Блок. Двенадцать. Глава 4. Прочтение
4.
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!..
Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает…
Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает…
Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчуго;м…
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…
– «лихач» – « устар. Кучер щегольского экипажа, запряженного хорошей резвой лошадью, а также щегольской экипаж с такой лошадью. Попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками. Гоголь, Шинель. На быстром, как молния, лихаче вы подкатываете к подъезду, залитому светом. Чехов, Идиллия. (Из словарей)
– «Снег крутит, лихач кричит, // Ванька с Катькою летит…» – сюжет катания дамы на лихаче у Блока неоднократен. Для него он должен быть памятен с самой юности.
Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
«Был страшный мороз. Мы ехали на санях. Я была в теплой меховой ротонде. Блок, как полагалось, придерживал меня правой рукой за талию. Я знала, что студенческие шинели холодные и попросту попросила его взять и спрятать руку. "Я боюсь, что она замерзнет". "Она психологически не замерзнет". Этот ответ, более "земной", так был отраден, что врезался навсегда в память.»
… а уж потом…
«…Елагин мост и два огня.
И голос женщины влюбленный.
И хруст песка и храп коня.
Две тени, слитых в поцелуе,
Летят у полости саней…
22 ноября 1909»
«Дух пряный марта был в лунном круге,
Под талым снегом хрустел песок.
Мой город истаял в мокрой вьюге,
Рыдал, влюбленный, у чьих-то ног.
Ты прижималась всё суеверней,
И мне казалось – сквозь храп коня –
Венгерский танец в небесной черни
Звенит и плачет, дразня меня…
6 марта 1910.
«Тихо вывела из комнат,
Затворила дверь.
…
Слушай, ветер звезды гонит,
Слушай, пасмурные кони
Топчут звездные пределы
И кусают удила...
13 января 1907»
Да и не только у него:
«...Поднялась шелковая занавеска. Кто-то открыл окно на том конце города.
Дом был самый модный и декадентский, а в окне стояла сказка.
Она оправляла свои рыжие волосы; улыбалась, глядя на луну. Она говорила: "Да... знаю".
Она смотрела синими, печальными очами, вспоминая своего мечтателя.
У подъезда стояли вороные кони и ждали ее, потому что был час катаний…»
Андрей Белый. «Симфония (2-я, драматическая)».
Но не всё этим декадентам… Пришло время покататься и для Ваньки с Катькой.
Есть и ещё один подтекст у “летящей” “Катьки”. Для Блока всё время был очень близок мир Вагнера, а помните «Полет валькирий»? Не этот ли оркестр слышал он, когда писал данную главу?
Вальки;рия (др.-исл. valkyrja — «выбирающая убитых») в скандинавской мифологии — дева-воительница, которая реет на крылатом коне над полем битвы и решает, кому из воинов, павших в бою, попасть в небесный чертог — Вальхаллу. (Википедия)
– «Толстоморденькая..» – ср. «Пальнем-ка пулей в Святую Русь –…В толстозадую.»
«голод в Поволжье» 1921-22 гг – умерло 4-5 млн человек;
«голодомор» 1933-34 гг. – умерло 7-10 млн. человек;
«послевоенный голод» 1946-48 гг – до 1 млн человек.
В мои времена (1959-69 гг) во всей школе я запомнил только одного полного мальчика. Учителя очень просили не смеяться над ним – у него было больное сердце.
Из Примечаний к данной главе поэмы в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Снег крутит, лихач кричит ~ Елекстрический фонарик // На оглобельках ...» – Такой фонарик в то время составлял гордость петроградских лихачей. Ср. у В. Шкловского – в повести "Жили-были": "Потом появились лихачи. В дышлах выездов горела маленькая электрическая лампочка: она соединяла конскую морду и пар из ноздрей, сгущающийся на морозе, в круглое ослепительное пятно. Этот круг закрепился в памяти, потому что попал в стихи Блока" (Шкловский В. Собр. соч.: В 3 т. М., 1973. Т. 1.с. 52).
– «Ах ты, Катя, моя Катя, // Толстоморденькая ...» – В письме к Ю. Л. Анненкову, первому иллюстратору "Двенадцати", Блок писал (12 августа 1918 г.) по поводу своей героини: «... Катька - здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка: свежая, простая, добрая – здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно целуется ( ... ) Рот свежий, "масса зубов", чувственный ( ... ) "Толстомордость" очень важна (здоровая и чистая, даже – до детскости)»
[
То есть Блок ещё и ещё раз подчеркивает отличие Катьки от прежних утонченных, вечно в недомоганиях и нервах (“я вся усталая, я вся больная”) дам его полусвета.
]
»
Свидетельство о публикации №224021700802