Моё интервью газете г. Москва

Т.С. - В январе на канале «Культура» состоялась телепремьера полнометражного художественного фильма «Искренне ваша». В основе сюжета — рассказы «Нюрка-почтариха» и «Танюха-колобок» из романа «Любовь в курятнике», написанного нашей бывшей соотечественницей Тамарой Москалевой.

Действие фильма происходит в 1961 году в Челябинске. В центре внимания — девушка-почтальон. Сирота Нюрка непосредственная, добрая, отзывчивая, безотказная — и мужчины этим пользуются. Она мечтает о настоящей любви и в поисках женского счастья проходит непростой путь, радуется маленьким победам, страдает от больших разочарований, но не сдается и верит в лучшее.

Что думает об этой кинематографической работе автор произведений, по мотивам которых написан сценарий? Почему Челябинск достоин романов? Зачем писательнице осколок тарелки? Об этом и о многом другом мы беседуем с Тамарой Москалевой.

Справка «АН»:

Тамара Петровна Москалева — писатель, романист. С 1993 года живет в США. Автор трех романов и более 100 рассказов. Произведения представлены на портале «Проза.ру» и других интернет-площадках. Лауреат и призер международных и всероссийских литературных конкурсов. Работала главным редактором международного литературного ежемесячника «Провинциальный интеллигент — 1». Была членом жюри многих творческих конкурсов. Обладатель свидетельства «Мантия литературного судьи III категории» — по версии сайта Кonkurs.ru.

 Бежали от ужасов войны

— Тамара Петровна, как вы оказались в Америке?

— Жизнь побросала изрядно. Родилась в Киргизии, в городе Фрунзе. В грудном возрасте родители привезли меня в Челябинск, где прошли мои детство и юность. Работала в швейном цехе за машинкой, затем на швейной фабрике — инструктором по спорту. Позже отвечала за спорт на кожевенном заводе.

По туристической путевке отдыхала в Таджикистане. Там вышла замуж. Жили в небольшом рабочем городке Орджоникидзеабаде (нынче Вахдад), близ Душанбе. Родили двух сыновей. Я работала на домостроительном комбинате, где выпускали панели и железобетонные изделия для гидроэлектростанций и поселков гидростроителей.

Жили все очень дружно, ходили в гости друг к другу, и не было у нас разделения по национальностям. Все — братья. Целыми улицами отмечали праздники — мусульманские, христианские, общие советские. Свадьбы вместе гуляли. Плов варили в огромных казанах для всех, прохожих созывали. Музыка гремела на весь городок. Песни, танцы, бубен грохотал! Но… распался СССР, и в мае 1992 года началась гражданская война в Таджикистане между сторонниками центральной власти и различными группировками.

Захватывали квартиры, выгоняя хозяев на улицу. Простые граждане попадали под массированные обстрелы. Идешь за хлебом — и вдруг пальба! По улицам Душанбе вереницами шли переполненные машины с беженцами. Гибли люди: знакомые, друзья, коллеги. Во дворе душанбинского дома, где мы жили последние месяцы, устроили расстрельную площадку. Каждый день убивали людей. Не щадили ни детей, ни стариков, ни беременных женщин. Арыки наполнялись кровью.

И в меня однажды стреляли, но, к счастью, промахнулись. Только слышно было, как хрустнула толстая ветка кривого деревца, мимо которого я ходила на работу. К мужу (он был директором завода) пришли в кабинет, требовали миллионы. Избили и поволокли под мост убивать. Среди палачей оказался одноклассник, он и спас. Уже когда прямо в своей квартире убили двоюродного брата моего мужа, а вскоре в котловане обнаружился и труп родственника, мы приняли решение бежать. Вообще, столько жути за год пережили — страшно вспоминать…

Так, летом 1993 года мы и оказались в Америке (там жил родной брат мужа). Долго потом приходили в себя…

 «Этот город — он мой, родной»

— С Челябинском сегодня что-то связывает?

