Онтология определенности и Гегель
7.6 В истории философии известна, пожалуй, единственная, хотя и неосознанная до конца, точнее не осознанная совсем самим автором, но явная попытка ввести в философский дискурс понятие определённости. Да, и кстати, тут нам придется поверить на слово переводчику. Гегель в своем труде «Наука логики» явно рассматривал определённость с философской точки зрения. Отрывок приведем с лакунами:
«Бытие, <...> во-вторых, определяет себя внутри самого себя».
«Согласно второму определению оно есть сфера, в которую входят определения и все движения его рефлексии. В ней бытие полагает себя в трех следующих определениях:
I. как определённость, как таковая: качество;
II. как снятая определённость: величина, количество;
III.как качественно определенное количество: мера» [Гегель, 1970: 136].
«<...> ибо бытие как абстрактная непосредственность низводит себя до единичной определённости, противостоящей внутри его сферы другим его определённостям»
[Гегель, 1970: 138].
В сущности, понятие бытия у Гегеля достаточно соответствует определённости в нашем понимании. Это указывает на то, что возможность или даже лучше – необходимость для рассмотрения определённости как философского понятия была уже давно. Однако Гегель употребляет «определённость» лишь как общепринятое понятие, и если определяет какую-либо философскую определённость, то только одну – «бытие», и делает это слишком неявным образом, даже не осознавая этого. Как говорил Генрих Гейне, высмеивая гегелевские труды: «Эта паутинообразная берлинская диалектика неспособна выманить собаку из под печки <...>» [Гейне, 1958: 16]. В общем, конечно, давать определения сложным понятиям на основе того, что само не имеет определения, хотя бы на основе какого-то понимания, – это не лучший способ для того, чтобы быть понятным и понятым.
Если допустить наличие права для автора, (который пытается ввести в философский дискурс понятие «определённости» как философского понятия и пытается дать этому понятию внятное определение с точки зрения онтологии), на то, чтобы указать место Гегеля в онтологии определённости, то мы можем заявить откровенно, что Гегель может иметь к онтологии определённости только отрицательное отношение. Он является тем, кто заставляет уходить от себя, потому что не дает ответов. Или дает неверные ответы. Отличия учения Гегеля с онтологией определенности встречаются на каждом шагу. Определенность Гегеля следует понимать как «однозначность» - это одностороннее понятие, имеющее смысл отделения.
Приведем пример: «Нечто, как и качество, имеет свой предел, свою границу» [Гегель, 1975: 230]. С точки зрения онтологии определенности здесь сразу две ошибки. Первая ошибка – качество как абстрактный принцип не имеет пределов. Вторая ошибка – «нечто» не может «иметь» свою границу. Границу для «нечто» обеспечивает определенность – это базовое определение (Df8/1), которое мы озвучим в следующей главе. В целом, можно уверенно утверждать, что автор не только не опирался на Гегеля, а, выражаясь старинным образом, «бежал его». Поэтому онтология определенности – скорее уж антигегельянство.
Однако повторимся, понятие определенности «витало и витает в воздухе». В этом смысле Гегель мало чем отличается от Харуки Мураками, чьи слова приведены эпиграфом к этой главе. Х. Мураками не называет, но верно описывает определенность. Так что «хлебные крошки», верно указывающие путь, рассыпаны давно и давно наблюдаемы. Но россыпь – россыпью, а это не означает, что речь в разных местах идет об одном и том же. Это означает лишь то, что понятие «определённость» давно напрашивается как предмет для пристального изучения.
Свидетельство о публикации №224030800427