Стремление человека к бессмертию журнал ВАК
Главный редактор: Кирнарская Дина Константиновна – доктор психологических наук, доктор искусствоведения, профессор
УДК 128/129
код 5.7.8. Философская антропология, философия культуры (философские
науки)
Стремление человека к бессмертию в контексте культурно-исторического развития
Man's desire for immortality in the context of cultural and historical development
Высоцкая Ирина Александровна, философ, частный преподаватель, независимый исследователь, выпускница Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского , РФ, г. Санкт-Петербург, irina.alexandrovna@myrambler.ru
Vysotskaya Irina Aleksandrovna, philosopher, private teacher, independent researcher, graduate of the National Research Nizhny Novgorod State University named after I.I. N. I. Lobachevsky, Russian Federation, St. Petersburg, irina.alexandrovna@myrambler.ru
Аннотация
Несмотря на то, что во все времена тема бессмертия не теряла актуальности, в качестве научной проблемы бессмертие личности стало рассматриваться не так давно. В статье наглядно показано, как менялось отношение людей к вопросу жизни после смерти в парадигме культурно-исторического развития общества. В процессе исследования было выделено несколько основных видов бессмертия, подробное описание которых представлено в данной работе. Автором статьи был проведён сравнительный анализ работ деятелей науки, культуры и религии по вопросам, связанным с темой бессмертия человека. Таким образом, исследование носит междисциплинарный характер и включает следующие области науки: философию, религиоведение, историю, культурологию, психологию. В статье приведены основные взгляды самых ярких представителей из указанных направлений. Понятие бессмертия в современном мире получило значительное обновление с появлением его нового вида, который стремятся воплотить в жизнь некоторые деятели науки. Речь идёт о цифровом бессмертии. В статье раскрыты основные аспекты данного вида бессмертия, рассмотрены положительные и отрицательные стороны реализации подобной масштабной и значительной идеи в жизнь.
Annotation. Despite the fact that at all times the topic of immortality has not lost its relevance, as a scientific problem, the immortality of the individual began to be considered not so long ago. This article clearly shows how the attitude of people to the issue of life after death has changed in the paradigm of the cultural and historical development of society. In the course of the study, several main types of immortality were identified, a detailed description of each of them is presented in this paper. The author of the article carried out a comparative analysis of the works of scientists, culture and religion on issues related to the theme of human immortality. Thus, the study is interdisciplinary in nature and includes the following areas of science: philosophy, religious studies, history, cultural studies, and psychology. The article presents the main views of the brightest representatives of one or another of these areas. The concept of immortality in the modern world has received a significant update with the advent of its new form, which some scientists are striving to bring to life. It's about digital immortality. The article reveals the main aspects of this type of immortality, considers the positive and negative aspects of the implementation of such a large-scale and significant idea in life.
Ключевые слова: бессмертие, классификация бессмертия, сознание, бессознательное, метемпсихоз, цифровое бессмертие
Keywords: immortality, classification of immortality, consciousness, unconsciousness, metempsychosis, digital immortality
Испокон веков человек стремился к бессмертию. Причём к абсолютному бессмертию - как духовному, так и физическому. Однако, само понятие бессмертия не ограничивается только этими двумя категориями. Условно можно выделить несколько видов бессмертия: физическое, духовное, биологическое, социальное, цифровое. Рассмотрим каждое из них по порядку.
Раскрывая тему физического бессмертия, мне бы хотелось обратиться к далёким временам, когда люди искренне верили в существование загробного мира, и более того, подготавливали себя в течение земной жизни к переходу в мир иной. Речь идёт о Древнем Египте. Думаю, всем известно, как мастерски египтяне могли мумифицировать тела умерших. Их работу мы можем оценить даже спустя тысячелетия. Например, мумия фараона Сети I (ок. 1303–1290 до н. э.) прекрасно сохранилась до наших дней и является шедевром искусства бальзамирования. Внутренние органы умершего разными способами извлекали из тела и укладывали в специальные сосуды – канопы – полагая, что для будущей жизни усопшему понадобятся как тело, так и внутренние органы. Но откуда берёт начало традиция мумификации. За ответом обратимся к древнеегипетской мифологии.
