Моя рецензия на рассказ Сон Фюсли

Рецензия на рассказ «Сон Фюсли» А.А.Б. (на «Прозе.ру» Алекс Брежнев). Рассказ входит в авторский сборник «Воспоминание сновидений», издательство «Ренессанс», 1992г.





«Сон Фюсли», пожалуй, самый «психоаналитический» рассказ во всем сборнике; эпиграф — цитата из «Толкования сновидений» Зигмунда Фрейда — сразу задаёт тон повествованию: «Согласно произведенному нами толкованию, сновидение является осуществлением желания».



(Тем не менее автор в целом ориентируется не на фрейдовское понимание бессознательного, но на положения лакановского психоанализа, широко и в свободной манере применяя аспекты лакановского подхода к интерпретации снов).



«Согласно произведенному нами толкованию, сновидение является осуществлением желания»...

Упрощая сложный смысловой ряд до прописной истины, можно сказать что в тексте идёт речь о 'желании' погруженной в глубокий сон Непроявленной основы (на языке психоанализа — «id») — тайной и не воображаемой стороны человеческого существа. По отношению к этой Непроявленной основе — личность, «Я» — чужак, призрачный незнакомец. Непроявленное нетождественно «Я»; «Я» сугубо отлично от Непроявленного, Сверх-Я и вовсе уходит «в символ». Непроявленное является воплощенным желанием, «нехваткой бытия»... Это неутолимое желание как таковое в тексте символизирует инкуб (и отсылает к картине швейцарского художника восемнадцатого столетия Генриха Фюсли).



Кратко о сюжете. Главный герой — художник Орландо — после смерти матери, к которой питал глубокую привязанность, начинает избегать зеркал, избегать «пространства взгляда» (снова почти лакановский термин). Окружающие расценивают его поведение как а) симптом болезни (так думает сестра Орландо, пианистка Марта, дядя Орландо, священник, и отец Орландо, профессор Клейст, то есть «образованная часть общества», проживающая в замке) б) как проклятие (об этом шепчутся жители деревни, раскинувшейся у подножия холма, на котором возвышается замок).



Х.Э.Керлот в «Словаре символов» указывает: «Замок – сложный символ, производный одновременно от образа дома и от образа ограждения или укреплённого города. <…> Расположение замка на вершине горы или холма подразумевает дополнительное важное значение, связанное с символикой уровня. Его вид, форма, тёмные и светлые оттенки цвета – всё играет важную роль в определении общего символического смысла замка как своего рода укреплённой духовной силы, которая всегда на страже. <…> Неожиданное возникновение замка на пути странника … сродни внезапному духовному прозрению. Подводя итог, можно сказать, что замок, наряду с сокровищем (т. е. непреходящей сущностью духовного богатства), девой (душой по Юнгу) и праведным рыцарем, создаёт общий образ, выражающий стремление к спасению».



Однако пребывание в замке тяготит Орландо, а «охраняющая духовная сила» родового гнезда («соединяющая предков и их потомков») ощущается как несвобода и ограничение. Все меняется после того, как он встречает в лесу крестьянскую девочку Клару, которая «обернувшись дриадой», каждую ночь ждет его у древнего дуба. После первой встречи и первого разговора, Орландо — в промежутке между двумя новолуниями — спускается с «верхнего уровня» — замка — в лес, в «бездонную пропасть» нижнего мира.



Лес — один из распространенных символов в литературе, чтобы пояснить суть символа и важность его для Орландо, приведу две развернутые цитаты из книги «Дух Меркурий» К.Г. Юнга.

«...Какую же мудрость нам надлежит извлечь из этой истории? Как известно, сказки, подобно сновидениям, мы можем рассматривать как продукты фантазии, понимая их в качестве спонтанных высказываний бессознательного о самом себе.



В начале многих сновидений говорится что–либо о сцене, на которой разворачивается действие сна — так и в нашей сказке местом чудесного происшествия назван лес. Лесная чаща, место темное и непроницаемое, — вместилище всего неведомого и таинственного, подобно водным глубинам и морской пучине. Лес — удачный синоним бессознательного. Среди множества деревьев — живых существ, которые в совокупности образуют лес, — особенно выделяется своими размерами одно дерево. Деревья, подобно плавающим в воде рыбам, суть живые содержания бессознательного. Среди них отмечается особо значимое содержание - <дуб>. У деревьев есть индивидуальность. Вот почему дерево часто выступает синонимом личности. Рассказывают, что Людовик II Баварский повелел отдавать честь некоторым особенно внушительным деревьям в своем парке. Старый могучий дуб — что–то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного он — центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуационного процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней. Отсюда можно заключить, что герой сказки относится к самому себе в высшей степени бессознательно. Он из числа <спящих>, <слепцов> или <людей с завязанными глазами>, каких мы видим на иллюстрациях к некоторым алхимическим трактатам. Все это <непробудившиеся>, которые не осознали еще самих себя, не интегрировали свою грядущую, более объемную личность, свою <целостность>, или, говоря языком мистиков, те, кто не достиг еще <просветления>. Для нашего героя, стало быть, дерево хранит в себе великую тайну.



