Песнь глубин. Скульпторы Роден и Майоль

              Господин Огюст Роден обладал удивительной способностью эпатировать  парижскую публику. Во всяком случае, созерцая два шедевра скульптора на ежегодной художественной выставке в Парижском Салоне 1898 года, она была в замешательстве. Нет, это, безусловно, было прекрасно! Но как  необычно: скульптурная композиция «Поцелуй», выполненная из белоснежного сверкающего мрамора, и фигура в полный рост писателя Оноре де Бальзака, поражавшая своей мощью и величием, исходившим от нее. 
     Это был вызов обществу и, в своем роде, смелый поступок.
      Родена можно считать  основоположником современной скульптуры. Он искал новые формы  в искусстве пластики и воплощал их в своих работах. Энергия  и эмоциональное напряжение пронизывают все творчество художника и присутствуют  во многих рассказах о жизни самого скульптора.        Его большой друг, писатель Стефан Цвейг рассказывал, что  Роден всегда был так сосредоточен, так погружен в работу, что и гром небесный не отвлек бы его.  «Мне открылась в этот час  вечная тайна всякого великого искусства, концентрация, сосредоточенность всех сил и чувств, и его отречение от мира»,- с удивлением замечал  Цвейг, будучи и сам  великим писателем.
    Статуя Бальзака была отвергнута комиссией, заказавшей ее Родену. Ее называли «бесформенной массой»,  невыразительной вещью.
    Писатель Эмиль Золя и многие другие общественные деятели поддерживали Родена и составили петицию, обращенную к парижским властям с просьбой приобрести эту статую для города, но тщетно. Это вызвало целую  бурю в печати. Помимо всего прочего, скульптора обвинили в  том, что  и Бальзак, и  композиция «Поцелуй» источают явную сексуальную энергию.  Многие  отмечали,  что его чувственность  производила впечатление на современников, но это было как бы частью его творчества, его взаимоотношений с человеческими фигурами, которые под его чуткими , сильными и ласковыми руками приобретали необыкновенное воздействие на зрителя. Смелые позы и необычные ракурсы скульптора  не смущали.  Что делать! Искусство требует от художника отдачи всего себя, всех чувств и эмоций, без остатка. Только в этом случае   он достигает той необъяснимой силы, которую подчас называют «колдовством».
Роден посетил Италию, где познакомился с работами Микельанджело. Его скульптура «Бронзовый век» 1877г. навеяна великим     творением  скульптора  - «Давидом».  Франция  купила статую «Бронзовый век».
     Время не стояло на месте, и во Франции сменилась политическая картина. Возникла Третья Республика  1870-х- 1880-х годов. Вслед за этим произошли соответствующие изменения во вкусах общества. Вместо безликих приевшихся стилей, пользовавшихся успехом во времени Первой и Второй Империи,  воцарилась  такая культурная атмосфера, в которой личные и эмоциональные черты искусства Родена могли встретить благожелательную  реакцию. Родену правительство  сделало  важный заказ  на создание украшенных скульптурами дверей для нового художественного музея в Париже, которые вскоре стали известны как «Врата ада». Правительство предоставило Родену хорошую мастерскую, а тему для своей работы он выбрал  сам: путешествие Данте в ад из «Божественной комедии». Правда, после он выполнил только несколько фигур, которые послужили Родену отправным моментом. Скорее тема встала олицетворением измученного человечества, как его воспринимал Роден. Он работал над Вратами долго, впрочем, и Музей так и не был построен, а скульптуры и композиции для него стали жить отдельной жизнью, и  имели  большой успех: «Мыслитель», «Вечная весна», «Данаида», всего фигур было 186.
     В 1884 году муниципалитет города Кале во главе с мэром сделали Родену заказ, который, на мой взгляд , стал  одним из самых  замечательных произведений скульптора по своей значимости в художественной истории Франции.
      Появление композиции «Граждане Кале» таково: Жил да был  король Англии, Эдуард III. И он стал виновником  Столетней войны между Англией и Францией 14-15 веков. Да, собственно, Столетняя война была самая обыкновенная семейная ссора, и обе стороны, участвовавшие в ней- французские, так как  Эдуард и король Франции Филипп  IVКрасивый были  родственниками. Конфликт из-за наследства, переход военных действий из Фландрии в Бретань и  от набега в Нормандию к битве за Гасконь... Несколько раз французы нападали на  позиции англичан, но каждый раз были отбиты. Под королем Филиппом была убита лошадь, и он приказал отступать. После этого англичане осадили портовый город Кале.
