Существует ли человек?

То, что я существую, для меня очевидно. Но сам факт моего существования не говорит о том, в каком качестве я существую, являюсь ли личностью. Это еще нужно доказать.
Адвайтизм, буддизм, современный эзотеризм утверждают, что человеческая личность есть иллюзия, что истинной и единственной реальностью обладает только всеобщее Сознание, проявляющееся в людях. Вместо слова Сознание, они иногда используют другие понятия, но суть дела от этого не меняется- личность человека иллюзорна. При таком понимании человека, трудно ответить на вопрос: а зачем вообще нужна земная жизнь, какой смысл в ее существовании для всеобщего Сознания, вечно пребывающего (якобы) в состоянии блаженства? Чтобы выйти из положения некоторые противники человеческой личности говорят, что жизнь это игра Сознания (Лила-Божественная игра), его способ познания себя, что в этой игре Сознание принимает разные образы и роли. Хорошая игра! Наверное, это Сознание склонно к мазохизму и очень любит мучиться, ибо большинство людей на земле страдало и страдает сейчас. Я уже не говорю о животных.

В то же время, трёхмерный человек, каким мы его знаем, действительно есть нечто текучее, непостоянное, преходящее, временное, то есть, феномен, явление. Но если есть явление (физическое тело + индивидуальное я), то за этим явлением должна крыться какая-то сущность, «вещь сама по себе». Что же это за сущность? Для противников личности сущностью человека, как уже говорилось, является Сознание, единое, проявляющееся во всех людях. При таком понимании сущности, непонятно, почему все люди такие разные, такие непохожие друг на друга. Из опыта, напротив, мы можем утверждать, что сущность каждого человека уникальна и неповторима.

На мой взгляд, сущность человека находится «между» всеобщим Божественным Сознанием и индивидуальным сознанием человека с его телесными атрибутами (имя, пол, национальность и т.д.) Эта сущность неуловима для логики, но понятна для диалектики. Сущность человека имеет природу божественно-тварную, абсолютно-индивидуальную, духовно-душевную.

Сущность человека вневременна, она находится между прошлым и будущим, в моменте сейчас. В нем мы всегда себя и ощущаем.

Сущность человека не состоит из частей, она целостна, но ей доступны разные субъективные состояния, разные уровни «вибраций», от самых высших - божественной любви, до самых низших - эгоистических инстинктов и страстей. И человек может делать выбор между вибрациями разного рода.

Сущность человека можно назвать душой, но это вопрос терминологический, под душой можно понимать и телесную психику.

Сущность человека в момент ее творения есть чистая потенция, чистая возможность. Она находится в процессе становления, которое мы можем наблюдать во времени. В процессе становления сущность человека становится содержательной, наполненной, и в конечном пункте может стать зрелой бессмертной личностью. Такова она в потенции, таков смысл ее существования.

Из вышесказанного вытекает, что практики направленные на деперсонализацию личности, вычленение из нее высшего начала - Сознания, предлагаемые Кришнамурти, ОШО и другими адвайтистами, не нужны и возможно опасны. Личность человека нуждается в становлении, просветлении, одухотворении, а не в рассечении на части и отбрасывании одной из них. Если в нас есть что-то «лишнее» и смертное, оно отомрет естественным путем и в нужный момент.


Рецензии
«Существует ли человек?» Вопрос, конечно, интересный.
Поскольку я не знакома с адвайтизмом, и современным эзотеризмом (о буддизме имею смутное представление),то позволю себе привести старый стишок, пытающийся, по мере сил, ответить на похожий вопрос: кто мы?

Такие бренные создания,–
кто мы в масштабах Мироздания?
Боюсь, не радует ответ:
нас просто не было и нет.
А потому, мой друг, верней
считать в масштабе лет и дней.
И, проявив свою беспечность,
не трогать всуе бесконечность.

А если всерьез, то думаю, Вы правы, Евгений, "Личность человека нуждается в становлении, просветлении, одухотворении, а не в рассечении на части и отбрасывании одной из них".
От большинства известных мне личностей совершенно нечего отбросить, а стоило бы хоть немного добавить))
С уважением,

Елена Пацкина   17.03.2024 22:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.