О положительном определении чтойностей

Берем собственную температуру тела. Если снаружи температура выше - получаем тепло снаружи, если ниже - холод. В такой ситуации мы можем говорить, что тепло - это отсутствие холода и наоборот. Это примеры отрицательных определений.

Но если мы возьмем, к примеру, абсолютный температурный нуль (0 градуса по Кельвину), то получить понятие холода мы не сможем. Температура ниже физически невозможна (хотя возможна теоретически или фантастически).

В этом случае у нас не остается никакого другого выхода, как давать положительное определение теплу.

Аналогично с первоначалом. Так как оно одно, скажем так высоко на вершине пирамиды, то выше него ничего нет. Скажем, Николай Кузанский умудрился превзойти даже бытие, единое и все остальное, предложив термин "неиное". Любопытно наблюдать, с чего он начинает свои рассуждения - с определения. Он говорит, что неиное определяет не только всё остальное (так как небо есть не что иное, как небо и т.п.), но и само себя.

Но надо заметить, что "неиное" тем не менее содержит в себе отрицание и по форме является отрицательным определением.

Так вот есть более "простой" вариант. На вершине пирамиды находится "определенность" сама по себе, и она соответственно есть во всем остальном, так как является первоначалом. Определенность - это положительное определение "неиного" Николая Кузанского, и именно она положена в основу онтологии определенности.

Да, так вот возвращаясь к абсолютному нулю, мы видим явный перекос: тепло вроде есть, а холода нет. Если допустить, что в этом случае и тепло рассматривать нельзя, то получаем ситуацию "ни тепло, ни холодно". И если приглядеться, то можно предположить, что с пропажей понятий мы имеем пустоту. А где у нас физический температурный нуль - точно! В пустоте. Это значит, что сама пустота, естественно, не является частной определенностью, частным "неиным". Пустота не имеем отношения к теплу, или холоду. Именно так говорил и Николай Кузанский, что "неиное не есть небо". Отсюда следует вывод, что говорить о тепле, как о чем-то положительном, имея дело с нулем не следует...

PS
Более точнее всё-таки сравнивать неиное с сущностью. Определенность сложнее...  Но в отличие от просто сущностей, Кузанский говорит еще и о сущности сущностей (то есть такой сущности, которая содержит в себе все остальные как универсалия) и этим выходит на Определенность с большой буквы.


Рецензии