О философии и реальности
Однако нельзя не признать того факта, что безусловный рост уровня философских знаний и усложнение профессионального языка специалистов, работающих в этой сфере, всё более удаляют этот самый «интеллектуальный философский космос» от реальной, повседневной жизни, от понимания его идей и концепций теми людьми, которые профессионально не работают в сфере философской науки или преподавания философии как учебного предмета в высших учебных заведениях. Налицо очевидный разрыв между философией как наукой и практической жизнью общества, представители которого говорят на другом языке, считают философов теоретизирующими умниками, оторванными от реальности, а саму философию нередко воспринимают как сферу самоутверждающихся в этом умствовании абстрактных теоретиков, не нашедших и не ощущающих себя в объективном мире.
Как ни печально это осознавать, но в восприятии таких людей (а их, уверяю вас, немало) философия и реальность давно разошлись в разные стороны, а значит – роль философии в жизни «обычных людей» крайне невелика. Безусловно, многие из таких членов общества сами виноваты в подобной недальновидности. Но и вина философской науки, витающей на недосягаемых для «простого люда» высотах, здесь тоже очевидна. Конечно, можно высокомерно отвернуться от этой «серой, отставшей от научного познания массы», продолжая оставаться «вещью в себе» и наслаждаясь обворожительным звучанием новых философских терминов, понятий, концепций и идей, и всё более увеличивая таким образом существующий и вполне очевидный разрыв между собой и большей частью общества. Однако этот путь вряд ли можно признать правильным, а этот выбор - мудрым.
Вероятно, гораздо более разумным является другое решение: продолжая развивать философскую науку на максимально высоком уровне, следует уделять несравнимо большее внимание популяризации философских знаний; демонстрации представителям различных слоев общества того, как может работать философская мысль в реальной человеческой жизни; на большом количестве взятых из повседневной жизни примеров показывать практическую значимость философии. И делать это необходимо на лекционных и семинарских занятиях в вузах, в научно-популярных книгах и статьях, и даже в серьёзных научных работах, усиливая таким образом их практическую значимость. Только таким образом можно добиться того, что язык профессиональной философии и язык «народа» могут быть сближены, а система философского знания станет доступной для понимания большинством. Очевидно, что «буферная» зона здесь необходима.
Полагаю, что в учебниках для студентов и в научно-популярной литературе "для обывателя" необходимо приводить примеры философского анализа некоторых жизненно важных ситуаций на доступном даже для неподготовленного читателя уровне. Материал следует подавать в дискуссионном ключе. Стиль и язык рассмотрения этих ситуаций, с одной стороны, должен соответствовать научной логике изложения материала, а с другой – не отталкивать своей избыточной теоретичностью, изобилием терминов и наукообразием. Думается, что подобный подход к обсуждению некоторых жизненных проблем будет не лишним как при проведении занятий со студентами, так и в неофициальных беседах с людьми, не являющимися специалистами в области философских знаний.
Мною сделана попытка рассказать о некоторых проблемах философии без искажения научных идей, достаточно просто и (по возможности) занимательно. Те, кого заинтересовал этот подход, могут ознакомиться с результатами его реализации на моей странице литературного портала "Проза.ру", в разделе "Мысли и мыслишки".
Свидетельство о публикации №224022400158