У богини неба Нут и бога земли Геба родились несколько детей: старший сын Осирис, второй сын – Сет и две дочери – Исида и Нефтида. Осирис по праву старшинства стал править Египтом, чему позавидовал его брат. Сет замыслил убить брата, и свой замысел ему удалось осуществить прямо во время пира, устроенного Осирисом в честь удачного военного похода. Сет заживо закрыл брата в саркофаге и бросил его в воды Нила. Жена Осириса Исида, она же его сестра, долго искала мужа, а когда нашла его мёртвое тело, то решила спрятать его, и затем похоронить с почестями. Однако, Сет, будучи на охоте, обнаружил саркофаг с телом брата, и чтобы покончить с ним навсегда, разрубил тело, а куски разбросал по всему Египту. Горю Исиды не было предела. Она неустанно искала останки мужа, а когда нашла, обратилась за помощью к Анубису, богу врачевания, бальзамирования и погребальных ритуалов. Вот тогда и была изготовлена первая мумия – мумия Осириса.
Одним словом, ритуал связан с религиозными верованиями древних египтян. Но для чего сохранять тело на тысячи лет, пусть даже и в хорошем состоянии, если оно мертво? В чём тогда заключается бессмертие? Обратим внимание на продолжение мифа об Осирисе.
Сын покойного Осириса - Гор - отомстил за отца, и пожертвовал ему своё око, вырванное Сетом в схватке, проглотив которое, Осирис ожил. Таким образом, Осирис становится воплощением смерти и воскрешения, символом умирания и возрождения природы. Тексты Пирамид называют Осириса «владыкой виноградной лозы», «свежей водой», в текстах ритуала коронационных мистерий – хлебом и ячменём. Он оставил правление Египтом сыну Гору, а сам стал царём загробного мира, т.е. обрёл бессмертие.
«Каждый фараон, умирая, уподобляется Осирису, и загробное существование царя продолжается подобно судьбе Осириса» [1, с.71].
Таким образом, стремление древних египтян сохранить физическое тело тесно связано с верой в бессмертие души.
Если переместиться вперёд во времени, а именно в Средневековье, то особый интерес вызывает представление о бессмертии у алхимиков, которые стремились найти Философский Камень, чтобы с помощью него создать эликсир жизни. "Камень же открывает Философу определённые знания и истины, которые позволяют превозмочь нравственные страдания, свойственные обычным людям, и победить физическую боль, устранив причину и последствия многочисленных недугов" [2, с.56]
"Само изготовление эликсира доказывает, что смерть есть необходимая трансформация, а не действительное уничтожение, и сокрушаться по её поводу не стоит... Душа покидает своё земное тело лишь для того, чтобы вдохнуть жизнь в тело новое. Вчерашний старик завтра уже дитя. Исчезнувшие находятся, потерявшиеся возвращаются, мёртвые рождаются вновь. Для посвящённого не бывает полного необратимого разделения, и чьё-либо простое отсутствие не вызывает у него грусти. Он без труда признает прежде любимых даже под непривычной оболочкой, ведь распознать их поможет ему дух, обладающий бессмертной сущностью и вечной памятью" [2, с. 59]
Ещё одним легендарным источником бессмертия является Священный Грааль. Несмотря на то, что практически каждый человек слышал легенду о Граале, до сих пор не существует единого мнения ни о месте возникновения данной легенды, ни о происхождении названия предмета, ни о том, что из себя представляет Грааль. В различных источниках он выступает в роли Чаши, Кубка, и даже Камня. "Грааль - это табуированная тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся то так, то иначе, с той или иной мерой «прикровенности»" [3, с.263]. Грааль дарует обладателю материальные богатства, чем напоминает рог изобилия, а также духовные знания, что сближает Грааль с Философским Камнем.
Мы видим, что в любом случае физическое бессмертие предусматривает в теле живой дух, т.е. обязательно влечёт за собой бессмертие духовное.
Мы не можем экспериментально доказать, а есть ли она, та самая вечная загробная жизнь, душа, Бог.
Сложность также состоит и в семантике слов, обозначающих подобные трансцедентальные категории. Например, для кого-то Бог – это конкретная личность, для кого-то – абстрактное понятие. Но в глубине своей, люди интуитивно чувствуют наличие неких высших сил, Закона, установленного кем-то миропорядка. Мы знаем, пусть даже на бессознательном уровне (или лучше сказать, особенно на бессознательном уровне), что над нами есть силы, гораздо нас превосходящие.