Тайна сокрыта не в кроне, но у корней дерева. Это — личность или нечто с чертами личности, обладающее поэтому и наиболее примечательными характеристиками личности — голосом, даром речи, осознанной целью. И эта таинственная личность требует, чтобы герой освободил ее. Она пленена и заточена против своей воли — заточена в земле, меж корнями дерева. Корни тянутся вглубь, в мир неживой материи, в царство минералов. В переводе на язык психологии это означает: самость укоренена в теле (= земле), даже в химических элементах тела. И что бы там ни значило само по себе это примечательное высказывание нашей сказки, оно ничуть не диковиннее того чуда, какое являет собой живое растение, уходящее корнями в неодушевленную стихию земли. Алхимики описывают стихии — свои четыре первоэлемента — как radices, соответствующие рissomata Эмпедокла, видя в них составные компоненты наиболее значимого, центрального символа алхимии, lapis philosophorum, который представляет собой цель индивидуационного процесса».



Девочка (дриада, дочь леса) предстает перед Орландо зримым воплощением «алгебраического знака» . Орландо словно впервые видит своё отражение (хотя и не до конца осознает это), но не избегает Клару, а, напротив, ищет ее общества. Через Клару Орландо «воссоздаёт» себя, постепенно оказываясь в ловушке «Иного Я», гораздо более могущественного, нежели избегаемый зеркальный двойник... Здесь и начинается исследование логики и постлогики творческого мышления и в этом автору помогает чрезвычайно пластичный язык, то по-хемингуэевски лаконичный, то «стилистически усложнённый» (в духе Мориса Бланшо), а то и напоминающий словесное узорочье народных сказок.


9/10 фев. 2024


Рецензии
Добрый день, Екатерина.

Поместив цитаты из Юнга, вы, по сути, расшифровали мой текст, а ведь я - как мог - старался его закодировать(смайл). "Дух Меркурий" и "Четыре основные понятия психоанализа" Жана Лакана были моими настольными книгами при написании "Сна Фюсли".

Благодарю вас.

P.S. Мне будет очень приятно, если вы позволите опубликовать вашу проницательную рецензию у меня на странице.

P.P.S. По привычке - внес коррективы.

Алекс Брежнев   22.02.2024 19:10     Заявить о нарушении
P.S. Я не случайно написал, что предлагаю почитать свои произведения только тем, кто способен их понять. Тем, кто обладает для этого достаточной литературной искушенностью. Вы - поняли. Но оценить художественное произведение, так сказать, интеллектуально, с филологической точки зрения - еще не значить быть им "захваченным". Отсюда вопрос: что вы, Екатерина, думаете о моих рассказах как читатель? Любой ответ приемлем.

Алекс Брежнев   11.02.2024 16:53   Заявить о нарушении
...как простой читатель?

Алекс Брежнев   11.02.2024 16:56   Заявить о нарушении
"Умны" - не упрек ли это?

Трансисторическая биография Орландо определенно оказала влияние на выбор имени, но еще "Неистовый Роланд" (Orlando furioso) Ариосто, средневековый философ Орландо из кино-аллегории А. Митты... smoothie.



Алекс Брежнев   12.02.2024 16:24   Заявить о нарушении
Возможно, есть некоторый диссонанс между рациональностью, шахматной выверенностью таких рассказов как "Формалин", "Последний вдох Жако", "Флорентийцы", "Золотой гриф" и "Сном Фюсли", просквозившим тайной иррационального. Конструировать художественную реальность "первого уровня" всегда проще.

Екатерина Киппер   12.02.2024 21:40   Заявить о нарушении
Ну, а в "Хризалиде", там ведь идет речь об эротософии, духовной телесности, формуле "рождения в красоте".
В скобках замечу... "Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен".
(Иоанн Лествичник)

Peccavi fateor.

Алекс Брежнев   13.02.2024 18:14   Заявить о нарушении
Алекс, дублирую свой ответ на (ваш) вопрос (что я думаю о вашей прозе "как простой читатель"), старое сообщение удалилось без следа, ну или я его просто больше не вижу.

