Берегите природу вашу Мать! 8

 
  Реальную власть в эти годы захватил  клан Токугава и сёгуны  клана   правили Японией железной рукой. Наступила эпоха покоя и расцвета. Росло население и экономика. Десять поколений самураев не участвовали в войнах. Однако страна неумолимо скатывалась в технологическую отсталость. Для того, чтобы в 1853году «распечатать» Японию американцам не понадобилось даже начинать боевые действия. Японцы сдались, осознавая огромное техническое превосходство чужаков. 
   
 
Для транспортировки древесины из все более отдаленных районов лесозаготовок к городам, где она использовалась, власти расчистили реки для беспрепятственного сплава бревен и плотов вниз к побережью, где их загружали на суда и доставляли в портовые города.
  Вскоре   лесорубы появились на южной оконечности Хоккайдо, который в ту пору еще не входил в состав японского государства. Большая часть доступных лесов на трех главных островах -Кюсю, Сикоку и Хонсю -была вырублена; нетронутыми остались только леса на крутых склонах, в недоступных местах и в местностях, где заготавливать лес   было либо очень сложно, либо дорого.


  Споры из-за леса и дров становились все более частыми между деревнями и внутри них, между деревнями и феодалами или сегуном – все в Японии конкурировали за использование леса. Были также конфликты между теми, кто хотел задействовать реки для лесосплава, и теми, кто, напротив, предполагал  использовать их для рыбной ловли и орошения пахотных земель.


Стоило удалить с крутых склонов защищавший их лесной покров, как интенсивность почвенной эрозии возросла – вследствие обычных для Японии проливных дождей, таяния снегов и частых землетрясений.
Наводнения в долинах из-за увеличившегося стока воды с оголенных склонов, заболачивание низин из-за почвенной эрозии и заиливания рек, ущерб от сильных ветров и нехватка добываемых в лесу удобрений и кормов в совокупности привели к снижению урожайности продовольственных культур как раз в то время, когда население – особенно городское – росло бурными темпами.
 С конца XVII века это неоднократно вызывало сильную нехватку продовольствия и голод в Японии эпохи Токугава.  Назревала  катастрофа, подобной той, что произошла на острове Пасхи.


Однако по прошествии следующих двух столетий Япония постепенно достигла стабильной численности населения и гораздо более устойчивого уровня потребления ресурсов.
 Изменения были инициированы верховной властью, которая способствовала осуществлению конфуцианских принципов,   поощрявших умеренность в потреблении и накопление резервных ресурсов для защиты страны при наступлении бедствий.
Автору данных строк хотелось понять мысли  того жителя острова Пасхи, который срубил самое  последнее дерево. Японцы остановились на пути к краху задолго до края пропасти.


Резко увеличилась  доля морепродуктов в рационе питания, что снизило чрезмерную эксплуатацию сельскохозяйственных земель.   
 Нагрузка на лес как   источник зеленых удобрений для пахотных земель была уменьшена за счет более широкого использования удобрений из рыбной муки. Значительно увеличившаяся торговля с айнами на Хоккайдо приносила Японии такие товары как рыба и морепродукты   в обмен на рис, сакэ, табак и хлопок. Результатами такой экономической политики стало истощение популяций лосося и оленей на Хоккайдо. Айны, которые прежде были независимыми охотниками, потеряли самодостаточность и попадали  в зависимость от японских товаров. В конечном счете произошёл крах общества айнов, вызванный подрывом экономики, эпидемиями и военными завоеваниями.


Таким образом, частью принятого Токугава решения проблемы истощения ресурсов в самой Японии было сохранение собственных ресурсов путем истощения ресурсов за пределами страны – точно так же в наши дни одним из способов решения проблемы истощения природных ресурсов в Японии и других развитых государствах является истощение ресурсов повсеместно за их пределами. 
Другая часть изменений состояла в приближении к нулевому приросту населения. Между 1721 и 1828 годами население   выросло  крайне мало – с 26 миллионов  до 27 миллионов  человек. Относительно предыдущих веков в XVIII и XIX столетиях японцы позже стали вступать в брак,  применялись  контрацепция, аборты и детоубийства. Снизившаяся рождаемость стала реакцией семейных пар на ощущаемый недостаток еды и других ресурсов.


Происходили и другие изменения, послужившие причиной снижения потребления древесины. С конца XVII столетия в Японии увеличилось использование каменного угля вместо дров в качестве топлива. Здания  из тяжелых бревен были заменены лёгкими  конструкциями. На смену  открытым очагам и небольшим портативным жаровням с древесным углем для приготовления пищи пришли более эффективные закрытые печи.      