Духовное бессмертие может выражаться разными представлениями – одним из них является реинкарнация (в переводе с др.-греч. "переселение душ"). Есть люди, которые утверждают, что помнят свои прежние воплощения. В качестве примера предлагаю рассмотреть биографию одной женщины по имени Дороти Луиза Эди.
Итак. В одном небольшом ирландском городке родилась девочка по имени Дороти Луиза Эди. В три года она упала с лестницы и потеряла сознание. Врачи, пришедшие на помощь, диагностировали её смерть, однако девочка ожила. Но с этого момента, она говорила, что Англия не её настоящий дом. И рассказала, что до этого она была девушкой Бентрешит, росла и воспитывалась при храме фараона Сети I. В прошлой жизни она отличалась от египтян внешностью – была голубоглазой и белокурой, т.к. её отец был иностранным военным. На необычную девочку обратил внимание фараон Сети I (да-да, тот самый фараон, чья мумия прекрасно сохранилась, и чья гробница считается одной из самых роскошных и просторных). Он приехал проверить строительство своей гробницы. Ему тогда было 40, а девочке 14. Юная девушка влюбилась в фараона и забеременела от него. Но так как она являлась жрицей при храме, это являлось огромным грехом. Девушка от отчаяния покончила жизнь самоубийством. Когда Дороти Эди выросла, она стала всерьёз увлекаться египтологией. Девушка выучила древний язык, который давался ей на удивление легко, утверждая, что не учит язык, а просто вспоминает его, как уже хорошо ей знакомый. И только в возрасте 52 лет, Дороти переехала жить в Абидос, где её стали называть «Омм Сети» (мать Сета. Сетом звали её сына). Женщина сотрудничала со многими учёными, писала книги. Дороти указала, где именно располагались сады рядом с храмом Сети. Но археологи спорили с ней, отрицая наличие садов в пустыне в этом месте. Когда раскопки начались, то действительно, был обнаружен сад именно в том месте, где и указывала Дороти. Дороти осталась жить в Абидосе, рядом с тем храмом, в котором, по её словам, она служила в своей прошлой жизни. Там она была и похоронена.
Многие скажут, что подобные "воспоминания" могут быть связаны с нарушением психики человека, или травмой головного мозга, что всерьёз говорить об этом могут только безумцы. Возможно. Но в таком случае, безумцами стоит признать тех, кто является величайшими мыслителями всех времён. В перевоплощение души верили: Пифагор, Сократ, Платон, Джордано Бруно, Лейбниц, Гёте, Артур Шопенгауэр, Вольтер, Толстой Л.Н., Лосский, и многие др.
Очень интересен взгляд на перерождение души у немецкого психолога, основателя аналитической психологии Карла Юнга. В его практике встречались случаи, когда пациент видел во сне (иногда и наяву) сюжеты, никак не связанные с повседневной жизнью или личным жизненным опытом, но которые подтверждаются историей, или находят своё отражение в религиозных воззрениях глубокой древности. В процессе своих научных наблюдений Карл Юнг выдвинул тезис, что кроме индивидуального сознания существует ещё и коллективное бессознательное, которое носит универсальный характер и является единой психической системой.
По мнению Карла Юнга, именно идея о переселении душ непосредственно связана с открытием закона о сохранении энергии. Каким же образом выражается данная связь? Начнём с того, что идея о сохранении энергии пришла в голову ни к физику, ни к какому-либо другому учёному, а к врачу - Роберту Майеру. Во время своего путешествия в 1840-1841 гг. в качестве корабельного врача на остров Ява, к нему словно пришло озарение. Он почувствовал прилив сил, неимоверное вдохновение, и погрузился целиком и полностью в работу. Его даже перестало интересовать увлекательное путешествие и новые неведомые земли. В результате, Роберт Майер сделал открытие, известное нам как закон сохранения энергии [4, с.213]
В своей работе "Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное" Карл Юнг следующим образом комментирует открытия Роберта Майера: "в идее бессмертия души заключено представление о её сохранении, а в буддийском и первобытном представлении о метемпсихозе (переселении душ) заключено представление о ее неограниченной способности к превращениям при неизменном сохранении. Эта идея, таким образом, испокон веков запечатлена в человеческом мозгу. Поэтому она в готовом виде заложена в бессознательном каждого. Требуются лишь определенные условия для того, чтобы снова заставить ее выступить на поверхность. В случае Роберта Майера эти условия, очевидно, оказались в наличии" [5, с.103]
Получается, каждый человек способен установить связь не только со своим личным бессознательным, но и с коллективным бессознательным, где находится вся информация, касающаяся того, что было, есть и будет.