   Осада города Кале англичанами длилась около года. Вначале Эдуард рассчитывал на быструю сдачу города, но Кале держался. Горожане надеялись на то, что Филипп сможет снять осаду, но он не спешил, так как был еще и трусом. В итоге, в городе начался голод и болезни. Эдуард, обозленный упрямством людей, предложил им вариант освобождения: пусть шестеро самых богатых и знатных горожан в рубище, босые и с веревками на шее, выйдут к нему с ключами от города. Тогда он, казнив послов, отпустит  жителей города Кале.  Беременная жена Эдуарда, Филиппа де Авен, умолила мужа не свершать этого, чтобы  рождение их ребенка не было ознаменовано таким чудовищным злодеянием. Эдуард уступил просьбам жены и отпустил всех.
     Роден, воодушевленный героизмом  участников этой трагической истории, создал  в 1895 г. знаменитую  скульптурную композицию «Граждане Кале». Новым было то, что скульптурная группа идущих людей была без пьедестала, как будто бы, действительно, мужественно шествовала навстречу  своей гибели во имя освобождения людей. Когда упало полотно, скрывавшее скульптуру, взоры собравшихся наполнились восхищением и гордостью. И Маэстро был счастлив.
   В 1902 году Огюст Роден знакомится с  австрийским поэтом  Райнером Мария Рильке, который  впоследствии становится его секретарем.  Рильке  восхищался  работами Родена и, мне кажется, некоторые его стихи посвящены Мастеру.
                Но все, что к нам притронется слегка,
                Нас единит,- вот так удар смычка
                Сплетает голоса  двух струн в один.
                Какому инструменту мы даны?
                Какой скрипач в нас видит две струны?
                О, песнь глубин! 
   В 1917 г. Роден умер после тяжелой болезни. У основания его могилы установлена статуя Мыслителя.
      Огюст Роден составил целую эпоху в искусстве скульптуры. В некотором роде он был властителем дум  целого поколения на рубеже  двух веков:  девятнадцатого и двадцатого.
    Наступало время  изменившее представление о том, какой должна быть современная скульптура. Роден в свое время  тоже был глашатаем нового  искусства, которое позже было  опровергнуто такими крупнейшими мастерами, как Аристид Майоль, Антуан  Бурдель, Шарль Деспио.
     В отличие от Родена, нарушившего в своих поздних работах ясность форм, предпочитая экстравагантные эффекты, Аристид Майоль стремился к строгим законам пластики. Для Родена внешнее движение всегда было основной формой выражения жизни в скульптуре, Майоль в своих статуях ограничивал внешнее движение до минимума. Майоль никогда не следовал моде и выглядел человеком, который как будто держался в тени до  поры до времени. Оно наступило, когда известный коллекционер и  меценат Амбруаз Воллар, можно сказать, благодетель многих художников, импрессионистов,  знаменитых и не очень, устроил в своей галерее на улице Лафит небольшую выставку работ Майоля.
   Нельзя не упомянуть, что Амбруаз  Воллар был известен и в России. У него консультировались в приобретении картин французских художников  известные русские коллекционеры, как, например, Иван и Михаил  Морозовы,  Петр Щукин и другие.
    Выставку Майоля, весьма скромную по масштабам, посетил сам Огюст Роден и был особенно очарован одной  статуэткой, маленькой  «Ледой». Мэтр был растроган при виде ее и назвал статуэтку шедевром. Роден купил скромную работу молодого скульптора. Приобретение ее великим мастером имело для Майоля  большое значение. В благодарственном письме он написал, что это настоящая награда, единственная, которую ждет от своих трудов художник, влюбленный в свое искусство.
   Постепенно творчество Майоля все больше заинтересовывало критиков и искусствоведов.  Майоль и уже упоминавшиеся здесь молодые скульпторы,   как бы приняли  эстафету у Родена,  сравнивая погоню за оригинальностью Мастера и  гармоничное равновесие, и  новизну манеры Майоля. Правда,  некоторые ценители этого вида искусства называли манеру  скульптора архаичной.
   Скульптор Майоль  происходил из рода потомственных виноградарей, о чем говорит  его фамилия, на местном наречии означающая «виноградная лоза». Природа со своим буйством красок окружала Аристида с детства, природа  каждый день заглядывала в его окно. «…море, солнце, вино!- скажет он позднее. –Здесь невозможно создавать бесчувственное искусство».      Я думаю, что  это подсознательно  способствовало пробуждению декоративного мышления  у   будущего мастера майолики, цветных  панно, гобеленов.
