О философии и реальности

     Историческое развитие системы философских знаний привело человечество к формированию целого «интеллектуального космоса», в котором царствуют  гармонично  взаимодействующие друг с другом теоретические философские идеи, принципы, законы. Живут в этом «космосе»  профессиональные философы,  творящие и обогащающие его своими новыми открытиями и оригинальными опубликованными идеями,  эффективно развивающими сознание хорошо подготовленного профессионального читателя.

     Однако нельзя не признать того факта, что безусловный рост  уровня философских знаний и усложнение профессионального языка специалистов, работающих в этой сфере,  всё более удаляют этот самый «интеллектуальный философский космос» от реальной, повседневной жизни, от понимания его идей и концепций теми людьми, которые профессионально не работают в сфере философской науки или преподавания философии как учебного предмета в высших учебных заведениях. Налицо очевидный разрыв между философией как наукой и практической жизнью общества,  представители которого говорят на другом языке, считают философов теоретизирующими умниками, оторванными от реальности,  а саму философию нередко воспринимают  как  сферу самоутверждающихся  в этом умствовании абстрактных теоретиков, не нашедших и не ощущающих себя в объективном мире.

     Как ни печально это осознавать, но в восприятии таких людей (а их, уверяю вас, немало)  философия и реальность давно разошлись в разные стороны, а значит – роль философии в жизни «обычных людей» крайне невелика. Безусловно, многие из таких членов общества сами виноваты в подобной недальновидности. Но и вина философской науки,  витающей на недосягаемых для «простого люда» высотах, здесь тоже очевидна.  Конечно, можно высокомерно отвернуться от этой «серой, отставшей от научного познания  массы»,  продолжая оставаться «вещью в себе» и наслаждаясь  обворожительным звучанием новых философских терминов, понятий, концепций и идей, и всё более увеличивая таким образом существующий и вполне очевидный разрыв между собой и  большей частью общества. Однако этот путь вряд ли можно признать правильным, а  этот выбор  - мудрым.

     Вероятно, гораздо более разумным является другое решение:  продолжая развивать  философскую науку на  максимально высоком  уровне, следует уделять несравнимо большее  внимание популяризации философских знаний; демонстрации представителям различных слоев общества того, как может работать философская мысль в реальной человеческой жизни;  на большом количестве взятых из повседневной жизни примеров показывать практическую значимость философии. И делать это необходимо на лекционных и семинарских занятиях в вузах,  в научно-популярных книгах и статьях, и даже в серьёзных научных работах, усиливая таким образом их практическую значимость.  Только таким образом можно добиться того, что язык профессиональной философии и язык  «народа» могут быть сближены, а система философского знания станет доступной для понимания большинством. Очевидно, что «буферная» зона здесь необходима.

     Полагаю, что в учебниках для студентов и в научно-популярной литературе "для обывателя" необходимо  приводить примеры философского анализа некоторых жизненно важных ситуаций на доступном даже для неподготовленного читателя уровне.  Материал следует  подавать в дискуссионном ключе. Стиль и язык рассмотрения этих ситуаций, с одной стороны,  должен соответствовать научной  логике изложения материала, а с другой – не отталкивать своей избыточной теоретичностью, изобилием терминов и наукообразием. Думается, что подобный подход к обсуждению некоторых жизненных проблем будет не лишним как при  проведении занятий со студентами, так и в неофициальных беседах с людьми, не являющимися специалистами в области философских знаний.
     Мною сделана попытка рассказать о некоторых проблемах философии без искажения научных идей, достаточно просто и (по возможности) занимательно. Те, кого заинтересовал этот подход, могут ознакомиться с результатами его реализации на моей странице литературного портала "Проза.ру", в разделе "Мысли и мыслишки".


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.