Ангел времени - светлой памяти Риммы Дышаленковой

               
               
«Поэзия всегда больше писательства» - говорила Римма Дышаленкова в своём очерке о творчестве известного магнитогорского поэта Александра Павлова.
Я согласна. И говорю:  Римма Дышаленкова  –  больше Поэт, чем журналист, писатель. Её стихи я полюбила с самого первого знакомства с творчеством поэтессы.
А было это так. –
Просматривая  и отбирая  материалы  для  очередного  интернет-бумажного  номера  международного  литературного  ежемесячника «Провинциальный  Интеллигент-1»,  главным редактором  которого  являлась, я поняла, что многостраничному  изданию в рубрике «Поэзия» маловато  хороших  стихов. Сроки поджимали, и я решила сама заняться поисками. Помощник-интернет выдал  массу  рифмованных  строчек  поэтов  разных  калибров.  Углубилась в чтение.  И вот...  Прошли годы, но и сейчас помню, поразившее меня стихотворение

ВЕНОК
(Памяти Бориса Ручьёва)

Не поднять обессиленных рук,
дни скользят, а за ними недели,
но однажды настойчивый стук
мигом поднял меня из постели.

Открываю железный замок,
может кто-то родной постучался?
А в дверях погребальный венок
в лентах траурных закачался.

Значит, вот он, каков мой итог,
хвойных веток случайная завязь...
- Не у вас ли покойник живет,—
говорит мне венок, извиваясь.

Если я, нет пока что не я...
больше нет никого в этом доме...
Год назад умер друг у меня,
но на кладбище этот покойник...

- Не у вас, — догадался венок
и взмахнувши еловою веткой
обронил безнадежный цветок
и поплелся по лестничной клетке.

Вот взошёл он на третий этаж
и опять постучал равномерен:
- Не у вас?..
- Не у нас, не у нас...
отвечают испуганно двери.

И, конечно, мне захотелось украсить номер этим замечательным произведением! И, если возможно, и сотрудничать с этим поэтом. Изучаю страницу:  фото автора - черноволосая приятная женщина с лёгкой улыбкой и глазами, смотрящими открыто и чуть виновато. – Дышаленкова Римма Андрияновна, поэт, писатель, публицист. Лауреат множества наград и премий, заслуженный работник культуры Р.Ф.
Ищу координаты... Южный Урал... землячка! Магнитогорск.
Да, давно не живу в родных краях... дорогие мои земляки и ка-кие! Столько имён и среди них – Дышаленкова Римма!
Нахожу номер телефона, звоню... из Нью Йорка в Магнитогорск со своим предложением о сотрудничестве.

- Слушаю вас... – отвечает негромкий хрипловатый голос.

Так мы и познакомились. А с разрешения поэтессы вошло в тот номер её стихотворение-посвящение Б.Ручьёву «Венок». Кстати, она была лично хорошо знакома с поэтом и считала себя его ученицей.
Получив номер, она благодарила меня, а я была рада, что обнаружила для читателей талантливого  автора, а для себя ещё и приятного собеседника. С её слов знаю - Римма Андрияновна хранила все свои номера ежемесячника, где публиковались её замечательные произведения.

Мы созванивались.
«Называй меня просто «Римма»» - как-то попросила она. Я говорила с Риммой, и передо мною открывался человек, много думающий и много переживший. Человек весёлый – рассказчица – хоть куда! (не зря же поступала в театральный).
Из произведений можно было легко определить, что именно её волновало и волнует. История родного Урала и трудовая доблесть его мастеров, духовная философия, любовная лирика. И мистика. Как известно, Римма Дышаленкова является автором теле- и радиосценариев, драматических спектаклей. Она - автор слов к музыкальным произведениям (песням, кантате, сюите). 
Её детские стихи, я бы сказала, стоят особняком. Не зря же её считают и детским поэтом.
И, конечно, говорила она и о сыне. Смущаясь, как-то заметила: «А ты знаешь, Артур ведь тоже стихи пишет. И неплохие».

Римму Дышаленкову называют «уральской Ахмадуллиной».  Называют, скорее всего, чтобы дать понять масштаб творчества Дышаленковой. Вместе с тем, видно, что Римма Дышаленкова шла собственной стёжкой и описывала мир именно так и таким, как видела его сама, прислушиваясь к себе, к своему сердцу. 
Сердце... Нет она не жаловалась на здоровье. Однако...  читаем отрывок из её очерка «Железный младенец кризиса»:

«Острая сердечная боль отвлекла меня от фестиваля, в глазах алмазно засверкал магический треугольник «того света». Друзья отвели меня в ближайшее помещение, положили на матрацы, разбросанные по полу, ещё не застланные покрывалами. Положили и убежали вести фестиваль. Я глотаю таблетки и потихоньку жду возвращения здоровья».

Вот оно – пережитое, сиротское лихолетье даёт знать.
Она, как известно, увлекалась «мистической публицистикой». Достаточно взглянуть на её произведения.  В отдельных стихах  можно заметить  предчувствие  ухода... хотя в разговоре тему смерти и не затрагивала.
Римма Дышаленкова публиковалась много и многотысячными тиражами в известных издательствах страны. Не берусь даже перечислять! Ряд стихов поэтессы включён в учебное пособие «Литература России. Южный Урал» для школьников 10—11 классов (Челябинск. 2000г.)
9 июля 2016 года Римма Андрияновна Дышаленкова умерла - скоро годовщина. И так случилось, что мы общались задолго до её кончины. Жаль...
«Ангел времени» - так называлась одна из книг Риммы Андрияновны.  Ангелом времени осталась она и в моей памяти...
*
Самым лучшим воспоминанием о Римме Дышаленковой является сама Римма Дышаленкова - её стихи и проза. Прочитаем отрывки и помянем замечательного автора - Римму Дышаленкову добрым словом:

«Меж гор безымянных, в туманном распадке
Гнездится касаткою город мой Сатка.
О Сатке тоскую, о Сатке пою…» - Здесь прошло детство Риммы.
*

ПРОДАЮТ СТАРЫЙ ДОМ

Продают старый дом.
В палисаднике купчие споры,
самобраная скатерть,
разлив дорогого вина.

