Петра-1 1989 Зарождение моделизма

ранее: в опере http://proza.ru/2022/05/13/746

Предложение порождает спрос, а если товар нескоропортящийся - то и его коллекционеров. Последней новорожденной секцией в уже Санкт-Петербургском обществе коллекционеров в середине 90х стала секция киндер-сюрпризов, причем, как издевательство над историей СПОК - самой массовой.
   Железнодорожные модели история сделала столично-элитарным хобби. Регулярные поставки из ГДР только в Москву и Ленинград, изредка - в Киев. Своего производства в советское время не было,  мелкосерийные паровозы Ов и пассажирский вагон из Курска в 1983-1991 годах роли не играли. Зарождение - в 1966  с появлением ПИКО 1:87 колея 16,5мм  (НО, аш-ноль) и 1:160 колея 9мм ("девятка"),  Цойке 1:120 колея 12мм (ТТ). После национализации в 1972 Цойке переименовали в Берлинер-ТТ-Банен. В Москве место тусовки  -  Детский Мир (поставки также в магазин Лейпциг на юго-западе, про него знали даже не все москвичи: модели, купленные там, перепродавали в ДМ в тревожном соседстве с Лубянкой). В Ленинграде -  у отдела ДЛТ,  в продаже модели были еще в Гостином Дворе, четырех Юных техниках и «Золотом ключике».   (Мама,  помнится, меня передразнивала: - Алло, это – юный техник? Нет – пожилая техничка!)
        В  1970  появились автомодели 1:43 фирмы «Коржи» и их собиратели. К концу 70х автомодели стали выпускать в Саратове, цены от 3=50 ( ВАЗ-1) до 11=60 Волга-Аэрофлот-Эскорт.  Саратовские модели сразу заслужили уважение в Европе. Именно их появление сделало эту область коллекционирования массовой в СССР. На кануне перестройки  НИВА была признана в ФРГ моделью года.  До конца 90х они были конкурентны по качеству на западном рынке. Редко какой секретер обходился без одной-другой саратовской машинки. Их собирали едва не половина из моих одноклассников. В продаже они проскакивали во многих городах страны - для коллекционера азарт  охоты ой как важен! К середине 90-х стимул пропал - все упиралось только в деньги.
     В середине  70-х  в десятке мест СССР стали выпускать сборные модели самолетов. Стоили  в пределах рубля, качество сносное,  цена массового спроса. Они встречались в продаже даже в сельмагах. Благодаря этому стендовики – уже тогда самые многочисленные моделисты.
    Разница в ценах очевидна. По готовности плоской пресс-формы (бывает, что и одной рамки достаточно) у производителя самолета всех дел - сложить отливки в коробку. Даже самая простая автомодель состоит из десятка деталей. Корпус из цинкового сплава отливается в объемной пресс-форме (сложнее и дороже раза в 3) и еще несколько форм для отливок из прозрачного и обычного пластика. Потом еще - окраска и сборка. Аналогичная по сложности модель вагона. А локомотив, особенно паровоз - на порядок сложнее.   
    С 1975 все три направления масштабных моделей собирались по четвергам  в Ленинградском обществе коллекционеров. Это была единственная легальная модельная биржа в СССР,  своего рода Мекка.

далее: в клубе http://proza.ru/2022/05/13/1451


Рецензии
Интересно, Пётр. ПИКО продавались ещё в "Доме Игрушки" на Кутузовском проспекте.
Там же появились в то же время итальянские(вроде) модели легковых авто, сначала по рубль пятьдесят, потом - по три рубля.
У меня был паровоз ПИКО с двумя пассажирскими вагонами. Мечта детства - собрать действующий макет - так и не сбылась. И не она одна...

Алекс.

Алекс Кон   16.03.2024 18:22     Заявить о нарушении
Спасибо - как ни странно, про дом игрушки не знал...

Петр Кондратьев   16.03.2024 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.