Основной принцип диалектики

Когда-то Парменид открыл некую реальность, близкую к истине, которую назвал бытие. Бытие не было абстрактным понятием, оно обладало свойствами, как любая другая реальность. Одним из этих свойств было «единое». Платон сделал свое открытие – открыл многое, показав, что «существующее единое есть многое» и вывел абстракцию «единое», дав ему больше полномочий, чем бытию. При этом он оторвался от реальности. Но «народу» понравилось! Правда народ, передавая мысль Платона из уст в уста, со временем потерял мысль о чем, собственно, шла речь. И «существующее единое» превратилось просто в единое, которое есть многое. Этому же способствовало и само понятие «Единое», которое у Платона было действительно единым, а не многим, но кого волнуют эти мелочи. Зато отсутствие логики народ заметил, и назвал это диалектикой, «противоречивой логикой». А в нынешнее время такую логику мягко, с любовью называют "неформальной"...

Строго говоря диалектика – это рассуждение о противоречивом высказывании. И здесь два аспекта. Первый – допустимый – попытка разобраться с противоречием и его решить. Сразу надо сказать, что ни одно противоречие диалектика не решила (оставаясь на позициях противоречия), в лучшем случае она способствовала обычному логическому решению проблемы. Как писал известный диалектик Алексей Лосев: "Из этой диалектики никуда выйти нельзя". Второй аспект – мягко говоря странный – это стремление во всем видеть противоречие, мало того искусственно их создавать, и естественно ничего как обычно не решать. В качестве примера первого варианта можно вспомнить того же Платона, который получил то, что хотел: «Единое» как абстракцию, и множество сущих, что является достижением Платона. Тем не менее Платон не смог показать достаточно ясно как единое становится многим (уж слишком многословен он был). Его потомки, в том числе современные философы, воспользовались этим и начали злоупотреблять противоречием налево и направо: «утверждение это отрицание, отрицание это утверждение», «чистое бытие это ничто, а ничто это чистое бытие, но при этом они странным образом различны»... Это приводит нас к примеру второго аспекта. Когда Гегель настолько уверился в силу противоречия, что уже не стеснялся своей неспособности показать реальное противоречие, а решил его просто придумать – это вышеупомянутое «чистое бытие и ничто». Естественно Гегель даже не думал решать придуманное им противоречие, а возвел его в принцип! При этом он умудрился потерять всё, что нашли до него, многие сущие, найденные Платоном, сведя всё к одному единственному понятию, из которого у него, как у фокусника из шляпы, появляются все остальные.

Именно с Гегеля, видимо, это процесс принял обвальную форму и теперь некоторые философы, чтобы оправдать свое непонимание и неспособность объяснить исследуемое явление просто ссылаются на диалектику и выдают желаемое за действительное. Сейчас основной принцип диалектики звучит так: найти противоречие (а если не находится - придумать) и успокоиться... И самое главное - говорить не о противоречии, а о диалектике, которая сама по себе всё оправдывает. Философия потеряла логику, но приобрела противоречие. То есть рассуждение о противоречии подменили самим противоречием. Хорошо это или плохо – я предоставляю читателю решить самим...


Рецензии