— Память. Друзья. Любовь к дорогому сердцу краю. Могилы родных и близких. Здесь моя Родина, Родина моих предков. Моя незабвенная бабушка, ее сестры и братья родились и выросли в Троицке. Позднее они все жили в собственных домах в Челябинске. Имели свое общее дело: шили на заказ на дому. Здесь в 1937 году была репрессирована вся семья старшей сестры моей бабушки: муж-большевик, жена (сестра бабуси) и две их взрослых дочери. Через много лет мы с младшей сестрой моей бабушки занимались поисками пропавших родственников — спустя время, пришел простой ответ: «Вся семья реабилитирована, но «заболела и умерла».

Зеленый базар, белая церковь, река Миасс, улица Труда, картинная галерея, филармония, оперный театр, горсад, кинотеатр имени Пушкина, родная женская школа на улице Красной… Вспоминаю дом купцов Степановых, в котором пронеслось мое детство и который сейчас под охраной закона. На улице Елькина, за драмтеатром и элеватором, в бараке, прошла юность. Вот в этом бараке и происходят события моего романа и фильма «Искренне ваша». Да, всё, весь город, — он мой, родной! И эта связь с Челябинском со мною всегда.

— Сколько фильмов уже экранизировано по вашим произведениям?

— На сегодняшний день по мотивам моих произведений снято два художественных полнометражных фильма: «Искренне ваша» и четырехсерийная кинокартина «Под неласковым небом» (по роману «Птица счастья»). Героями обоих фильмов являются мои земляки-челябинцы.

Кинокартину «Искренне ваша» снимала творческая группа под руководством молодого кинорежиссера Игоря Багатурии в России в 2021 году, в труднейших условиях пандемии. Действие происходит в Челябинске, хотя фильм был снят в живописном Переславле-Залесском. В ролях известные актеры театра и кино: Софья Зайка, Ян Цапник, Александр Горбатов (II), Никита Тарасов, Мария Корытова, Родион Толоконников, Жанна Демихова и другие.

Знаменательно, что Ян Цапник –– сын народного артиста РФ Юрия Цапника, известного актера Челябинского театра драмы имени Наума Орлова.

…У российских киношников есть обычай: после первого удачного дубля или после первой отснятой сцены режиссер разбивает тарелку, чаще всего — о штатив камеры. Если тарелка не разбилась — это плохой знак. Ну, а если разбилась, то каждый член команды забирает себе по кусочку, чтобы после съемок собраться вместе и сложить тарелку. Если все фрагменты собраны, значит, фильм ждет удача. У меня тоже есть такой кусочек. 

К слову, до телепремьеры фильм «Искренне ваша» (с момента выхода в свет) был отобран жюри для международных кинофестивалей, конкурсных и внеконкурсных программ. Он участвовал в премьерных показах пяти кинофестивалей и киноконкурсов разных стран. В числе наград — золотая пальмовая ветвь за лучший фильм на русском языке (Near Nazareth Festival, Израиль, Афула, 2022) и приз за лучшую женскую роль («Вече», Россия, Великий Новгород, 2022). Затем фильм показали в московском кинотеатре «Художественный» и в Доме киноактера.

 «Горжусь Челябинском»

— Действие в кинолентах по вашим произведениям в основном происходит в военное и послевоенное время. Почему интерес именно к этому периоду?

— Большинство моих произведений так или иначе связано с послевоенным Челябинском. Наверное, потому что это мое время, тяжелое, но интересное. Южный Урал в военный период — глубокий тыл. Челябинск ковал Победу. Танкограда не было на карте нашей Родины. Как известно, в начале войны Челябинск обрел это второе неофициальное название. Оно само говорило за себя. Всего за 33 дня было освоено производство танков. Каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в нашем Танкограде.

Челябинский тракторный завод был главным центром по производству танков в стране. Здесь ударно работали и мои родственники. Город поставлял фронту военную технику, принимал раненых и эвакуированных целыми семьями. Здесь в военном госпитале и познакомились мои родители: раненый боец из Белгорода, защитник Ленинграда, и санитарка-челябинка.

