Блок. Двенадцать. Краткое содержание
Конспект:
1. Метель, питерская улица и прохожие на ней – все в состоянии разной степени паники;
2. По опустевшей улице идут 12 человек с ружьями, готовые стрелять в толстозадую Русь;
3. Это красногвардейцы, жаждущие раздуть мировой пожар;
4. По другой улице летит лихач с Катькой и Ванькой;
5. Петька - один из красногвардейских двенадцати - тоскует по Катьке;
6. Они сталкиваются, Петруха стреляет, лихач с Ванькой скрываются, Катька убита, 12 бросают труп и идут дальше;
7. Петруха в печали, но товарищи его успокаивают, и он снова готов “позабавиться” – “грабить етажи”;
8. Мечты Петрухи: «Ужь я ножичком // Полосну, полосну»;
9. Перекрёсток, на котором стоит буржуй и жмущийся к нему пес безродный;
10. Вьюга. Петька обмолвился про “спасе”, и получает строгую отповедь: «Бессознательный ты, право!» – твой бог не упас тебя от Катькиной крови;
11. Отринув прежнюю святость, 12 идут вперед во вьюгу. Впереди появляется кто-то с красным флагом;
12. Они сквозь пургу идут, постреливая, дальше, сзади от них никак не отвяжется голодный пес, а впереди –
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Резюме:
По захваченному городу идёт стража новых варваров. Им чуждо здесь всё – и его обитатели, и их религия. И даже местные красотки не отвлекут их от выполнения революционного долга. Они держат революционный шаг. Ибо “вышел срок их подтопления” – они идут сами, и за ними тащится весь старый мир - к новой жизни.
В поэме завершаются два сквозных – на все три тома – сюжета Блока.
1. Сюжет «соловьиного сада» или сюжет «мидианки». Мидианка – персонаж стихотворения Вл. Соловьева «Неопалимая Купина»:
«Я раб греха: во гневе яром
Я египтянина убил,
Но, устрашен своим ударом,
За братьев я не отомстил.
…В трудах бесславных, в сонной лени
Как сын пустыни я живу
И к Мидианке на колени
Склоняю праздную главу.
…Я раб греха. Но силой новой
Вчера весь дух во мне взыграл,
А предо мною куст терновый
В огне горел и не сгорал.»
Как Мидианка, так и бессчетные хозяйки очередного соловьиного сада суть те, с которыми забываешь свой долг, свой труд, свой подвиг. У Блока таких было – от Л.Д. до Кармен и далее.
Бедная “Катька” – попробовала провернуть подобный фокус с одним из Двенадцати, но:
…А Катька где? – Мертва, мертва!
Простреленная голова!
ЧтО, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Это у моря, на солнечном юге, работник в объятиях свой “мидианки” проспит и свой труд, и своего осла. У новых северных варваров – всё безжалостней и проще.
2. «Жена, облечённая в солнце». Данный сюжет в трехкнижии прописан менее отчетливо. Можно сказать, что он прикрыт более плотно. И тем не менее…
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), Глава 12:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
…Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.»
То есть, было явлено «великое знамение: жена, облеченная в солнце», но явился и «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Жена сбежала от него в пустыню, но он продолжил охоту за ней.
В лирике Блока женщина, которая родом из “пустыни” – появляется неоднократно:
«Она росла за дальними горами.
Пустынный дол — ей родина была…
26 июня 1901»
«…Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.
Сентябрь 1906»
«Она пришла из дикой дали –
Ночная дочь иных времен.
…Всё снится ей родной Египет
17 октября 1907»
Но дело даже не в этом. Для Блока каждая новая встреча с женщиной, каждое новое столкновение с нею – это вопрос, это испытание: а не укрывающаяся ли это от змия “жена”?
Вот донна Анна:
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны…
Всего лишь неверная вдова? Но…
Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
[Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.]
(Выделение Блока.)
Кто это, видящая неземные сны женщина, которая встанет, которая полюбуется на твой смертный час?
А вот безымянная дама – казалось бы, одна из сотни, двух, трех – оказавшаяся с Блоком на лихаче, катаемая им «на островах»:
Ты прижималась всё суеверней,
И мне казалось – сквозь храп коня –
Венгерский танец в небесной черни
Звенит и плачет, дразня меня.
Но вдруг женщина отстраняется:
«…И вдруг – ты, дальняя, чужая,
Сказала с молнией в глазах:
[ То душа, на последний путь вступая,
Безумно плачет о прошлых снах.]
6 марта 1910»
(Выделение и здесь - Блока.)
Так кто же “ты” есть, тоже, оказывается, слышащая небесную ораторию?
В «Двенадцати» поставлена точка и в этом сюжете:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
«...И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.»
В зимнем замерзающем Питере, в разгуле метельных стихий, у Земли уберечь Жену сил больше не хватило. Змий своего добился.
Не из-за этого ли эта поэма, рассказывающая об убийстве по неосторожности блудной девки приятелем из полубандитского формирования, оставляет ощущение вселенской катастрофы?
Свидетельство о публикации №224030600901