Партия 2017 г. Философия кореньвистизма. 1

Партия 2017 г. Философия кореньвистизма 1, быть или не быть.

Философия кореньвистизма – это еще только  замысел формирования исследовательского направления, охватывающего своим осмыслением и процессом всё философское достояние  в общих чертах и за всю историю его существования, формирующее свой вклад  в развитие планетарной философии.

На этом пути, как казалось сделано очень много,  но мысленный обзор всего состава философского наследия, ставит новую цель для этого процесса, как и требует решения множества задач  исследовательского плана по всем разделам и подкатегориям философии.

Сегодня даётся старт новому начинанию проекта Партии 2017 г. Известно одно, впереди сложный, но интересный  увлекательный процесс  самоопределения кореньвистизма в философии и выражения через философию. В этом процессе придётся или подтвердить и принять  существующие достижения или же сформировать новые раскрытия и утверждения.

Кореньвистизм – это, прежде всего, идеология ценностной преемственности мирового идеологического опыта в сочетании с собственным вкладом в дело становления общественно-правового порядка жизнедеятельности, как отдельного человека, так и целых народов, государств, всего социального состава  лиц и организаций в общей системе отношений.

Сегодня надо посмотреть философию в разрезе разделов и категорий, их определений. Такой осмотр сделаем  по материалам Вкпд. При необходимости  состав источников будет расширен.Собственные рассуждения, определения и выводы будут взяты в скобки. Начинаем.
= = =

Философия науки
-  раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

Философия науки представляет  множество оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как дисциплина,  исследует рефлексивное отношение мышления к бытию (в данном случае к бытию науки
= = = = =

Периодизация истории философии
Восточная философия
Античная философия
Досократики
Античная философская классика
Эллинистическая философия
Средневековая философия (англ. Medieval philosophy)
Патристика
Восточный аристотелизм
Схоластика
Философия Возрождения (англ. Renaissance philosophy)
Новоевропейская философия (англ. Modern philosophy)
Немецкая классическая философия (Иногда этот период объединяют с предыдущим[2])
Кантианство
Гегельянство
Философия XIX века, Современная философия (англ. Contemporary philosophy)
Позитивизм и Аналитическая философия
Марксизм и Неомарксизм
Философия жизни (Некоторые авторы не относят представителей философии жизни к современной философии и выделяют отдельный период Иррационалистическая философия XIX в.[3])
Экзистенциализм
Феноменология
Герменевтика
Постмодернизм


= = =

Философская логика
- область логических исследований, ориентированных на проблемы философии;
-  использование формальной логики к анализу разнообразных понятий и проблем философии.

= = =

Метафи;зика
— раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия, посредством, по Канту, чистого разума.
= = =

Гносеоло;гия
 - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.
• гносеология изучает отношение «субъект-объект»;
• эпистемология изучает отношение «объект-знание»[4][2].
= = = =

Эпистемоло;гия
- философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие.


Онтоло;гия
- учение о сущем[1]; учение о бытии как таковом;
- раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], структуру и закономерности[3].
- учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой[4].
= = =

Космоло;гия
- раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия.


Богосло;вие, или теоло;гия
- систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии[1].
- комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания[2].
= = =

Аксиология
- теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира.

 Благо есть реализованная ценность — полезность[1]. То есть, ценность и польза — две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.
По Платону Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.

Аксиология   возникает, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации.

Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

= = =
Позитиви;зм
- философское учение, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Основной тезис позитивизма — «Всё подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук».

= = =
Прагмати;зм
философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.
Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и другие. Следует различать течение прагматизма от активизма[2].
Философия прагматизма отрицает осмысленность метафизики и переопределяет истину в какой-то области знания как временный консенсус между людьми, которые эту область исследуют.
Современный философский прагматизм разделился на аналитическое и релятивистское направления. Кроме них существует также неоклассическое направление.
= = =

Натурализм (философия)
- философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения; биологическое мировоззрение XIX века.
По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике — это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами.
= = =

Феноменоло;гия
 ( «учение о феноменах») — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Термин означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками.

Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой следует отказаться от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки[1].

Самой сущностью сознания является „вкладывание“ смысла в интенциональных актах: „быть сознанием“, значит — „давать смысл“. Поэтому движение „к самим вещам“ ведёт не от понятий к ощущениям, а от производных и вторичных смыслов к изначальным смыслам[2].

Большое влияние на становление феноменологии Э. Гуссерля оказала трансцендентальная философия И. Канта. Философ позаимствовал концепцию о мыслительном творчестве по целевому „конструированию“ идеальных объектов мира[3].