 На  первом этапе общество эпохи Токугава отреагировало на проблему обезлесения отрицательными мерами, которые сами по себе не могли восстановить лесные ресурсы, но, по крайней мере, позволили выиграть время, предотвращая худшее развитие событий, прежде чем положительные меры смогут возыметь действие и установить основные правила внутреннего рынка лесоматериалов в условиях возрастающего дефицита.
  В тех лесах, которые принадлежали не сегуну или феодалам, а деревенским общинам, староста деревни распоряжался лесом как общественной собственностью, для нужд всех жителей, устанавливал правила сбора лесных плодов, следил за тем, чтобы «чужие» крестьяне из других деревень не пользовались лесом, и нанимал вооруженную охрану для обеспечения соблюдения этих правил.


На втором этапе осуществления  запрещающих  мер сегун и феодалы учредили сторожевые посты на дорогах и реках, которые следили за транспортировкой леса и за тем, чтобы все касающиеся лесного хозяйства законы неукоснительно выполнялись.
Третий этап включал множество правительственных предписаний, детально устанавливающих, кто и для каких целей может использовать срубленное и прошедшее проверку на лесном посту дерево.   
Лесничие, нанимаемые как государством, так и купцами, занимались наблюдениями, проводили опыты и публиковали полученные сведения в выпусках лесоводческих журналов и учебных пособий.



Постепенно в Японии    сформировалась идея лесопосадок: стало понятно, что деревья следует рассматривать как особую, медленно растущую сельскохозяйственную культуру.
 И государство, и частные предприниматели стали выращивать леса, особенно в тех местах, где это было экономически выгодно, например, вблизи городов    древесина пользовалась повышенным спросом.
С одной стороны, разведение лесов являлось затратным, рискованным и требующим значительных вложений мероприятием.
  С другой стороны, оно имело немалые преимущества по сравнению с вырубкой естественных лесных угодий. Допустимо  по собственному усмотрению растить только ценные породы дерева, вместо того чтобы довольствоваться тем, что предоставила природа. Можно увеличивать качество выращиваемых деревьев и, соответственно, их стоимость, например, обрезая во время роста для получения в конечном счете прямых стволов хорошей формы.
Удобно подобранное  место с невысокими транспортными издержками неподалеку от города или возле реки, подходящей для лесосплава, давало огромную экономию по сравнению с трелевкой стволов из отдаленных горных районов. Высаживая  деревца с равными интервалами, резко снижали   стоимость возможной обрезки. 


Подъему лесоводства в Японии способствовало единообразие законов, структуры общества и методов хозяйствования по всей стране. 
Традиционным для Японии было разноплановое использованию естественных лесов:  аристократия забирала строевой лес, а крестьянам оставались третьесортные лесоматериалы, которые употреблялись   как удобрения, корм для скота и дрова.
 В случае посадок  принципы лесопользования менялись полностью.  Эти леса предназначались в первую очередь для получения строительной древесины, всякое другое использование разрешалось ровно настолько, насколько оно не противоречило основной задаче.
Лесные патрули охраняли леса от нелегальной вырубки. Лесопосадки широко распространялись по Японии между 1750 и 1800 годами, и к началу 19века продолжительный кризис на рынке лесоматериалов был преодолен.


Сторонний наблюдатель, посетивший Японию в 1650 году, счел бы, что японское общество стоит на грани коллапса, вызванного катастрофическим обезлесением, поскольку все больше и больше людей претендовали на истощенные лесные ресурсы. Почему Япония эпохи Токугава достигла процветания, используя метод управления «сверху вниз», и, таким образом, предотвратила обезлесение, в то время как древние обитатели острова Пасхи, древние майя и анасази, а также современные жители Руанды  и Гаити  потерпели неудачу? 
На  этот вопрос мы ответим в  следующей главе.


Рецензии
Ситуации с вырубками леса и лесоразведением - интересно и доходчиво описаны. История должна непременно учить современников, чтобы не повторялись ошибки прошлого!

Геннадий Мингазов   18.02.2024 22:51     Заявить о нарушении
Привет, Гена!
В данной тематической подборке я пытаюсь охватить наиболее острые и значимые моменты отношений человека и природы, начиная с древних времён и заканчивая нашими днями.
Люди всё больше и больше осознают, как мала наша планета, а запасной, к сожалению, нет. Биогеоценозы достаточно пластичны и способны не только деградировать. Общий тренд не назад к природе, а вперёд к природе через технологические прорывы.
На ярких примерах, которые даёт современность, мы увидим, что это вполне возможно.
С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   19.02.2024 01:06   Заявить о нарушении
Лозунг Жан-Жака Руссо "Назад - к природе!" уже в конце XVIII-начале XIX вв. был подвергнут критике и осмеян. А дальше больше...
Что-то не додумали философы и учёные, чтобы научить общество сочетать прогресс с сохранением Природы. Возобладали потребители, которые и доныне "правят бал".
Твои исторические экскурсы, примеры, размышления, Лев, в виде обращения к нам, современникам, должны доходить до ума и сердец не только твоих читателей, но и власть предержащих, а также всех здравомыслящих!!

Геннадий Мингазов   20.02.2024 13:50   Заявить о нарушении