Блок. Двенадцать. Глава 4. Прочтение

Д В Е Н А Д Ц А Т Ь

4.




 
                Снег крутит, лихач кричит,
                Ванька с Катькою летит –
                Елекстрический фонарик
                На оглобельках…
                Ах, ах, пади!..
 
                Он в шинелишке солдатской
                С физиономией дурацкой
                Крутит, крутит черный ус,
                Да покручивает,
                Да пошучивает…
 
                Вот так Ванька – он плечист!
                Вот так Ванька – он речист!
                Катьку-дуру обнимает,
                Заговаривает…
 
                Запрокинулась лицом,
                Зубки блещут жемчуго;м…
                Ах ты, Катя, моя Катя,
                Толстоморденькая…
               



     – «лихач» –  « устар. Кучер щегольского экипажа, запряженного хорошей резвой лошадью, а также щегольской экипаж с такой лошадью. Попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками. Гоголь, Шинель. На быстром, как молния, лихаче вы подкатываете к подъезду, залитому светом. Чехов, Идиллия. (Из словарей)

     – «Снег крутит, лихач кричит, // Ванька с Катькою летит…» – сюжет катания дамы на лихаче у Блока неоднократен. Для него он должен быть памятен с самой юности.
     Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
    «Был страшный мороз. Мы ехали на санях. Я была в теплой меховой ротонде. Блок, как полагалось, придерживал меня правой рукой за талию. Я знала, что студенческие шинели холодные и попросту попросила его взять и спрятать руку. "Я боюсь, что она замерзнет". "Она психологически не замерзнет". Этот ответ, более "земной", так был отраден, что врезался навсегда в память.»
     … а уж потом…

                «…Елагин мост и два огня.
                И голос женщины влюбленный.
                И хруст песка и храп коня.
 
                Две тени, слитых в поцелуе,
                Летят у полости саней…
                22 ноября 1909»

                «Дух пряный марта был в лунном круге,
                Под талым снегом хрустел песок.
                Мой город истаял в мокрой вьюге,
                Рыдал, влюбленный, у чьих-то ног.
 
                Ты прижималась всё суеверней,
                И мне казалось – сквозь храп коня –
                Венгерский танец в небесной черни
                Звенит и плачет, дразня меня…
                6 марта 1910.

                «Тихо вывела из комнат,
                Затворила дверь.
 …
                Слушай, ветер звезды гонит,
                Слушай, пасмурные кони
                Топчут звездные пределы
                И кусают удила...
                13 января 1907»

     Да и не только у него:

     «...Поднялась шелковая занавеска. Кто-то открыл окно на том конце города.
Дом был самый модный и декадентский, а в окне стояла сказка.
     Она оправляла свои рыжие волосы; улыбалась, глядя на луну. Она говорила:   "Да... знаю".
    Она смотрела синими, печальными очами, вспоминая своего мечтателя.
    У подъезда стояли вороные кони и ждали ее, потому что был час катаний…»
                Андрей Белый. «Симфония (2-я, драматическая)».

     Но не всё этим декадентам… Пришло время покататься и для Ваньки с Катькой.

     Есть и ещё один подтекст у “летящей” “Катьки”. Для Блока всё время был очень близок мир Вагнера, а помните «Полет валькирий»? Не этот ли оркестр слышал он, когда писал данную главу?
     Вальки;рия (др.-исл. valkyrja — «выбирающая убитых») в скандинавской мифологии — дева-воительница, которая реет на крылатом коне над полем битвы и решает, кому из воинов, павших в бою, попасть в небесный чертог — Вальхаллу. (Википедия)

     – «Толстоморденькая..» – ср. «Пальнем-ка пулей в Святую Русь –…В толстозадую.»

     «голод в Поволжье» 1921-22 гг – умерло 4-5 млн человек;
     «голодомор» 1933-34 гг. – умерло 7-10 млн. человек;
     «послевоенный голод» 1946-48 гг – до 1 млн человек.

     В мои времена (1959-69 гг) во всей школе я запомнил только одного полного мальчика. Учителя очень просили не смеяться над ним – у него было больное сердце.

Из Примечаний к данной главе поэмы в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     «
     – «Снег крутит, лихач кричит ~ Елекстрический фонарик // На оглобельках ...» – Такой фонарик в то время составлял гордость петроградских лихачей. Ср. у В. Шкловского – в повести "Жили-были": "Потом появились лихачи. В дышлах выездов горела маленькая электрическая лампочка: она соединяла конскую морду и пар из ноздрей, сгущающийся на морозе, в круглое ослепительное пятно. Этот круг закрепился в памяти, потому что попал в стихи Блока" (Шкловский В. Собр. соч.: В 3 т. М., 1973. Т. 1.с. 52).

     – «Ах ты, Катя, моя Катя, // Толстоморденькая ...» – В письме к Ю. Л. Анненкову, первому иллюстратору "Двенадцати", Блок писал (12 августа 1918 г.) по поводу своей героини: «... Катька - здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка: свежая, простая, добрая – здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно целуется ( ... ) Рот свежий, "масса зубов", чувственный ( ... ) "Толстомордость" очень важна (здоровая и чистая, даже – до детскости)»

    [
    То есть Блок ещё и ещё раз подчеркивает отличие Катьки от прежних утонченных, вечно в недомоганиях и нервах (“я вся усталая, я вся больная”) дам его полусвета.
    ]

     »


Рецензии