Дальнейшее свое развитие идеи феноменологии получили в экзистенциализме, персонализме, философии жизни, герменевтике.
= = =

Экзистенциализм
Экзистенциали;зм (существование), также филосо;фия существова;ния — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека.
Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы.
Существуют две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм[1]. По мнению представителя второй из этих разновидностей экзистенциализма Жан-Поля Сартра, исходный пункт экзистенциализма сформулирован одним из героев Достоевского: «если Бога нет, то всё дозволено»[2].
Р. Мэю: экзистенциализм — не просто философское направление, а, скорее, культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается[3][4].
= = =

Политическая философия
Полити;ческая филосо;фия —раздел философии и политических наук, изучающий идеи, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности и интеллектуальным предпосылкам политического анализа.
= = = =

Социа;льная филосо;фия
 — раздел философии, ориентированный на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию.
Социальная философия  понимается как полноценная, «полная» философия — это не только философия о социальном, но и философия из социального[2].

Наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества: марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества[en] (Бернхем), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт[en] и Негри).

= = = = =

Эстетика
 — («чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Согласно В. В. Бычкову,
эстетика— наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.
Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле — для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, величественное, ужасное[3].

= = =

Э;тика
(нрав, обычай) — нормативная наука и философская дисциплина, исследующая нравственность и моральные[1] принципы, лежащие в основе поведения людей.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности.
 По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее[2].
Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений[1].
В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает.
 Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
= = =

Философия психологии
Филосо;фия психоло;гии, также филосо;фская психоло;гия, — раздел философии науки, занимающийся исследованием и изучением методологии и оснований психологии.
 Философия психологии занимается анализом полученных знаний в рамках психологии, проверяет психологические теории на предмет их научности и достоверности, исследует природу устанавливаемых ими психологических законов, семиотически анализирует положения теорий[1].

Несмотря на то, что психология выделилась как наука из философии, влияние философских учений на неё до сих пор сильно (как, например, влияние феноменологии на гештальтпсихологию или марксизма на культурно-историческую психологию), так что для полноценного понимания современных психологических теорий необходимо знание философии[2]

По мнению А. Г. Маклакова, к числу проблем, которые можно решить только при сотрудничестве психологов и философов, относятся проблемы эпистемологии[4]

Психоана;лиз 
— психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856—1939), а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1].
Эффективность психоанализа постоянно оспаривается. Тем не менее он по-прежнему оказывает значительное влияние на психиатрию и психиатров, приверженных этому методу, хотя доля последних постепенно снижается благодаря — не в последнюю очередь — влиянию доказательной медицины, поддерживающей альтернативную психоанализу когнитивно-поведенческую терапию[2].

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
• человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и, как правило, иррациональными влечениями;
• эти влечения преимущественно бессознательны ;
• попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
• индивидуальное развитие определяется не только структурой личности, но во многом и событиями раннего детства;
• конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к возникновению невротических черт характера, а также к неврозам, страхам, депрессиям и другим психоэмоциональным нарушениям;
• освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке)[3].

Для обозначения общего теоретического фундамента психоанализа, а также для описания подхода к изучению психики на основе данной теории Фрейд использовал термин метапсихология.
Психоанализ также оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.
= = =

Лингви;стика
(наука, изучающая язык[1].
Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях.
Лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика.
Лингвистика связана с семиотикой как наукой о знаковых системах.
= = =

Лингвисти;ческая филосо;фия
Представители лингвистической философии, в отличие от логических позитивистов, не призывали к улучшению естественного языка по образцу формализованных логических языков или языков науки[1].
Одна из школ лингвистической философии (Д. Уиздом, М. Лазеровиц, Э. Эмброуз) сблизилась с психоанализом, другая — оксфордская школа «обыденного языка» — развивала позитивную концепцию языковой деятельности (П. Стросон, Г. Райл, Д. Остин и др.)[1].
В 1960-х годах начинается сближение проблематики и подходов лингвистической философии и ряда направлений лингвистики[1].
= = =

Философия обыденного языка
Философия обыденного языка (англ. ordinary language philosophy), философия лингвистического анализа[1] — одна из школ лингвистической философии[2], рассматривающая традиционные философские проблемы как основанные на ошибочном понимании философами того, что в действительности означают обычные слова, искажении смысла обычных слов.

Обычно этот подход предполагает воздержание от формулирования философских «теорий» в пользу более близкого внимания к деталям каждодневного употребления «обыденного» языка.
Само название этой философской школы происходит из противопоставления этого подхода и более ранних попыток, которые доминировали в аналитической философии, а сейчас иногда называются «философией идеального языка».

