийся мусор и всякое ненужное барахло». Это самое слово «барахло» восхитило личный состав экипажа корабля и моряки-свиреповцы с энтузиазмом начали сами проводить у самих себя «шмон» - обыск, досмотр и облаву на всё лишнее, что мешало службе и жизни на корабле.

Против такой генеральной уборки восстали и возмутились только боцмана, которые, наоборот, старались принести на корабль и запастись всяким нужным, по их мнению, хозяйственным и бытовым барахлом. Причиной такой необычной генеральной приборки стал стойкий запах старья, пропитавший все кубрики, коридоры и общественные помещения корабля.

Олег Анатольевич Белонин был поборник здорового образа жизни, физкультуры, силовых видов спорта и просто считал отвратительными хозяйственно-бытовые запахи. «От настоящего мужика должно пахнуть только трудовым потом, адреналином и тестостероном! – говорил Олег Анатольевич и я долго не мог понять, что он имел в виду под словами-терминами «адреналин» и «тестостерон».

Только когда к нам на корабль я привёз из главного штаба ДКБФ в Калининграде «крейсерскую библиотеку» с разными энциклопедиями и словарями, в том числе с Медицинской энциклопедией, я узнал, что такое адреналин и тестостерон. Адреналин – это гормон, который вырабатывается надпочечниками в ответ на стрессовые ситуации, когда человек испытывает страх или возбуждение и когда ускоряется сердечный ритм, повышается кровяное давление и увеличивается уровень сахара в крови, что позволяет организму быстрее реагировать на опасность и действовать более эффективно. Тестостерон – это основной половой гормон, андроген, он синтезируется из холестерина клетками Лейдига семенников у мужчин, а также корой надпочечников и у мужчин, и у женщин.

Однако за всё время флотской службы на БПК «Свирепый» (1972-1974) я так и не понял, почему мужчина должен пахнуть только трудовым потом, адреналином и тестостероном? Только много позже, когда я работал над книгой об искусстве любви, я узнал, что все животные, в том числе и люди, пахнут особыми запахами, запахами гормонов. Эти запахи формируются гормональными системами человека и по составу и интенсивности зависят от уровня активности гормонов и гормональных органов человека.

Вот почему иногда от человека-мужчины, например, борца, боксёра, спортсмена пахнет силой, мощью, победой или бедой, поражением, болезнью. От мужчин и женщин, особенно юношей и девушек в возрасте 16-18 лет, очень сильно пахнет вожделением, жаждой секса, влюбчивостью. Также есть человеческий запах оптимизма, лихости, храбрости, а также - слабости, трусости, обыденности.

Видимо я, когда шёл с тяжёлыми книгами в базовую библиотеку, сильно устал и плохо пахнул, неся с собой запахи нашего корабля после тяжёлой и долгой БС (боевой службы). Вот почему Матрона и Анжелика поили меня вкусным байховым цейлонским чаем с ароматным сладким вареньем, видимо, инстинктивно стараясь перебить мой затхлый запах застоявшегося в «хлеву» ослабевшего за время БС (боевой службы) мужчины и желая добавить мне сил и восстановить активный запах тестостерона и серотонина.

Серотонин – это один из основных нейромедиаторов, он относится к моноаминам, как и норадреналин, дофамин и гистамин, которые поддерживают психологический гомеостаз – устойчивое состояние системы внутреннего мира человека, при котором отсутствуют выраженные противоречия между когнитивными, аффективными компонентами внутреннего мира и поведением, при которых система находится в подвижном покое и характеризуется относительной стабильностью. Серотонин ещё называется «гормон хорошего настроения» и «гормон счастья». Серотонин помогает регулировать циклы сна и бодрствования организма и внутренние часы. Считается, что он играет важную роль в регулировании настроения и моторных, когнитивных и вегетативных функций организма человека (данные медицинской энциклопедии).

Всего этого тогда, в октябре 1973 года, я не знал, но интуитивно чувствовал и догадывался о чём-то, потому что побывав у женщин в библиотеке, опять получив страстный жадный мокрый поцелуй Анжелики и откровенное сексуальное любопытство Матроны ко мне, к морякам, побывавшим в режиме полового воздержания на БС (боевой службе), я опять немного «воспрял» духом, у меня опять «взыграл» мой «сашок-дружок» и я опять «взволновался» и увидел в ночном сне мою Фею красоты и страсти, ощутив трепет и напряжение внизу живота…

Вот почему, я тоже активно начал беспощадно выносить из ленкаюты всякое ненужное «барахло» и вместе со всеми весёлыми матросами и старшинами стал выносить мусор и ссыпать его по жестяному желобу на специальную небольшую самоходную баржу, пришвартовавшуюся к корме БПК «Свирепый». Сюда же с камбуза коки тащили большие алюминиевые баки с отходами. Кстати, больше всего матросы выкинули на «мусорку» старых, вонючих, рваных с дырками, использованных носков…

После того, как все дружно избавились от «мусора» и «барахла» (особенно от продавленных и пропитанных телесными миазмами поролоновых матрацев), также тщательно и активно все моряки-свиреповцы коллективно участвовали в приборке во всех корабельных гальюнах, умывальниках, в корабельной парной и бане, в каютах и кубриках. Все дружно, не отлынивая и не морщась, протирали ветошью, смоченной в дезинфицирующих растворах, все помещения, оборудование, приборы общего пользования.