Итак, почти double (воспроизвожу приблизительно)

Алекс, вы опасаетесь, что я хвалю одни книги, а читаю другие?.. Спешу вас успокоить: неинтересные мне книги я читаю только по работе.
Ваши рассказы пришлись мне по душе, но произвёл впечатление лишь один — «Сон...» В первую очередь мне доставил удовольствие стиль. Я люблю литературу, которую можно и нужно не только пережевать и переварить, но и «отведать». И по этой причине не люблю модный ныне сухой публицистический тон, «захвативший ржавчиной» современный худлит.

Остальные ваши рассказы умны, но значительно уступают «Сну...» по стилю, а, следовательно, и по глубине.
Кстати, совпадение имен главного героя и духовного гермафродита из романа Вирджинии Вулф не случайно?.. Ваш Орландо также проходит через ряд метаморфоз, но не внешнего порядка, а внутреннего; персонаж же Вулф — меняя женский костюм на мужской — остаётся неизменным, цельным и единым-в-себе.

P.S. Извините за задержку с ответом, выходные были чересчур насыщенные.

P.p.S. На ваш последний комментарий отвечу позднее.

Екатерина Киппер   13.02.2024 19:27   Заявить о нарушении
В «Хризалиде» главный герой, Александр, созерцатель. В любви ему не хватает экстатичности и самозабвения, он слишком интеллектуален, его влечёт скорее к «бездейственному созерцанию вечных идей», нежели к Эросу в облике «прекрасной юности». Чувственность, кажется, не занимает его вовсе. Тогда как у Платона Эрос — это не одна «голая духовность».

«Если бы Платон трактовал просто духовную любовь, то земная, чувственная любовь оказалась бы заключенной в скобки; перед ней нужно было бы просто закрывать глаза и оставлять такой, как она есть. Платон смело смотрит ей в глаза, называет обычным именем и преображает ее, одухотворяет. Платон хочет такого преображения мира, в котором плоть была бы чистой и плотью именно духа, а не злым началом (Алексей Фёдорович Лосев)
Эротика, чувственность Александром «не прочувствована» (sorry за тавтологию), тем более — в аспекте ураническом. Только дух парит в небесной пустоте.

Екатерина Киппер   13.02.2024 20:59   Заявить о нарушении
...добавляю: этот нарратив тоже "о бытие сна"

Екатерина Киппер   13.02.2024 22:19   Заявить о нарушении
Все так. Александр лишен стихии страсти, "вакхического восторга", он воплощение "принципа индивидуации" который древними греками понимался как высшая форма самоутверждения. Ему близка олимпийская безмятежная созерцательность, близок аполлонический мир сновидений, сколь бы ни был он иллюзорен, он привлекает его гораздо больше, чем шевелящийся хаос древнего титанизма (и здесь вы верно пишете о "бытие сна"). Но при всей его "мечтательности", завороженности идеальной формой, красотой, идея взаимопроникновения душ, слияния с миром другого "ради божественного всеединства" - ему совершенно чужда. Он, пожалуй, "посторонний". Другой для него - просто другой, а "не другой я". В целом "Хризолид" это такой холодный, "философский нарратив".

Скажу в скобках (раз уж зашла об этом речь), что теория Ницше об аполлоническом и дионисийском началах - представляется мне несколько ограниченной, Ницше, например, утверждал, что дионисизм есть корень всякого греческого искусства, но как быть тогда с Гомером? Гомеровская поэзия возникла раньше культа Диониса.

Алекс Брежнев   13.02.2024 23:23   Заявить о нарушении
P.S. А вы ведь верно заметили, что герой пассивен, беЗчувственен и бездеятелен... Следовательно, все эти высокие понятия - эротософия, духовная телесность и т.д. - для него только слова (а это уже "неправильный платонизм"). И не кинулись искать смыслы там, где их нет. Хотя, признаюсь, я ждал, что вы попадетесь "на удочку".

Алекс Брежнев   13.02.2024 23:43   Заявить о нарушении
"Хотя, признаюсь, я ждал, что вы попадетесь "на удочку"."
Штирлиц, вы бы хоть конспирацию соблюдали...

Екатерина Киппер   14.02.2024 01:48   Заявить о нарушении
Другими словами, Александр (как и всякий "посторонний") выбирает женское жизнечувствие.

Екатерина Киппер   14.02.2024 14:54   Заявить о нарушении
...и тем самым ополовинивает себя - точно так же, как и тот, кто выбирает "вечно мужественное".

Алекс Брежнев   14.02.2024 17:05   Заявить о нарушении