О Мастере и Маргарите и стихах Сталина

             Вместо послесловия к тексту
             "Стихи Сталина в романе "Мастер и Маргарита"
             http://proza.ru/2024/01/23/1255
            

     На днях мне попалась на глаза публикация стихов Сталина с небольшим сопроводительным текстом. Публикация имеет чисто ознакомительный характер, и примечательно в ней только одно - автор, писатель Евгений Гусляров, дал ей название «Стихи Сталина не горят».* Он при этом не имел в виду «ничего такого»: мысли о возможности какого-либо влияния юношеских стихов Сталина на булгаковский роман это название не подразумевает, Гусляров использовал его просто как расхожую фразу.  Но, как говаривал тот же персонаж «Мастера и Маргариты», которому принадлежит фраза о негорящих рукописях:  «В мире нет ничего случайного». Так что и Гусляров дал  своей публикации упомянутое название  тоже неслучайно, хотя сам он об этом и не предполагал.
       Это, конечно, шутка с моей стороны. Но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки. И версия о том, что Булгаков знал о стихах Сталина, специально интересовался ими и, главное, что они оказали влияние на сам замысел романа «Мастер и Маргарита» (в его окончательном варианте) имеет под собой совсем не шуточные, а вполне серьёзные основания. В пользу этой версии говорят и чисто биографические факты из жизни-творчества Булгакова в период работы над романом, и сходство сюжетно-тематическое и смысловое сходство некоторых ведущих линий романа с «лунной поэзией» Сталина.  «Фиксированность» Пилата на Луне, его душевное состояние и сам религиозно-мифический образ Луны, вписанные в контекст метафизики Света и Тьмы, - вот эти линии.      
     Роману «Мастер и Маргарита» можно давать разные определения. Роман о Справедливости и Милосердии.  Роман о Любви... Но, может быть,  самым точным определением, к которому  сходятся все остальные как к своему смысловому центру, будет определение: это – роман о Творчестве (художественном, литературном), о том, что истина дана не научному познанию, а творческому воображению, об ответственности писателя перед истиной и т.п.  Это - литературный роман в самом точном значении этого понятия. Чему подтверждением является сама структура «Мастера и Маргариты» - как романа в романе или романа о романе. И такое понимание «Мастера и Маргариты»  только усиливает исследовательский интерес к истории его написания - к  тому, как рождался замысел романа, как он вызревал, трансформировался. То есть к творческому сознанию самого Булгакова, как принято говорить, к его творческой лаборатории – какие "алхимические опыты" (анализы-синтезы) имели в ней место, что в результате вышел такой шедевр, такой единственный в своём роде роман? Опять-таки неслучайно же роман оброс невероятным количеством исследований об источниках, к которым обращался или мог обращаться Булгаков.      
     Пути творчества также неисповедимы, как и пути Господни. У Булгакова, правда, художественное творчество (по традиции, идущей ещё со времён средневековья) – скорее от Дьявола, чем от Бога. С той только существенной разницей, что его  Воланд  - особенный Дьявол, несовпадающий с обычным представлением о силе зла.
    Нескончаемые попытки обнаружить источники творческого сознания Булгакова вызывают порой недоумение и даже возмущение – мол, зачем всё это? да и возможно ли, чтобы писатель переворотил такую кучу материала?
     Писатель действительно переворотил кучу материала – это факт. Но есть и другая сторона дела. Что в авторском сознании является единомоментным и целостным актом - инсайтом, творческой вспышкой, то при исследовании неизбежно распадается на отдельные, дискретные отрезки. Но из них-то, из этих самостоятельных отрезков - знаний, полученных из книг, из разговоров, порою даже из слухов,того, "витает" в атмосфере времени и складывается основа (как некая совокупность данных), на которой только и может происходить вспышка творческого сознания. А уж у кого и как именно она происходит – «тайна сия велика есть». Но приблизиться к её постижению - что, может быть, более интересным и соблазнительным? К тому же, повторюсь, роман "Мастер и Маргарита" как раз об этом.   
     И последнее. Можно боготворить Сталина, можно его ненавидеть, но нельзя отрицать факта, что без него не было бы романа «Мастер и Маргарита» - во всяком случае в том виде, в котором он до нас дошел. И, похоже, без сталинской поэзии тоже.    

* Стихи Сталина не горят. https://dzen.ru/a/Y3dCz7fI3z1zGVSP.  (18 нобября, 2022) 


Рецензии