ПОП Прощание

 ПОП   ( Прощание)
После беседы Серафима со староверами, мы долгое время не встречались. Было много работы в деревне из-за постоянных сюрпризах погоды: то морозы до 16 градусов, то до 15 тепла. То снегопады, то ливни. Я даже вспомнил свою фразу из рассказа ‘ Вещий сон’: ‘Точную дату не могу назвать, но перед этим будет очень сильный потоп. Причину не знаю: ливни, цунами, землетрясения. Потом начнётся резня. ’ Не дай Бог, чтобы это сбылось! Пока что был только потоп, на участке стояла вода. Пришлось рыть траншеи для отвода оной. Только мы вернулись в Калининград, как позвонил Серафим:         « Василич, ты сейчас в Калининграде? Тогда приходи ко мне часов в 11, есть разговор.» К моему приходу он накрыл стол: чай, пирог с луком и яйцом, кексы, мёд, варенье. «Прости меня, Сеня, забыл, когда твой День рождения. Старость!»
- Это непростительно, - упрекнул Семён и рассмеялся, - Да не парься ты, до дня рождения ещё три месяца. Я тебя пригласил совсем по другому поводу. Видишь ли, Саша, друг мой сердешный, уезжаю я. Отягощает меня здешняя жизнь.
- Ты что говоришь, Семён, неужели для тебя так трудно службу проводить?
- Тебе не совестно как писателю? Если трудно-значит утруждает, а если тягостно- тогда отягощает. А у меня жизнь здесь слишком лёгкая. Священникам проще, у них семья, детишки, заботы. Я монах, отшельник. Помнишь, ты мне рассказывал, что внук придумал новое слово и требовал: «Не трудьте меня1». Меня же нужно трудить, чтобы я чувствовал себя полезным, нужным.
- Некрасиво получается, - ухватился я за соломинку, - ты же обещал староверам посодействовать в открытии школы для их детишек. Они ведь поверили тебе.
- Вопрос зачётный, -поднял большой палец Семён, - но до медали ты не дотянул. Есть школа для детишек староверов! Первоклашки последнюю четверть в новой школе будут учиться. А к следующему учебному году все классы будут готовы.
- Да-а, такое дело не Сеня, а только Серафим мог поднять. Саровский помогал?
- Конечно, помогал и не только в этом. А ещё: знание законов. Знаешь ли ты, что в Европе можно занимать пустующее жильё и жить, оплачивая услуги?
- В Бельгии и Голландии точно можно. Знаю много таких ребят из Green Peace. И в России тоже можно. Если будешь оплачивать коммунальные счета в течение трёх лет, то можешь подавать документы на собственность. Я даже хотел так сделать для одного узбека, который лет 10 жил в России, но он в тюрьму попал и даже паспорта у него не было. Поэтому не получилось.
- Почему же ты не подсказал этот вариант? Пришлось мне консультироваться.
- Понимаешь, Серафим, у меня связи в мозгу нарушены. Только книжки пишу.
- Это хорошо, -похвалил Серафим, - я о книгах говорю, но об этом позже. В 90-е годы бандиты себе особняков понастроили в уединённых местах. Кого-то из них подстрелили, кто-то сбежал за кордон. Таких пустующих дворцов по России сотни, если не тысячи. Я обратился в соответствующие инстанции с просьбой найти особняк для религиозной школы. Сам знаешь, что религия сейчас в большом почёте, поэтому нам предложили особняк на далёкой окраине посёлка Вербное в лесу. Это недалеко от твоего посёлка на берегу залива. Хозяин не обратиться, потому его пристрелили в разборках. Мы поставили дом на учёт в ЕГРН, и через год сможем оформить в собственность вместе с участком. Дом в хорошем состоянии, а староверы ребята мастеровитые. Быстро отремонтируют. Теперь поговорим о книгах. Школе нужна программа обучения, а ты изучал в Университете историю мировых религий, философию, историю. Может быть, напишешь для детей учебник истории и поработаешь преподавателем?
- Семён, не преувеличивай моих способностей. Это большая ответственность.