   Во всяком случае, его  цвет, живописный,  красивый в своей интенсивности,  стремился к чисто пластической выразительности.  Майоль будто бы лепил цветом  объемные предметы. Цвет сиял  теплом, блеском,  перламутрово- золотился солнечным светом, когда-то будившим каждое утро в родном доме юного Аристида.    
    Ему захотелось  воплотить  свои  детские сказочные фантазии в чем-то осязаемом. Так пришла идея  попробовать себя в декоративно-прикладном искусстве.  У себя на родине, в Баньюле,  Майоль организовал экспериментальную мастерскую по производству гобеленов. Желание возродить давно заброшенный , но прекрасный промысел словно окрылило его. Он сам смастерил ткацкий станок, делал эскизы и картоны, по которым работали его мастерицы, шесть деревенских девушек. Тщательно разрабатывал цветовую гамму.    
     В его гобеленах находят обычно некоторые черты стиля модерн, как, собственно, и в ранней его живописи.. В гобеленах также прослеживалось два направления: изобразительное и декоративное. Это объяснялось просто: в зависимости  от назначения вещей, картинных или утилитарных Для Майоля   это был мир радости и света, а гобелены – сияющие цветы его воображения. Но его мастерская  оказалась маленькой утопией. Не обязательно пояснять- почему.  «Он был беден, но горд и весел».
   Как Майоль стал заниматься керамикой? Он говорил, что поначалу  это его забавляло, а потом увлекло. С помощью того же  Амбруаза Воллара он устраивает печь для обжига изделий в Вильнев-сен- Жорж и в том же лице находит первого покупателя. Художник экспериментировал  в изготовлении статуэток  и ваз из обожженной глины и фаянса.
   1908 год, поиск в самом разгаре. Интимность восприятия- вот что отличает любую статую Майоля в этот период. Особенно часто он варьирует образ Помоны. Она была начата в 1907 году по заказу московского коллекционера Ивана Морозова. Помона-  в римской мифологии богиня древесных плодов и изобилия. Красавица, предмет вожделения многих богов. Майоль ассоциирует ее с цветущими деревьями, это тот же образ Природы из его детства. Он очень любил этот образ и много раз  в течение всей своей жизни он возвращался к ней- в гипсе, глине, бронзе и мраморе. Крупнейшей вехой на его пути  в это время является памятник Сезанну. Интересно исполненный бюст Ренуара. И новое увлечение- иллюстрации к сборникам стихов: поэзия от Гомера,  Ронсара, Гюго и Верлена.
           И все-таки «мои статуи –это поэмы жизни. Вместо того, чтобы высказываться в стихах, я выражаю себя в скульптуре»,- так он  охарактеризовал свое творчество.
   В 1930 году Майоль еще полон творческих идей, он все еще одержим юношеским беспокойством духа и верность руки не изменяет ему. В этот год он создает памятник Дебюсси в Париже. Этот памятник м.б. наиболее совершенное из его произведений по изысканной тонкости выражения, оно достойно завершает собой серию «камерных» однофигурных памятников Майоля.
  С началом 40-х годов вместе с войной, пришедшей на землю его идиллий, и в высокий покой его духа, врывается потрясение жестокого времени. Но Майоль никогда не бежал от опасностей. Он  и его жена отказались ехать в эвакуацию и остались. Ему было восемьдесят лет. Он продолжал работать.
Существуют данные, что Аристид Майоль умер в 1944 году после автомобильной катастрофы  15 сентября между Верне-ле-Бен и Перпиняном.
Константин Паустовский в своем очерке «Мимолетный Париж» приводит другую версию смерти  Майоля.
    «О гибели Майоля во Франции ходили легенды. М.б., то, что я пишу, тоже легенда, но, в конце концов, это не так уж важно.
     Статуи Майоля, особенно головы и торсы женщин, отличались соединением изящества и силы. Откуда бы зритель не смотрел на эти статуи, повсюду он видел ту чистую линию, которую в старину называли божественной».
   Паустовский пишет, что после семидесяти лет Майоль уже не мог создать ничего, что превысило бы его шедевры. Он достиг вершины и, чтобы не спускаться с нее, предпочел умереть.
    «Однажды Майоль, живший в одном из пригородов Парижа, незаметно спустился ночью в гараж, сел в машину и повел ее к берегу океана. Он вел ее к любимому месту возле Этрета, где суша обрывалась в воду  отвесной скалистой стеной.
    Вблизи океана Майоль дал машине бешеную скорость, и машина, пролетев несколько десятков метров по воздуху, упала с большой высоты в океан. Это видели только рыбаки из Этрета, ставившие  верши на омаров.
   Тело Майоля и изуродованную машину искали очень долго».
    
 


Рецензии