Еще две притчи о Царстве Божьем Притча о брачном п
уподобить Царство чему- либо, существующему в мире,
при помощи земных понятий и символов; говорят о том, как жить человеку, чтобы обрести ЦБ,а также предупреждают о необходимости всегда быть готовыми к встрече «Жениха». Но есть ряд притч , которые предостерегают о надвигающемся суде, когда для многих «трагедия неминуема», когда может быть слишком поздно; одной из них является
ПРИТЧА О БРАЧНОМ ПИРЕ (Мф. 22:1-14 ;Лк.14: 15-18)
Лука рассказывает о том, как, идя из Галилеи в Иерусалим, Иисус в субботу пришел в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба. Там Он сначала исцеляет человека, страдающего водянкой (Лк. 14:1–6). Затем, наблюдая, как званые выбирают первые места, обращает к гостям «притчу»:
«.... Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится "(Лк. 14:8–12).
Затем следует ещё наставление, обращенное к хозяину :
" Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, ...Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных" (Лк. 14:12–14).
Услышав эти слова, один из возлежащих фарисеев сказал Иисусу: "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" (Лк. 14:15).Реакцией на них становится притча(Лк. 14:16–24):
«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. .. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. ..пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16–24).
В Евангелии от Матфея 22:2–14 притча с аналогичным сюжетом произносится в Иерусалимском храме, и слушателями ее оказываются те же самые первосвященники и старейшины, к которым была обращена ранее притча о злых виноградарях(Мф 21:33-41; Мк 12:1-9; Лк 20:9-11)
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: .. всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войск; свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. ..Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:2–14).
Место тех, кто отказался прийти на вечерю, в конечном итоге занимают другие,подобно тому, как злых виноградарей хозяин замещает другой группой лиц,способных "принести плоды".
Итак, в притче Царство Небесное уподобляется "человеку" (Лк) или "царю"(Мф),который созывал званных на брачный пир своего сына, но те отказались. Тогда созваны были все прочие, которые пришли и одетые в выданные царём брачные одежды, возлежали на пиру...
Символика притчи достаточно привычна: хозяин означает Бога; гости, отказавшиеся прийти, — тех, кто отвергает призыв Царства, а вторая группа гостей символизирует людей, откликнувшихся на призыв. Пир — образ ликования, ожидающего народ Божий в конце времен. Самое необычное в притче — единодушный отказ званых гостей от приглашения. Общее между этими отговорками -то, что они поражают своей смехотворностью и тем самым демонстрируют слушателю, сколь абсурден любой предлог, под которым человек отвергает призыв Бога войти в Его Царство . С точки зрения реального сюжета эти отговорки кажутся невероятными, Н е менее удивителен, чем поведение первой группы гостей, и жест хозяина пира, приглашающего за стол бедняков и увечных . Эти две категории, замещающие первоначально приглашенных, часто понимаются как отбросы общества Израиля и язычники, хотя образы притчи не предполагают даже намека на язычников . Слуги проводят более широкие поиски приглашенных в самом Израиле — выходят на улицы города и селений.
Пригча Матфея о брачном пире обычно рассматривается как вторичная, более аллегорическая переработка притчи Луки. Названа только одна группа «заместителей», и им не уделяется особого внимания. Уничтожение города, из которого были званы гости, в отместку за избиение слуг хозяина (в данном случае — царя) придает повествованию гораздо более резкий тон . И совсем уж мрачная кульминация — враждебное обращение с гостем, явившимся без праздничного одеяния. Поэтому вполне уместно притчи Лк и Мф рассматривать их как два различных, с точки зрения учения, высказывания Иисуса, произнесенные в разных ситуациях его служения, но использующие схожие образы.
В некоторых притчах Христа иногда усматривают Пророчества на будущее, особенно часто — на разрушение Иерусалима римлянами в 70 году н.э.. Притча о брачном пире явл. знаменитым примером такого подхода. У Матфея обиженный царь посылает войска истребить званых гостей, которые убили его слуг, и сжечь их город. Ничего подобного мы не находим в притче Луки .
"Царь" в притчах символизировал Бога, а не земного правителя. Если эту притчу можно понять как аллегорию падения Иерусалима, царь в ней окажется символом римского императора. Уместнее понимать Мф 22:7 как общее описание гибели врагов Божьих в конце времен.
Значение притчи прозрачно . Сказано в Нагорной проповеди:блаженны нищие, горе богатым. И теперь объясняется, почему нищие- «блаженны» . Богатых позвали на «пир» , но им мешают «ничтожные» земные дела : кому поле, кому быки, кому свадьба. . А чтобы прийти, нужно оставить заботы о житейском, о богатстве,от которого следовало бы избавиться.Те, кто не хочет, не способен этого сделать, - откажутся придти на пир. В отличие от обрадованных приглашению на званный ужин нищих, которые с благодарностью примут приглашение. Тех же, кто отказывается от приглашения щедрого царя, будут царём уничтожены.