- Именно поэтому и прошу тебя написать учебник истории. Ведь в России за 30 лет историю переписывают в третий раз. Пусть твоя будет интересной правдой! Важно, что ты ладишь с детьми, они тебя любят. Можешь реализовать свою систему образования. Я ведь читал в твоей фантастической повести ‘ Далвас ‘о детинцах. О ступнях обучения: начинать с логики, а заканчивать этикой. Сочетать учение с практикой. Математику изучать с архитектурой и т.д. Есть шанс воплотить в жизнь твои идеи, так воспользуйся этим шансом.
- Хорошо, я подумаю. Что касается логики, то отсутствует она в причинах твоего отъезда. Говоришь, что тебе нужно трудиться, но ведь в школе ещё предстоит столько работы, что не заскучаешь. Что- то ты не договариваешь.
- Против логики не попрёшь. Притворства в храме много стало. Ходить в храм стало модно. Я ведь всё вижу: стоят такие важные, глаза таращат, а в голове махинации обдумывают. Даже к причастию первыми лезут, бабок расталкивая. Я так часто перечитывал отрывок из повести ‘Однодум‘, что запомнил наизусть.
…Рыжов все шел следом за губернатором, и по мере того, как Ланской приближался к солее, Рыжов все больше и больше сокращал расстояние между ним и собою и вдруг неожиданно схватил его за руку и громко произнес: «Раб Божий Сергий! входи во храм Господень не надменно, а смиренно, представляя себя самым большим грешником, – вот как!»                С этим он положил губернатору руку на спину и, степенно нагнув его в полный поклон, снова отпустил и стал навытяжку….
И как отреагировал представитель известного с 16 века графского рода Ланских на такой поступок? Приказал высечь холопа, отправил на каторгу? Он наградил Рыжова за честную службу Владимирским крестом, дарующим дворянский титул. К сожалению, нет в наше время ни Ланских ни Рыжовых.
- Именно великая скорбь по Рыжову и Ланскому заставила тебя уехать?
- Не только это. Тебе скажу, потому что не сочтёшь, что я уже “ ку-ку “. Однажды читал я перед сном ‘ Евангелие от Иуды ‘. Вдруг чувствую, что кто-то на меня смотрит. Окно высоко, в него не могут заглянуть с улицы. Поднимаю глаза, а на стуле сидит Серафим Саровский и говорит тихим голоском: «Не сумлевайся и не пугайся, это я. Просьба у меня: ехай в Сибирь в Курагинский район. Городок там есть- Артёмовск, но тебе надобно село Чичижек. Там очень золотодобытчиков забижають. А в лесу стоит церква заброшенная, но крепкая. Из морёного дуба сложена и даже колокол на ней не порушен. Отремонтируй её маленько и народ к тебе пойдёт за утешением и вспоможением духовным.» Перекрестил он меня и исчез, а я не понимаю, что это было: сон или явь, от которой в комнате остался благостный запах, от него я быстро уснул. С утра побежал в библиотеку, интернета у меня ведь нет. Посмотрел карты и нашёл город Артёмовск. Значит был у меня святой Серафим! От этого факта поразился ещё больше. Я ведь думал, что святые обитают в каком-то другом мире, а они рядом с нами! Сам понимаешь, что я должен исполнить просьбу Святого Серафима Саровского поехать в Сибирь.
- И когда ты собираешься ехать, - закрыл я рот, открывшийся от удивления.
- Через 20 минут такси подъедет, - взглянул на часы Серафим,- да мы с тобой почти ничего не поели. Положи в пакет угощение для семьи, а остальное в корзинку. Попутчиков угощу. А пока пойду попрощаюсь со своими служками.
На вокзал мы приехали за 20 минут до отправления поезда. Перед тем как подняться в вагон Серафим тихонько сказал: «Знаешь, Саша, если когда - нибудь почувствуешь, что ты не нужен, лишний. В жизни всё может быть. Бери чемодан и приезжай ко мне в Сибирь. Там тоже помидоры растут. Я тебе напишу о своих впечатлениях.» Серафим устроился в вагоне и подошёл к окну. Я подумал: «А откуда он узнал про помидоры, мою гордость?» Попытался спросить, но он показал, что не слышит меня. Поезд стал набирать ход. Серафим указал пальцем на меня и на свой карман. Я обнаружил в кармане листок с его почтовым отделением в Артёмовске. Буду ждать весточки из холодной и снежной Сибири. Хотя, весна не за горами.


Рецензии