О едином источнике всего сущего также говорил и наш соотечественник, академик Владимир Михайлович Бехтерев. Он же и выдвинул теорию социального бессмертия.
С первого взгляда может показаться, что социальное бессмертие связано с сохранением памяти будущими поколениями людей - мы живы, пока о нас помнят. Однако, далеко не всё так просто и однозначно.
Речь Бехтерева, сказанная на торжественном акте Психоневрологического института в феврале 1916 г., была первоначально опубликована в «Вестнике Знания» под названием «Бессмертие человеческой личности как научная проблема». В самом начале выступления Владимир Михайлович ставит перед читателями глубокие философские вопросы, а также упоминает о законе сохранения энергии применительно к психической деятельности человека. Этот закон учёный выразил так: «ни одно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами или даже простым взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно. И это потому, что всякое вообще действие, слово или вообще тот, или иной жест, или мимическое движение неизбежно сопровождается для самого человека определенными органическими впечатлениями, что в свою очередь должно отразиться в его личности, претворившись в новые формы деятельности в последующий период времени» [6, с.82]
Владимир Михайлович приходит к выводу, что нет оснований противополагать друг другу физическую энергию, материю и дух, и что единой основой всего сущего является мировая энергия, которая служит началом как всего материального, так и всего духовного во Вселенной. Развивая свою мысль, учёный говорит о том, что во всём познаваемом нами пространстве нет ничего без движения. Энергия совершает круговорот, объединяя всех людей в единую общечеловеческую личность. Именно поэтому, совершённое одним человеком преступление обязательно отразиться на всех людях, в том числе и на самом преступнике тоже.
Таким образом, всякий человек обладает известным запасом энергии, заимствованной от предков в силу рождения, и запасом энергии, приобретенной им самостоятельно путем воспитания и жизненного опыта. Каждый делает выбор, как ей распорядиться, куда направить и на что именно потратить. Важно помнить, что мы несём ответственность за свои поступки не только перед самими собой, но и перед всем миром.
В настоящее время всё большую популярность набирает ещё один путь обретения человеком бессмертия. Его называют цифровым, т.к. он целиком и полностью связан с развитием цифровых технологий. Сторонники данного направления рассматривают мозг как сложный компьютер, в котором абсолютно вся информация, в том числе чувства и эмоции, содержатся в форме определённых кодов и алгоритмов. При этом, человеческое сознание приравнивается ко всей информации, хранящейся у нас в мозгу, т.е. наши мысли, чувства, эмоции, воспоминания - это и есть мы. Таким образом, при помощи расшифровки нейродинамического кода психических явлений, мы сможем сохранить, и даже перезаписать на другой носитель, сознание любого человека. Более того, наше тело уже не станет необходимым условием существования, в роли носителя сознания может быть что угодно. Сторонники данного направления в науке убеждены в том, что биологическая самоорганизация обречена, так как неизбежно ей на смену придёт электронная цивилизация трансгуманойдов.
Одним из самых ярких представителей этой идеи является профессор Александр Александрович Болонкин - человек, прошедший тяжёлые жизненные испытания, которые, смею предположить, и возбуждают в нём неимоверное желание, веру и надежду, на создание электронного человека, который не будет чувствовать боли, голода, жажды, не будет болеть, и испытывать иных страданий. Человек сможет выбирать себе тело по своему вкусу и усмотрению, а также у людей появится возможность преобразовать своё тело с помощью технических средств.
Но разве наша человеческая жизнь состоит только из болезней и страданий? Вспомните своё детство, как мы радовались солнцу и дождю, наслаждались ароматом цветов, восхищались красотой бабочек, с трепетом слушали пение птиц, плескались в реке, ныряли в снежные сугробы, одним словом , радовались жизни, нашей биологической жизни, были открыты всему новому и неизведанному. А как прекрасно чувство любви, родства, единения, когда ощущаешь душевное тепло, сердечную привязанность, эмоциональную близость. Будет ли всё это доступно трансгуманойду? Однако, зная о тех испытаниях, которые прошёл Александр Александрович, можно понять, почему он не верит в человека, не верит в то, что люди смогут развивать себя в лучшую сторону, а не продолжат бездумно загрязнять окружающую среду, уничтожая жизнь на Земле.
