Брехт. Жизнь Галилея

МИНИАТЮРЫ О ТЕАТРЕ
http://proza.ru/2024/02/14/290

Копелян -- Галилео в телспектакле 1965

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСЫЛ ПЬЕСЫ

Пьеса была написана Брехтом в 1938-1939 годах и была впервые поставлена в 1943 году. Пьеса состоит из 14 картин, в каждой из которых отражается один из мометов жизни великого ученого. Первоначальный посыл пьесы -- конфликт между наукой, знанием и религией. Соответственно, Галилей -- это борец с мракобесием, который и в беспросвете инквизиции находит пути для легализации своих научных достижений. Брехт явно намекал на положительную роль немецких ученых, которые нанявшись в сотрудники западных демократий помогали бороться с нацизмом

А тут грянула атомная бомба, и Брехт изменил концепцию пьесы, выдвинув на первый план мысль об отвественности ученых за результаты своих исследований. Такой посыл очень приветствовался в Советском Союзе: ведь бомбу-то сбросили американцы, а не мы. Кроме того, и сами ученые начали шевелиться. Были там разные пагуошские движения, борьба за мир. То есть ученые вдруг задались вопросом: мастера науки, с кем вы. Много было по этому поводу соплей, слюней, декларативных призывов. А проблема, в том виде, как она ставилась тогда, в т. ч. и Брехтом была очень невысокого качества.

Что и оказалось в скором времени. Взять того же Сахарова. Один из создателей водородной бомбы выступил с призывом к правительствам СССР и США прекратить свои разногласия и отказаться от ядерного оружия. В нашей стране он сразу попал в диссиденты и пособники империализма, и только регалии и мировая слава спасли его от худших вариантов. А когда возникла на пустом месте перестройка, Сахаровым как знаменем стала размахивать т. н. демшиза, и он сразу попал в правозащитники. Но, как теперь оказывается, что его новые покровители отнюдь не отказываются от ядерной и прочих дубинок в отношении не принимающих либеральные ценности. И получилось, что куда ученому не кинь, всюду клин. Да иначе, как еще писали Маркс и Ленин, и быть не может: "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Конечно, можно попытаться сохранить автономию в своих мыслях. Вот только ученым-то ты тогда не будешь. Едва высунешься из своей лабораторной берлоги, так тебя сразу и на цугундер. Не говоря уже о том, что во многих науках и заползти-то в подобную берлогу не удастся. А ну попробуй проведи ядерные исследования себя в уголку без синхрофазотронов и коллайдеров.

Кстати, невозможность таких автономных исследований отлично понимал и сам Бертольд Брехт. "Некоторые физики говорили мне, и притом весьма одобрительно, что отказ Галилея от своего учения, несмотря на некоторые 'колебания', изображён в пьесе как вполне разумный шаг, поскольку он дал ему возможность продолжить свои научные труды и передать их потомству. Если бы они были правы, это означало бы неудачу автора", -- писал он при обсуждении еще первого варианта.

ХАРАКТЕР ПЬЕСЫ "ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ"

Несмотря на то, что пьеса ставилась довольно-таки часто, сценическим успехом она похвастаться не может. Во второй редакции, где драматург делает упор на ответственности ученого, пьеса была впервые поставлена в 1947 году в Лос-Анджелесе при активном участии самого автора. Спектакль тем не менее провалился: как критикам, так и зрителям он показался слишком уж малотеатральным. После чего "Жизнь Галилея" игралась в лишь в небольших театрах и "так и не вышла за рамки эксперимента".

Та же картина наблюдалась и в других странах. В том числе и в нашей. Режиссеры и критики жаловались, что нет в пьесе ни интриги, ни крупных значимых событий. Нет ярко выраженных характеров и психологических нюансов. Словом, всего того, что может привлечь зрителя. И поэтому, часто делался парадоксальный вывод, нужны сильные творческие индивидуальности, как актерские, так и режиссерские, чтобы попытаться совладать с постановкой пьесы.

А нам, кажется, что рожденный ползать, летать не может. Пьеса по самой сути несценичная никакими ухищрениями -- ни хорами мальчиков и монахов, как в постановке 1966 г на Таганке, ни буйством Галилея на сцене, на что делал упор американский артист Лаутон, репетировавший с самим Брехтом ни чем иным -- для театра в том виде, в каком он существует сейчас, пригодной быть не может.

Данная пьеса -- это пьеса не положений, ни характеров, и даже не судьбы, а пьеса идей. Она представляет из себя череду сцен и диалогов, через соединение которых Брехт исследует проблему взаимоотношения ученого и общества. Но мысль эта чистая логика. И поэтому следить за ее развитием читая пьесу увлекательно и впечатляюще, представить же что логикой можно убедить театрального зрителя -- невозможно.

Наверное, более адекватно было бы представить пьесу в виде круглого стола, где Галилей обсуждает свои проблемы с оппонентами и рядом сценок, каждая из которых иллюстрирует жизненные факты.


Рецензии