И на прежних хозяев
со старческим смотрит укором
дом зеленый в четыре
прозрачных, как слезы, окна.

До свидания, дом!
Я вреда не хочу новоселам,
потому не жалею, —
ты с ними тепло заживешь.

Но пройду стороной,
с настроеньем совсем не веселым,
до чего ж ты на счастье,
прошедшее счастье похож!
*

ПОЗДНИЕ ВСТРЕЧИ
(Памяти Бориса Ручьёва)

Обалдевший могильщик
на исходе луны увидал,
что выжил тот,
кого он давно закопал.

Заявился  воскресший
не к неверной любимой жене,
принимай,помертвевший,
гостя в доме при ясной луне.

Не с упреком пришел,
не предателя взять на испуг:
закопал хорошо,
как надежный и преданный друг,

Оказалась, могильщик,
не погибелью — пухом земля,
вот и выжил, явился,
а другим и явиться нельзя.
*

О ГЛАВНОМ

Держу могилу на своих ладонях,
качаю мать.
Мне колыбель земли, родного дома
теперь качать.
Песок и глина, и моя родная
мать и земля.
Ни глаз, ни сердца от родного края
отвесть нельзя.
Теперь ясна мне суть сыновнего безумства,
душа дрожит:
О, да вовек не будет здесь кощунства,—
здесь мать лежит.
*

МАГНИТКА

Милый город полон звуков.
Каждый звук — воспоминанье:
там шаги детей и внуков,
там сердечные признанья.
............
*

БАКАЛ

Про Москву поется много песен,
меньше слышно песен про Урал.
Никому на свете неизвестен
город моей родины Бакал.
..........
*

ЗЕМЛЯК

Среди наших земляков
он один у нас таков:
он и к дружбе тяготеет,
и к предательству готов.
(из цикла стихов «Тише вы – четверостишия»)
*

СВЯТОМУ АРТЕМИЮ

В моей молитве славословие
Святому другу моему:
Святой Артемий, дай здоровия
Артемью, сыну моему.
*
Матушка небесная царица,
Я молю тебя о милом сыне.
Я твоя подруга и рабыня,
Я прошу о сыне помолиться,
Матушка небесная царица.
(Пальмовая ветвь. Моления к Богородице)
*

А здесь – перед нами - мама – она же детский поэт:

ГРИПП

- Доктор-врач, доктор-врач,
лоб у Арика горяч?
-Горяч!
- Доктор, вы сказать должны,
уши Арькины красны?
- Красны!
- Доктор, вот какой вопрос:
у него холодный нос!
- Нос холодный — хорошо,
это значит, грипп прошел!
*

ОСЕННЯЯ МЕТЛА

Дворничиха бросила метлу на листья
и ушла.
Что-нибудь должно случиться:
ждет метла.
Легкий черенок летучий,
распушился хвост.
Вот сейчас взлетит, и — к тучам,
может быть,- до звезд!
А за нею листья будут гнаться
радугой-дугой,
и прохожий будет удивляться,
улетая за метлой!
(цикл: Разговор с очень взрослым сыном)
*

В ТВОЁ ОТСУТСТВИЕ

В твое отсутствие здесь умерла старушка.
Ушла бесследно, как роса в траву.
Но у подъезда три ее подружки
мигают, будто свечи на ветру.

И стены в доме постарели мигом,
и пыль осела толщиной с аршин.
В твое отсутствие упали с полки книги,
Разбили старый глиняный кувшин.

В твоё отсутствие любовь приходит.
Садится молча на мою кровать,
когда же вдруг случиться непогоде,
то даже остается ночевать.

Я рада, что могу ее приветить.
Она одна, ей некуда идти.
Нам грустно с ней на этом белом свете
в твое отсутствие, уж ты меня прости.
*
ДОБРЫЙ ДУХ

Мой Добрый Дух всегда со мною,
в глухую ночь, средь бела дня,
как будто крылья над спиною,
как бы рубашка из огня.

Он не герой, не победитель,
не соблазнитель, не злодей,
но он всесильный охранитель
души божественной моей
.......
*

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

Итак, мы снова к смерти подошли.
Пора на переплавку отправляться.
Как тяжело лежать внутри земли,
из-под нее по капле выбираться.

И проползать опять столетний путь
по лабиринтам атомов и клеток,
по всем желудкам птичек и креветок,
не заблудиться, чтобы как-нибудь
опять втянуться в тело человека:

наликоваться чтобы, налюбиться,
навраждоваться, красоты напиться,
опомниться, одуматься успеть
и написать стихи про жизнь и смерть...
*


Рецензии
Обидно, что такая талантливая женщина- поэт осталась малоизвестной для широкой публики. А может время сейчас такое, не до поэзии? Спасибо!

Наталья Грунина   31.03.2024 14:24     Заявить о нарушении
-Наташенька, спасибо. Времена... а когда они были спокойными-то?

Тамара Петровна Москалёва   02.04.2024 00:17   Заявить о нарушении
Такими неспокойными никогда не были.

Наталья Грунина   02.04.2024 06:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.