В нашей стране далеко не все крупные учёные согласны с тем, что человеческий мозг можно сравнить с компьютером, хотя они и ведут активную работу по расшифровке кодов головного мозга. Некоторые считают, что даже сильный искусственный интеллект будет значительно отличаться от естественного интеллекта, присущего человеку. Кроме того, камнем преткновения служат так называемые сверхъестественные явления, происходящие с людьми.
Понятие цифрового бессмертия и его разработка появились относительно недавно. Это явление новое в отличии от биолого-генетичечкого бессмертия, которое заключается в передаче нашей генетической информации потомкам.
В этой связи природа уже сама обо всём позаботилась. Генетический код обоих родителей в полном объёме передаётся ребёнку, и уже из полученного материала организмом создаётся уникальный генетический микс для будущего человека.
В наши дни появились идеи по заморозке тел (крионика), по слиянию физического тела с электронными механизмами (трансгуманизм), по внесению изменений в генетический код человека. Пока положительного результата не даёт ни одно из названых направлений, так как появляются побочные эффекты несовместимые с жизнью. Но, кто знает, возможно, человеку удастся через некоторое количество времени сохранить наконец своё тело вечно молодым и здоровым. И вот тут возникает ряд вопросов: чем чревато достижение человеком физического бессмертия? Какие последствия может повлечь за собой сие знаменательное событие? Есть ли на нашей планете кто-то, обладающий бессмертным телом? На последний вопрос можно дать однозначный ответ: Нет. Даже камни со временем разрушаются, не говоря уже о биологических организмах (есть многоклеточные организмы, которые очень медленно стареют, но к бессмертию это не относится). Таким образом, на планете Земля физическое бессмертие не предусмотрено законами природы. И если, человечеству всё-таки удастся его достигнуть, не будет ли природа искать возможность это исправить, как ошибку, т.к. мы станем для Земли инородными существами.
Список литературы:
1.Матье Милица Эдвиновна, Мифы Древнего Египта, RUGRAM, 2022 год, стр.71
2.Фулканелли "Философские обители", Энигма, Москва, 2004 год, стр. 56
3.Петрова Н. С., Альбедиль М. А, Энциклопедия "Мифы народов мира", ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2014 год, стр. 263
4.Robert Mayer, Kleinere Schriften und Briefе. Stuttgаrt. 1893, р. 213. Brief an Wilhelm Griesinger, 16, Juni, 1844)
5.Карл Густав Юнг, О психологии бессознательного/ Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное, АСТ: Эксклюзивная классика, 2021, стр.103
6.Бехтерев В.М., Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности/Бессмертие человеческой личности как научная проблема, Алетейя, СПб, 1999г., стр.82
Bibliography:
1. Mathieu Militsa Edvinovna, Myths of Ancient Egypt, RUGRAM, 2022, p.71
2. Fulcanelli "Philosophical Mansions", Enigma, Moscow, 2004, p. 56
3. Petrova N. S., Albedil M. A, Encyclopedia "Myths of the peoples of the world", OlmaMediaGroup / Enlightenment, 2014, p. 263
4. Robert Mayer, Kleinere Schriften und Briefe. Stuttgart. 1893, b. 213. Brief an Wilhelm Griesinger, 16, Juni, 1844)
5. Carl Gustav Jung, On the Psychology of the Unconscious / The Personal and the Superpersonal, or the Collective Unconscious, AST: Exclusive Classics, 2021, p.103
6. Bekhterev V.M., Psyche and life. Selected works on personality psychology / The immortality of the human personality as a scientific problem, Aletheya, St. Petersburg, 1999, p82
Свидетельство о публикации №224030500090
Без-смертные личности теряют необходимость и способность Человечности-Жертвенности Своим, отличным, кратким ради общего-вечного (где С-Пос-Обность - умения, качества, отличия личности обретаемые ею С Пособью-помощью Общества).
спасибо.
Борис Трубин 05.03.2024 08:59 Заявить о нарушении