Воейково Ленинград. глава двадцать четвёртая

Воейково \ Ленинград : от ноября 1975 года до января 1977 года

                Повесть

                Глава двадцать четвёртая



Всё же решил я упомянуть вроде бы не так и значительные эпизоды, которые, впрочем, могли бы резко, быстро, « моментально и монументально » действительно переменить не только направление, но и вероятный смысл моей дальнейшей жизни, основательно связав её с Ленинградом.

Примерно с середины апреля по середину мая месяца 1976 года я трудился во второй половине дня в качестве подсобного рабочего на втором этаже продуктового магазина, местонахождение которого было поблизости от начала и от завершения автобусных маршрутов : два из них, пригородные, следовали в Воейково, в Колтуши, и обратно, на эту окраину Ленинграда, именуемую « Пороховые ».
Другие маршруты были только внутригородскими : от « Пороховых » до площади Финляндского вокзала и обратно ;
от « Пороховых » по нескольким маршрутам в ближайшей округе и более дальним.

Чисто случайно я устроился в этот относительно большой продуктовый магазин,
имеющий на первом всегда затемнённом и « ароматном » этаже отделы « мясной »
и « овощной », а на втором этаже отделы « бакалея », « гастрономия »,
« молочные продукты » и ещё один, названия которого не помню. -
Свойственные принципам организации советской торговли такие городские продуктовые
универсамы( универсальные магазины ) давали возможность купить в одной торговой точке самое необходимое, что было в те времена периодически доступно
даже в Ленинграде, имеющем тогда особый статус продовольственного и промтоварного снабжения.

Не так и далеко стоящее от перекрёстка двух основных местных не широких улиц
издалека заметное стандартное здание « из стекла и бетона » было удобно посетить и что-то определённое купить по пути, направляясь в Воейково. - Меньше расстояние и меньшие затраты сил для того, чтобы нести обычные продуктовые « тяжести », добираясь из центра или из других районов Ленинграда в своё общежитие.

Однажды увидев на входной двери магазина объявление, я тут же поднялся на второй этаж, нашёл кабинет заведующей отделом « бакалея », пообщался с нею
и в тот же день оформил свой приём на работу, заранее оговорив мою трудовую занятость лишь во второй половине дня, то есть примерно с трёх или с четырёх часов дня и до закрытия, до восьми часов вечера.

Размер оплаты был равен моей месячной, в сорок рублей, стипендии, или же был чуть меньше : до тридцати пяти рублей заработной платы за тридцать рабочих дней, -
в моём случае за неполные рабочие дни.
Посчитал достаточными такие « деньжищи » за не тяжкий и всегда лишь периодический труд. --- Времени свободного « девать некуда », учёба идёт успешно, расписание автобусного движения удобно : успеваю после учёбы ; успеваю вернуться на вечернем прямом рейсе, - без пересадки на остановке « Колтуши », - в настолько теперь привычное Воейково.

Исходя из регулярности поездок я пользовался проездными в апреле и в мае
1976 года.
Стоимость проезда « копеечная », а при наличии действующего сроком на один месяц проездного документа появлялась экономия при условии ежедневного проезда
« туда-обратно ».

Через пять-шесть рейсов я стал известен кондукторам ;
мы здоровались, я показывал свой обычный проездной и занимал удобное место
в автобусе, избегая излишне яркого солнечного света в дневное время
и стараясь подольше любоваться вечерним закатом.
( Льготного, студенческого, проезда на пригородных автобусных маршрутах не помню.
А если он и был, то билет слушателя ДПО не являлся основанием для оформления
данной льготы. )

При стоимости проезда, в одну сторону, равную двадцати или двадцати пяти советским копейкам, автобусный билет всегда доступен.
За проездной, позволяющий целый месяц « кататься » на данном маршруте,
я платил не больше трёх или трёх с половиной рублей. --- Экономия очевидна ;
плюс удобство : нет заботы о постоянстве монет в карманах.


                *

Трудовая моя деятельность ничем таким выдающимся не запомнилась, поскольку рутина
« возьми-отнеси или отвези то-то туда-то », свойственная магазинному циклу, понятна.
Основным подсобным рабочим и грузчиком на втором этаже универсама № 50
в этой части  Красногвардейского района являлся — совпадение ! --- житель посёлка Воейково, молодой мужчина лет тридцати или чуть моложе.
Его внешний вид давал понять о регулярности общения со спиртным и с куревом, -
лицо всегда хмурое, усталое, часто небритое ; глаза тусклые, обиженные,
постоянно в задумчивом ожидании …
На внешних сторонах ладоней разных видов наколки.