К отказавшимся от приглашения приравниваются и те, кто не исполняют волю царя: не принимают предлагаемые им «брачные одежды», предпочитая оставаться в своих...Эти, хоть и явились на пир, но оскорбили своим отказом царя и так же будут сурово наказаны.
Неотъемлемая часть вести Иисуса - тема милосердия, любви Божьей, прощение раскаявшегося грешника. Но в притчах о Страшном Суде «милосердие и любовь» исчезают, прощения — нет; грешников ждёт ВОЗМЕЗДИЕ. ПрОклятые " Козлы" неминуемо отправляются в геенну огненную. В страшной по сути притче о талантах нерадивый раб, добросовестно, но трусливо сохранивший свой единственный талант, осуждён на вечные мУки, как и легкомысленные девы, у которых не хватило "масла". Так же ужасна участь не одевшего «брачные одежды»,которые в притче скорее всего,символизируют Благую весть, принятие Учения о Царстве Божьем, а,может, раскаяние в греховном образе жизни...
.Итак, все с улицы оделись в выданную бесплатную одежду, -все, кроме одного , тоже "с улицы" , к-рый ,приняв приглашение, но проигнорировав УСЛОВИЕ и оставшись в собственной одежде, вызвал гнев царя.
Увидев ослушавшегося, царь приказал слугам: "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных." Непереносимое страдание и великая боль будет продолжаться и в будущей жизни. Ввержение в огонь внешний означает, что человек отлучается от Бога. Тьма, в которую он будет приведен, – это синоним неугасимого огня, неусыпающего червя, плача и скрежета зубов.Короткая «земная» жизнь, нежелание «покаяться» — и как следствие — скорбный плач и невыразимые мУки, которые никогда не закончатся.
Итак , притча содержит следующие основные темы:
1) хозяин( Бог) призывает всякого рода людей в Царство, но наступит день, когда приглашение будет аннулировано и уже поздно будет отвечать на него.
2 ) откровенный отказ от Божьего приглашения навлекает вечную кару;
3) Низкий социальный статус второй группы гостей подтверждает учение о том, что "великодушие Бога" отнюдь не ограничивается принятыми в социуме рамками, и Он распространяет свое приглашение па отверженных этого мира.
4) неспособность человека,призванного Богом, приготовиться должным образом оказывается таким же грехом и тоже карается вечной казнью.
Свидетельство о публикации №224021401809
Но вот, что я хотел бы добавить. Толковать притчи Иисуса можно по-разному, в соотвествии с индивидуальными особенностями читателя. Во времена Иисуса Его притчи также понимались весьма различными способами даже среди апостолов. Сам Иисус никогда не раскрывал Свой замысел и те места в Писаниях, где дано толкование притчи Иисуса означают то, что было записано одно из толкований апостолов (см. пример ниже).
Но я хотел бы отметить, что самым неверным будет прямое, буквальное восприятие этих иносказаний. Есть такие, и их не мало, кто соблазнился брачной тематикой некоторых притч и выводит из этого некое учение о «Брачном Чертоге», а одинокие и несчастные женщины на этом основании нередко представляют себя «невестами Христа» и ждут «Жениха».
Но ошибкой, на мой взгляд, является также попытка понимать притчи Иисуса как аллегории и толковать их сюжет путем переноса его на ту или иную почву: национальную, религиозную, историческую и даже эсхатологическую. Перевести, словно через копирку, на нужную канву.
Тогда как, по моему пониманию, Иисус, по обыкновению, закладывал в каждую Свою притчу лишь ОДНУ простую духовную истину, которую должно извлечь не столько умом, сколь сердцем из обыденного (на то время и место) житейского повествования. Возможно, изредка, две, но ни в коем случае не целую историю.
Позволю себе пример, для иллюстрации:
«И поучал их много притчами, говоря:
Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит!»
(Матфея 13:3-9)
И далее по тексту следует толкование якобы от имени Иисуса, но, как я уверен, это интерпретация от одного из апостолов, скорее всего, Петра. И дана она как раз в аллегорическом понимании. И она неверная.
На самом деле в этой притче, и мне это точно известно, Иисус хотел раскрыть только одно поучение для своих апостолов и иных евангелистов: результат вашей проповеди Царства Небесного, как сеятелей Благой Вести, от вас почти не зависит и потому не следует чрезвычайно огорчаться неудачам или чрезмерно радоваться успеху. Это то, что Он хотел им сказать в тех обстоятельствах, так как они широко занимались распространениям Евангелие Иисуса и сталкивались с весьма различым отношением людей. И понимание этой истины очень помогло им в их труде.
С добром,
Василий Евгеньевич Никитин 01.04.2024 13:23 Заявить о нарушении