Против критиков Шишкина

Продвинутые галерейщики и завзятые знатоки живописи обвиняют Шишкина в банальности, он якобы "фотографировал" природу, в нём нет эксперимента и новизны, из его работ не выпячивается оригинальность авторского "Я". То есть он виноват в том, что служил не себе, а природе. По мнению критиков это очень плохо.

В политике превосходство личного "Я" над общественным порядком называется либерализмом. В искусстве подобное "ячество" имеет несколько названий, но суть их в одном - в самовыражении.

Концептуальное, упорное самовыражение неизбежно разрушает рамки здравого смысла, поскольку выпячивает авторское "Я" за счёт устранения стилей и форм, ранее принятых, признанных. Так самовыраженец не смог бы писать православные иконы в силу того, что их сюжеты каноничны, а, разрушая канон, художник разрушил бы икону как таковую. В светской живописи самовылупляться проще, даже естественней, ибо уже два века все вылупляются, и такая оригинальность уже стала банальностью. 

Шишкин к "ячеству" не имеет отношения, потому что обожает русский лес. Не Шишкина в лесу и не лес в Шишкине, а непосредственно лес. Что он привносит личного, авторского - это любование. Разумеется, в каждую работу художник привносит что-то личное, но тут нюанс: можно привносить своё личное так, что это будет главным содержанием работы, а можно - по служебной необходимости, ибо человек видит мир своими глазами и переживает своим сердцем, так что художник в работе неизбежно присутствует, но не затмевает предмет.   

Вот влюбился человек и взялся написать портрет любимой. Как он пишет? С трепетом и восторгом, с благодарностью. Он кистью целует любимые черты. Но подходит к нему не в добрый час художник-либерал, теоретик и практик самовыражения:
- Что же ты пишешь какую-то банальщину! Что, люди баб что ль не видели?! Ты искусства прибавь. Ну, сделай нос у неё лиловым крючком, пусти в глазах отблески пожара...
- Да это ужас получится! Моя девушка - она милая. 
- Ужас - вот и прекрасно! Рога ей причёской прикрой, улыбку сделай такую, чтобы в одной половинке лица ползла как бы улыбка, а в другой - как бы змея. Задача творчества - выражать авторскую неповторимую фантазию. Только так ты станешь оригинальным. А реальность никого не интересует, вон её полно кругом, да и галерейщики не купят, поверь мне.

Иван Шишкин писал пейзажи, как писал бы портрет любимого человека - с обожанием и верностью.

Подлинное искусство от поддельного (яческого) отличается только по мотивации художника - не по формальным признакам. В любом жанре есть вещи, где художник пытался выразить правду, и такие вещи, где художник выражал оригинальность личного "Я". Так абстрактная живопись изучает ритмические, архитектурные, оптические первоосновы миры (Кандинский) - при этом привычные предметы исчезают, но здесь всё по-честному, поскольку взамен автор являет нам весёлый, страшный, бушующий микромир и алхимический состав человеческой натуры. Необычайность произведения не свидетельствует о яческом пижонстве автора. Или Босх, он путешествует среди духовных образов (они же смыслы и существа) и в своём служении мистической правде подобен Шишкину.

Два подхода мы видим во всех земных делах: один строитель строит полезное и красивое, другой использует стройку для растаскивания денег. Одна мама рожает ради материнства, другая - ради маткапитала. И т.д. и т.п.

Шишкин - пример идеальной искренности. Его русский лес - лес тайны, мощи и любви, а про себя он в пылу работы забывал.   


Рецензии