Через пару дней он сам сказал о том, что полгода трудится здесь вынужденно,
ибо после его возвращения из тюрьмы --- за что и сколько лет он там провёл,
я не услышал, --- никуда нельзя было устроиться на работу ;
и лишь здесь согласились его принять.

В советские времена по соответствующему закону могли привлечь к разным формам ответственности по статье « за тунеядство », - за неучастие в официальной трудовой деятельности.
Помнится даже такое : в паспортах граждан СССР имелась специальная страница,
на которой указывалась должность\профессия и место трудоустройства ;
то есть при проверке основного документа легко выяснялся род занятий,
а при отсутствии этой особой отметки милиция имела право задерживать таких людей
для принятия мер по отношению к ним.

( Лишь в 1978 году, при очередном массовом обмене общегражданских советских паспортов, эта особенность тотального контроля исчезла. )
 
Наши отношения были обычными, нормальными для занятых в такого рода простейшей
деятельности. --- Иногда мы вдвоём разгружали машину с товарами, затем поднимая
на второй этаж коробки, ящики, прочие виды грузов на специальном лифте и далее перемещая либо на склады второго этажа, либо по секциям\по отделам под бдительным присмотром заведующей, старшей по должности на этом этаже.

Труд подсобника, труд разнорабочего в условиях продуктового магазина посильный,
не так и напряжённый в смысле мышечных и тем более умственных усилий.
Время моей « второй смены » двигалось когда быстро, когда излишне медленно.
На перекуры я не ходил, ибо с куревом « завязал » ещё в первый месяц прохождения
службы в учебном центре, в « сержантской школе ».
О чём и часто ли мы беседовали ? --- Не помню. Быть может всегда общались лишь
по известным темам : « новости » магазина ; « водка, вино, женщины, табак, спорт, анекдоты, погода » ...

На первом этаже бывал я редко, - всего несколько раз помог мясникам перемещать
полу-туши из авто-рефрижераторов в постоянство зимних условий специальных морозильных камер в глубине отдела « мясо ».

Для меня стало неожиданностью пожелание крепких, сильных мужчин-мясников,
опытных продавцов, очень уважаемой части тогдашней торговой « элиты »,
когда они в один из майских дней пригласили меня к себе и сказали примерно следующее :
« Студент ! Переходи к нам трудиться ! Место хорошее, прибыльное, - всегда будешь иметь « навар », появятся полезные связи, сможешь купить — лет через пять - хорошую кооперативную квартиру !
Да и что там, в этой предстоящей учёбе, интересного, когда после получения диплома поначалу станешь получать « очень много », чуть больше ста инженерных рублей, за месяц !
Мы к тебе пригляделись : труда не боишься, соображаешь быстро, силу имеешь. Научим !
Думай ! »

Я улыбнулся и моментально их огорчил ответом : « Благодарю ! Удивлён ! 
Но я всё же вижу себя другого ! »

Мы взаимно уважительно пожали друг другу ладони, после чего я поднялся на второй этаж, где оставался в готовности для исполнения вероятных распоряжений продавщиц, заведующей секцией « бакалея » или заведующей всем вторым этажом,
а иногда слышал я распоряжения директорши этого универсама, многопрофильного продуктового магазина.

Продавцы-мясники больше не предлагали мне всё же вступить в их сообщество.
((( А может надо было « рискнуть » и согласиться перейти в иную профессию ?! ---
Тогда бы я … )))


                *

Чуть иное « чрезвычайной важности событие » тоже могло произойти в связи с моим
временным трудоустройством в систему торговли.
Моя деятельность, моё поведение настолько понравились заведующей секцией
« бакалея », что она быть может и на полном серьёзе неоднократно высказывала вслух свою « горящую » « сокровенную мысль » : « Познакомился бы я с её дочкой ; а она, не только мудростью богатая мать, убедила бы свою ((( « красавицу, спортсменку, комсомолку »( С ) ))) выйти за меня, такого хорошего молодого человека, замуж !»

Далее следовал « обязательный перечень позволительных для меня, мужа её дочери, благ ...»