Люди, с которых срисованы герои моих произведений, простые, добросердечные, открытые, отзывчивые, помогающие друг другу в трудные моменты. Я свидетель жизни тех лет. Я сама оттуда, горжусь Челябинском, и, конечно, мне очень дорога добрая память о моих замечательных земляках.

— Когда вы писали свои произведения, предполагали, что они могут быть экранизированы? Что чувствовали, когда стали поступать предложения?

— Нет, не предполагала. Было некоторое смятение, даже настороженность. Но фильмы получились хорошие. Сериал ждет своего премьерного часа. А «Искренне ваша» я посмотрела не раз. У режиссера Игоря Багатурии несомненный талант. Огромная благодарность всей творческой группе! Пора шестидесятников выдержана: интерьеры, наряды, прически... Игра всех актеров на высоком уровне. Отличная работа оператора Сергея Киселева! Великолепное музыкальное сопровождение! Композитор Владислав Жуков очень точно уловил нерв картины. Лирическая приятная мелодия — канва, придающая оттенки повествованию.

У киноленты высокий зрительский рейтинг. Конечно, есть несовпадения сюжетных линий, но ведь и фильм «по мотивам». В общем, я и плакала, и смеялась, потому что на экране — жизнь.

 Ждем продолжения

Т.С. …Вот и я не смогла сдержать слез. Фильм, действительно, вызывает целый фонтан чувств и эмоций. Сколько оттенков русского характера! Вспомнила уже давно прочитанные замечательные рассказы Тамары Москалевой, и мне показалось, что авторскую стилистику создателям картины удалось передать на экране.

В интернете большое количество откликов, и это верный знак, что фильм не оставил зрителя равнодушным.

Писатель, поэт и художник Владимир Акимов-Ендурайский (Самарская область): «Фильм получился хороший. Прекрасна актерская игра, особенно главных героев. Я словно проживал свою жизнь того времени, вспоминал этих Нюрок, Лидок, Зоек... Сколько таких историй из коммуналок в селах и весях матушки России! Эх, жизнь! Какая она разная! Сложная и в то же время прекрасная. Даже у таких героинь, которые не запачкали свою душу, не потеряли истинный смысл жизни, а остались людьми.

Но образы, созданные в романе, — ярче, сюжеты — красочней, а диалоги — оттуда, из той нашей советской эпохи. Автор очень хорошо подчеркнул мысль, что счастья и радости достоин даже самый маленький человек. Спасибо за это!». 

Комментарии в основном позитивные, но есть и критика. В их числе брутально-предостерегающая… Даже не столько про фильм, сколько про жизнь.

Ник «Ильич, 50»: «Заинтересовался фильмом исключительно из-за красавицы Софьи Зайки. Досмотрел до конца. История жизненная, наверняка, не уникальная. Но в название фильма хочется внести дополнение — «Искренне ваша... дура». Правда, тогда интрига из сюжета уйдет… Женщины, будьте бдительны! Сексуальная тяга —мощный стимул, но и голову включайте. Хотя бы иногда».

…А я вот Нюрку оправдываю. Сирота она, некому было вложить нравственные ценности, вот и набивает шишки. Да и молодая совсем. Что там впереди? Может, выйдет еще из нее «верная супруга и добродетельная мать»?

Вот уже несколько дней прошло после просмотра, а фильм меня все не отпускает вместе со своей открытой концовкой. В откликах зрители часто просят создателей киноленты снять продолжение — «Искренне ваша — 2». В надежде присоединяюсь к этим просьбам…
*

Моё интервью корреспонденту Т.Строгановой (Т.С.)
Аргументы Недели. Москва - Челябинск ; Культура, регионы 13+
Искренне наша Тамара Москалева
 источник argumenti.ru (https://argumenti.ru/culture/2024/02/882957)


Рецензии
Честно, точно, из первых рук. Пусть попробуют опровергнуть

Нина Тур   10.04.2024 09:44     Заявить о нарушении
-Именно так. Спасибо, Нина.

Тамара Петровна Москалёва   10.04.2024 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.