Блок. Двенадцать. Глава 8. Прочтение

Д В Е Н А Д Ц А Т Ь

8.






 
 
                Ох ты, горе-горькое!
                Скука скучная,
                Смертная!
                Ужь я времячко
                Проведу, проведу…
 
                Ужь я темячко
                Почешу, почешу…
 
                Ужь я семячки
                Полущу, полущу…
 
                Ужь я ножичком
                Полосну, полосну!..
 
                Ты лети, буржуй, воробышком!
                Выпью кровушку
                За зазнобушку,
                Чернобровушку…
 
                Упокой, господи, душу рабы твоея…
 
                Скучно!






Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «Ужь я ножичком //Полосну, полосну…» – Юрий Павлович Анненков «Воспоминания о Блоке»: «Блок рассказывал, что начал писать «Двенадцать» с середины, со слов: «Уж я ножичком полосну, полосну!», затем перешёл к началу и единым духом написал первые восемь песен поэмы.»
     [Юрий Павлович Анненков (11 [23] июля 1889 — 12 июля 1974, Париж, Франция) – русский и французский живописец и график, художник театра и кино, писатель, театральный критик, поэт, автор мемуаров, заметная фигура русского авангарда… В 1918 году оформил первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока… (см одну из его иллюстраций. Вам она «Генрику» не напоминает?)
      В 1924 году для участия в XIV Международной художественной выставке он выехал в Венецию, после чего поселился в Париже… И выжил.]
     »

     – «Скука скучная, // Смертная ~ Скучно!» – ср. «Насколько помню, первое "свиданье" наше с Блоком после начала войны [первой мировой] было телефонное. Не хотелось, да и нельзя было говорить по телефону о войне, и разговор скоро оборвался. Но меня удивил возбужденный голос Блока, одна его фраза: "ведь война – это прежде всего весело!"» (Гиппиус З. Н. Мой лунный друг.)

     – «Ужь я темячко //Почешу, почешу… Ужь я семячки //Полущу, полущу… //Ужь я ножичком // Полосну, полосну!..» – почесать в затылке, полузгать семечки и всадить в кого-нибудь нож – приблизительно на равных.

     – «Ты лети, буржуй, воробышком! //Выпью кровушку//За зазнобушку,// Чернобровушку.» – ответственным за смерть Катьки назначен буржуй, и уж(ь) теперь Петька гульнет!

     Итак, поэма для Блока началась со слов: «Ужь я ножичком //Полосну, полосну.». Это – сердце поэмы, всё остальное, все остальные двенадцать главок – лишь постройки вокруг данной фразы – башенки, идолы и иконки вокруг этого алтаря.
     Катька – при всй её аляповатости и неказистости – типичный женский персонаж блоковской лирики II-ого и III-его тома, суть всех которых одна и та же: отвлечь героя от выполнения его миссии, увлечь в очередной «соловьиный сад», в очереной разгул, в очередной, полет или пляску.
     И герой-рыцарь уходил к ней с поста, вызывая оторопь подружек снежной девы своими доспехами и нелепым мечом в 907-ом году, и забывал обо всём рядом с Кармен в 1914. (“…в январе 1918 года я последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914”. А.Блок. Записка о "Двенадцати”).
     И вот здесь и сейчас –  в январе 1918 года – ещё одна дама пыталась отвлечь героя от выполнения революционного долга. Но этот герой, наконец, понял, что надо делать: «Ужь я ножичком //Полосну, полосну…». Тра-та-та! – и пошёл дальше.         

Из Примечаний к данной главе в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «Ужь я времячко ~ Ужь я ножичком...» – (cр. «Ужь мы плакали, плакали...» ) – В обоих алконостовских изданиях поэмы "Двенадцать" 1918 г. Наречие "уж" было напечатано с мягким знаком ("ужь"). К.И. Чуковский в разговоре с Блоком спросил: "Почему вы пишете ужь, а не уж?" Тот ответил: "Буренин высмеял стихотворение, где уж, приняв за живого ужа" (Из дневника К.И. Чуковского // ЛН. Т. 92. Кн. 2. С. 254).

     – «Ужь я темячко // Почешу, почешу ...» – На воровском жаргоне "почесать темя" значит "убить".          
     »


Рецензии