Мои ответные действия всегда просты, эффективны, понятны :
« Я — будущий студент ; пока что учёба превыше всего, - тем более после службы
в армии, после « явной потери двух лет ».
В данный момент ни времени нет, ни возможности для нормального знакомства
с её дочерью.
Даже если она, её мать, познакомит нас здесь, в пределах магазина,
и её дочь быть может понравится мне хотя бы первым впечатлением, -
относительно решения Вашей дочери в « обязательности избрания меня её женихом » совершенно не уверен, - я не могу именно обещать дальнейших встреч по причине скорых выпускных экзаменов и необходимости хорошей подготовки к ним
ради поступления на желанный факультет выбранного мною института ».


Я и не помню, когда было куплено в одной из секций « Гостиного Двора »  простенькое серебряное узкое кольцо, и, главное, что за мысль была у меня при его надевании на палец то ли правой, то ли левой руки. ---
Важно то, что это кольцо невзначай оказалось « спасительным » для меня символом : неприятная настойчивость « свахи » постепенно уменьшалась, поскольку она увидела в наличии кольца обозначение моей помолвки …
Я не разубеждал её и вплоть до моего увольнения она была уверена в этом. 

Уволился по собственному желанию ; расчёт получил я в тот же день или всё же
чуть погодя.
Трудовая книжка оформлена ; новый штамп на специальной странице в паспорте.
Премиальных начислено не было, ибо трудился вторую половину апреля и первую половину мая месяца 1976 года. ---
Вообще-то я рассчитывал « много заработать » до начала июля ;
нас предупредили о переезде в Ленинград для проживания в свободном на летнее время студенческом общежитии и о сдаче выпускных экзаменов не в аудиториях Воейково.

Ещё одним фактором, который сильно повлиял на моё решение быстрее уволиться,
было поведение моего не частого напарника по простейшим трудам в продуктовом универсаме : былой тюремный сиделец стал настойчиво приглашать к нему в гости, -
в один из частных домов на территории посёлка Воейково.

Единственное « условие » моего прибытия к нему в гости выражалось наличием
при мне « хотя бы » одного литра водки, - двух бутылок по пол-литра,
и любого вида закуски.
Он же « гарантировал » присутствие двух возрастных « дам с низкой социальной ответственностью », одна из которых предоставится мне ...

Разумеется, не только не пошёл я в гости, - хотя бы однажды, -
к столь « заботливому » хозяину частного дома, но и мысли моей не было о том, чтобы « наверняка воспользоваться редчайшим случаем ».

                *

Совсем иной, более насыщенный распорядок моих дней, образованный ещё одной практикой на уроках жизни, привёл к верному,- не только логически обоснованному,- решению : по субботам, после восьми часов вечера, после расставания с трудовыми обязанностями, я уезжал на автобусе городского маршрута к своей замечательной любовнице, которая сама создала эту возможность для наших встреч по субботним вечерам и в первой половине воскресных дней.
Она выразила действительно осознанное своё желание « приютить » меня у себя
на определённое количество часов субботы и воскресенья, учитывая мою занятость
во второй половине второго выходного дня.

Так что мы много что успевали за часть субботы и за часть воскресенья.
Само собою, вечер каждой субботы и первые ночные часы следующего дня требовали
максимальной моей энергии, которая и мощно, постепенно, расходовалась
и относительно быстро возвращалась к « норме » …

По воскресным апрельским и майским дням удавалось побывать в пригородах Ленинграда : в Павловске, в Петергофе, в Царском Селе(в городе Пушкин)
именно в утренние часы, когда малочисленность « праздношатающихся »
местных жителей и туристов позволяла намного лучше воспринимать дивные ландшафты, знакомые и всё же всегда особенные пейзажи.

Ей тоже больше нравился Екатерининский парк и дворец.




                10.03.2024



 


Рецензии
Здрав будь, Александр!
Читая твои произведения, наслаждаюсь ясностью мысли и детальностью описания событий. В результате, как всегда, происходит увлекательная прогулка по советскому прошлому - по той части жизни, которая наиболее ценима лично мною.
Благодарю за писательский талант и светлые человеческие качества!
Будь!

Милена Боженова   19.04.2024 19:26     Заявить о нарушении
Благодарю, Милена !

((( насчёт "таланта" моего имеются сомнения, поскольку тиражей печатных
не вижу возвышения ! )))

да, прошлое действительно бывает столь особенным, когда к нему имеем отношение
подобное : оно лишь свету солнечному свойственно.

хотя бы иногда преображаемся от благодарности за нами пережитое, - и это свойство
мощно помогает в процессе творчества.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   22.04.2024 00:49   Заявить о нарушении