Философия обыденного языка была доминирующей философской школой в период между 1930 и 1970 годами, и она остается важной силой в сегодняшней философии
= = = =

Антрополо;гия
- совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах
= = =

Филосо;фская антрополо;гия
-В широком смысле - философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление философии  первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др
= = =

Семио;тика,
- общая теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения[1].
= = = =

Акмеоло;гия
(- вершина, - учение) — философский раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития[1]. [источник не указан 2224 дня]


= = =

Геофилософия (по Делёзу)
— пространственная модель имманентной философии, основанной на соотнесении территории и земли.[1]
Геофилософия — междисциплинарная наука о цивилизационных отношениях и трансформации мирового имманентного порядка, основанного на представлениях о множественности миров (многомерного коммуникационного пространства с высокой рубежной энергетикой).
Способствует преодолению ограниченности географического и экономического детерминизма в геополитике, является методологическим фундаментом новейшей геополитики[2].
Формируется на стыке политической философии и морфологии культуры (культурологии), этнологии, экономики и географии.

Философия власти
— раздел философии, изучающий идеи, относящиеся к власти, сущности бытия власти, ценностям власти.
Отличается от философии политики (политической философии, политической теории) тем что выдвигает доктрину о вторичности политики по отношению к власти.
Власть рассматривается как источник политики. А политическое выступает в качестве пространства власти, где идеи власти обретают практическое воплощение в конкретных формах политического процесса и государственного строительства.
Среди наиболее значительных мыслителей в данной области выделяют в первую очередь: Фридриха Ницше, Александра Кожева, Ханну Арендт, Мишеля Фуко.

Филосо;фия пра;ва
(правова;я филосо;фия) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Сравни;тельная филосо;фия,
 или филосо;фская компаративи;стика, — область историко-философских и философских исследований, сравнительное изучение философских традиций Запада и Востока, включающее изучение философских школ, учений, систем, категориального аппарата и отдельных понятий. В настоящее время предметом сравнительной философии также становится сопоставление философских традиций Латинской Америки и Африки.

Практическая философия
 — область философии поступка, формирующаяся на стыке этики и философии права; изучает практики допустимой и недопустимой деятельности (см. праксис), особенности воплощения мировоззренческих ориентиров в социальной и повседневной жизни[1].

Философия образования
- область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведёт отсчёт своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается англо-американский философ Джон Дьюи.

В англоязычных странах философия образования в настоящее время — это область с устоявшимся дисциплинарным статусом, представленная в университетах отдельными кафедрами.

Философия литературы
— дисциплина, изучающая онтологические, эпистемологические, аксиологические, этические свойства феномена литературы[1].

Если литературоведение и литературная критика не могут ставить вопросы о своих основаниях, то в рамках философских подходов к интерпретации литературы возможна рефлексия оснований филологии, что расширяет её как методологически, так и яснее намечает цели дальнейшей работы филологов[2].

Тогда как литература пытается с помощью философских средств прояснить свою сущность, философия с помощью литературы через философские романы и философскую поэзию пробует лучше понять свои проблемы. Многие философы писали художественные произведения(Лукреций, Томас Мор, Вольтер, Камю), часто от них они только и остались(как в случае «Диалогов» Платона), что подчеркивает важность литературной формы для философии

Философия кино
- это раздел эстетики в рамках философской дисциплины, который стремится понять самые основные вопросы о кино.

Эстетическая природа происхождения кинематографа заключается в наличии художественного образа, символа, мимесиса, художественной формы и содержания. Эстетическая природа кинематографического произведения является неповторимой и уникальной в каждом отдельно взятом случае пространства. Кинофильм для зрителя раскрывает прекрасное, эстетическое, возвышенное, иногда безобразное и трагическое.[1]

Кроме того, философия кино в значительной степени пересекается с теорией кино, разделом киноведения. Отличием философии кино от киноведения будет сомнение философии кино в своих собственных основаниях.

Также философию кино следует отличать от лингвистической теории кино, акцентирующей внимание на эстетике фильмов через интерпретацию и личный опыт, выделяя специальные подразделы: феминистская теория, формалистская теория, структуралистская теория, марксистская теория, психоаналитическая теория кино.

Философия спорта
—дисциплина, изучающая спорт как социальное и культурное явление, в его взаимосвязях с вопросами этики, морали, философии права и иными вопросами общего порядка[1].

Филосо;фия эконо;мики
 рассмотрение философских оснований экономической науки. Включает в себя философию хозяйства, собственности, товара и денег, экономической политики, принципов распределения, потребительского выбора в обществе, экономической природы бюрократии, а также хозяйственную этику.

Проводится категориальный анализ экономики, исследуется культурная ценность экономических факторов и связи между экономическими теориями и мировоззрением людей в определённые эпохи.

Философия экономики фокусируется на таких проблемах, как проблема «стоимости — цены», которые не могут быть адекватно раскрыты без философской рефлексии[1].

Философия развития страны
Включает в себя философию развития территории и философию развития населения

Философия обороны.

Философия международных отношений.

Философия космоса

Философия государства.

Философия общественно-правового устройства страны.


Рецензии