Уайтхед. Светлая голова современной философии
Цитата: "Но точное выражение окончательных всеобщностей есть цель дискуссии, а не ее источник. Философия была введена в заблуждение примером математики"...
Еще: "Философия есть самоисправление сознания от изначального избытка субъективности".
И это только начало!..
Его идеи привели к "спекулятивному реализму" — развивающемуся направлению в современной философии, определяющему себя как метафизический реализм.
Из Интернета:
Спекулятивных реалистов, часто несогласных между собой касательно основных философских вопросов, объединяет критика философии конечности человека — традиции, восходящей к Иммануилу Канту. Четверых основных участников движения объединяет попытка преодолеть как корреляционизм, так и философии привилегированного доступа. В эссе "Время без становления" [одно название ласкает слух!] Квентин Мейясу дает комментарий к своей работе "После конечности", объясняя свое определение корреляционизма и обосновывая то, что вся предшествующая спекулятивному реализму философия совершала одну и ту же ошибку.
Под корреляционизмом (от лат. correlatio «соотношение, взаимосвязь») спекулятивные реалисты подразумевают субъектно-объектную связь, связь между сознанием и бытием. Квентин Мейясу уверен, что «нет объектов, событий, законов, сущностей, которые не были бы всегда уже скоррелированы с точкой зрения, субъективным доступом» и что бытие связывается с мышлением априори [мне слышится здесь голос Парменида]: Корреляционизм основан на аргументе, одновременно простом и сильном, который можно сформулировать следующим образом: не может быть никакого X без данности X, и никакой теории об X без полагания X. Если вы рассуждаете о чем-то, то корреляционист скажет, мол, вы говорите о том, что дано вам и полагается вами».
Аннотация книги "Спекулятивный реализм: введение" Грэма Хармана:
"Весна 2007 года, Лондон. Четверо философов – Квентин Мейясу, Рэй Брассье, Йэн Хэмилтон Грант, Грэм Харман – встретились, чтобы обсудить, как вернуть в философию давно утраченную реальность саму по себе. В этой дискуссии родился спекулятивный реализм – дерзкая коллективная попытка вернуть философии ее былое достоинство и смелость мышления. Спекулятивный реализм это не единая позиция, а место дискуссий и интеллектуальных экспериментов молодых философов. Они объединились против общего противника и рискнули помыслить реальность, скрывающуюся от нас за пеленой конечных человеческих феноменов (языка, культуры, социальных и когнитивных структур, плоти и т.д.). Сделать то, что со времен Канта было запрещено".
Понятие "сращение" Уайтхеда практически совпадает с принципом "сочетания" онтологии определенности. "«Сращение» — это название процесса, в котором универсум вещей приобретает индивидуальное единство в результате подчинения «многих» из них конституированию «одной» новой вещи". Таким образом, онтология определенности, наконец-то, нашла единомышленника в лице Уайтхеда.
Леви Брайант в 2011 году уже прямо пишет: "вопросы онтологии должны предшествовать вопросам эпистемологии, или вопросам нашего доступа к объектам". Я не читал его в то время (естественно), но начал именно с этого...
Свидетельство о публикации №224030200433