Особенности развития детей с синдромом Дауна

Предыдущая: http://proza.ru/2021/10/18/703

Выявляемые после рождения ребенка с синдромом Дауна характерные черты с возрастом подвергаются изменениям. При этом их сходство друг с другом («дети одной матери») резко выраженное поначалу, постепенно стирается:
- отставание в росте, малозаметное у детей раннего возраста, становится очевидным с возрастом;
- брахицефальная форма черепа с уплощенным затылком, не всегда обнаруживаемая после рождения, появляется только после двух лет;
- яркий румянец чаще появляется у детей 2-3 лет;
- короткий нос с уплощенной переносицей с возрастом приобретает некоторые индивидуальные черты;
- большой высунутый язык приобретает бороздчатость в более позднем возрасте;
- деформации грудной клетки, не обнаруживаемые обычно после рождения, появляются на втором году жизни;
- мышечная гипотония, очевидная при рождении и приводящая к распластанному «лягушачьему» животу, с возрастом уменьшается;
- укорочение дистальных отделов конечностей становится особенно заметным в пубертатный период;
- плоскостопие и сандалиевидная щель, почти незаметная при рождении, с началом самостоятельной ходьбы становятся более отчетливыми;
- наружные половые органы у мальчиков, представленные до 12 лет недоразвитыми, к периоду пубертата могут достигать нормального размера.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна.
1. В раннем возрасте такие дети могут быть пассивными, мало кричать и вокализировать, плохо сосать в младенчестве. В дальнейшем возможны проблемы с жеванием. Они могут позже начать улыбаться устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность. Поэтому необходимо осуществлять массаж для укрепления губ и языка, начиная с трех месяцев.
2. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, коротких рук и ног, ослабленного чувства равновесия, медицинских проблем со здоровьем. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже.
3. Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Процессы восприятия (зрительного, слухового, кинестетического и тактильного) замедленны, часто фрагментарны, недостаточно избирательны. Внимание нестойкое, рассеянное: дети легко и часто отвлекаются под влиянием случайных факторов. Для ребенка с синдромом Дауна важно повторение изучаемого материала, помощь в перенесении опыта и навыков из одной учебной ситуации в другую. В процессе обучения важно помнить о более  медленном, чем у большинства детей, темпе мышления детей с синдромом Дауна.
4. Речь может развиваться позже, чем у остальных детей:
- в доречевой период наблюдаются более бедные голосовые реакции, снижение интонационно-мелодической выразительности вокализаций, несвоевременное возникновение или отсутствие певучего гуления, лепета;
- особенности строения артикуляционного аппарата: высокое небо, макроглоссия, гипотония мышц должны учитываться при кормлении ребенка, а также при работе с логопедом или специалистом по ранней коммуникации;
- развитие импрессивной речи опережает развитие экспрессивной речи. Дети выполняют простые инструкции, понимают окружающих в знакомой обстановке, хотя первые слова могут появиться в период от 2,5 до 5 лет. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей;
- дети с синдромом Дауна для общения используют в основном существительные, глаголы, указательные местоимения, подкрепляемые жестами, имитациями звуков;
- в процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как:
- дети не могут проявлять активности в самостоятельном манипулировании предметами, усваивании способов действия с разными игрушками, связанных с их физическими свойствами (складывание одного предмета в другой, катание, ударение предметов друг о друга, чтобы услышать звук);
- обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше;
- игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
Дети с синдромом Дауна дольше физически и умственно остаются слитыми с матерью, переживающей, с одной стороны, нежность к своему ребенку и радость за него, а с другой – тревогу и неприятие того, что ребенок отличается от других. В этой слитности мать и ребенок могут привыкнуть к определенным ролям взаимного обслуживания: мама обеспечивает нужды ребенка, ребенок дает ей возможность быть, что называется «при деле» . Это осложнит их дистанцирование. В процессе развития привязанности к значимым лицам ребенок с синдромом Дауна, как и обычный малыш, выделяет «своих» и «чужих». При этом «чужие» вызывают у него настороженность и даже протест.
Большую роль в обретении самостоятельности и уверенности в себе играет окружение семьи, возможность у малыша строить отношения с другими людьми. Изолированность семьи ребенка с синдромом Дауна, социальная отгороженность не обеспечивает малыша полем для таких экспериментов, ограничивая этим возможности для освоения самостоятельности.
Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст.

Продолжение: http://proza.ru/2024/02/26/671


Рецензии