После этого во время обеда и ужина все внутренние помещения принудительно проветрили и ещё раз промыли чистой водой с хозяйственным мылом. К вечернему чаю все внутренности корабля и мы сами (наши робы и руки) густо пахли хлорной известью, хлорамином, лизолом, нашатырным спиртом и другими дезинфицирующими средствами. Некоторые из этих остро пахнущих веществ были ядовитыми (хлорофос, дихлофос, карбофос и др.).

Интересно, что в этот раз никто из офицеров нас, матросов и старшин, не третировал, не надзирал за нами, не помыкал нами, а наоборот, офицеры и мичманы тоже выносили на «мусорку» отработавшие своё постельные принадлежности, ветхую одежду, бельё и ненужные личные вещи, участвовали в приборке своих кают и кают-компаний. Странно, но при этом никто не «филонил», не прятался, не шхерился и не роптал. Даже потом после окончания генеральной приборки Белонин с дежурным по кораблю и боцманом корабль не обходил, всё в это воскресенье делалось «на доверии», на сознательном поведении личного состава экипажа корабля…

Правда, воскресный обед и ужин проходил в атмосфере сильных запахов дезинфицирующих средств, но мы были довольны проделанной нами работой по очистке корабля, новым матрацам, одеялам и постельным принадлежностям, новым чистым запахам и нам всем казалось, что наша жизнь обещает быть новой.

Я тоже внёс свою лепту в это ощущение надежды на новую жизнь тем, что отнёс в базовый клуб киномеханикам несколько коробок с надоевшими нам на БС кинофильмами, в том числе так и не просмотренным фильмом «Король Лир», и заменил их на «новые» кинофильмы. Среди них были три «старых» и один «свежий»: художественный двухсерийный фильм «А зори здесь тихие» (1972) Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, режиссёра Станислава Ростоцкого, по одноимённой повести Б. Васильева, 1-я серия — «Во втором эшелоне», 2-я серия — «Бой местного значения». Этот фильм был широкоэкранным и только сейчас его сделали на узкой плёнке для кораблей ВМФ.

Плёнка этого фильма была во многих местах порвана, много раз переклеена, поэтому мне пришлось срочно её ремонтировать и тщательно ровно стыковать и клеить «по новой». Хорошо, что я за время БС наловчился это делать быстро, точно и качественно, потому что за каждый мой огрех и обрыв плёнки на БС (боевой службы) я, как корабельный киномеханик, получал от матросов и годков столько грозных «матюков», что на мне «живого места не было»…

Фильм «А зори здесь тихие» приняли «на ура», но очень разозлились, когда сцена мытья девушек-зенитчиц в бане была сильно «урезана» флотскими политработниками. Вообще, в присутствии на корабле командира корабля, замполита или старпома показ этого фильма был бы невозможен, но их не было, и меня моряки-свиреповцы похвалили за «храбрость», за то, что я устроил им в это воскресенье «настоящий праздник». О.А. Белонин и К.Д. Васильев не возражали против этого фильма и тоже его смотрели у себя в офицерской кают-компании…

Двухсерийный кинофильм «А зори здесь тихие» базовые киномеханики дали мне «по знакомству» («по блату») и только на один день, поэтому поздно вечером я вновь проверил целостность плёнки, перемотал её на бобины, уложил их в жестяные коробки с ручками на крышке, закрыл и запечатал дверь в кинобудку, где был установлен кинопроектор с динамиками, обустроен станок для перемотки и заклейки порванной киноплёнки и хранились все коробки с фильмами для БПК «Свирепый». Воскресный денёк сегодня был на редкость насыщенным делами. Я устал…

Поздно вечером, после отбоя, на грани сна и усталого бодрствования, я записал в свой дневник-ежедневник:

21 октября 1973 вс.
Работы много. Делаю понемногу отчёт по разведке. Освобождаю ленкаюту от хлама. Наладил работу почты.

Да я всё это делал сегодня 21 октября 1973 года, но о том, как я делал отчёт по разведке и как наладил работу почты на корабле, я расскажу потом, может быть, не знаю.., потому что за этот большой и суматошный воскресный день я сильно устал, наверно потому, что я «бледненький слабак»…
 
Фотоиллюстрация из второго ДМБовского фотоальбома автора: Октябрь 1973 г. БПК «Свирепый». Типичное моё выражение лица и внешний облик после прихода корабля с БС в ВМБ Балтийск. Скучный, недовольный, сумрачный, замкнутый, уставший. «Бледный» - так меня назвали женщины-библиотекарши в базовой (дивизионной) библиотеке ВМБ Балтийск. Точно, я был тогда поистине «бледненьким слабаком», хотя, возможно, только внешне…


Рецензии